Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 09:00, курсовая работа
Целью данного исследования является: выявить влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по обучению детей дошкольного возраста пейзажному рисованию, раскрыть основные понятия и проблемы выразительности в пейзажном рисовании.
2. Определить возрастные особенности обучения пейзажному рисованию.
3. Выделить характерные особенности обучения по изобразительной деятельности.
4. Провести диагностическое обследование детей.
5. Разработать занятия по обучению детей пейзажному рисованию и апробировать их в работе с детьми.
6. Выявить влияние занятий на развитие навыков пейзажного рисования и сравнить констатирующий и контрольный эксперименты.
Введение
Глава 1. Развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Пейзажное рисование. Сущность. Виды
1.2 Возрастные особенности обучения пейзажному рисованию
1.3 Характеристика занятий по изобразительной деятельности и их значение в развитии навыков пейзажному рисованию
Глава 2. Занятия по изобразительной деятельности, обеспечивающие развития навыков пейзажного рисования
2.1 Диагностика представление о пейзаже детей старшего дошкольного возраста
2.2 Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования
2.3 Контрольный эксперимент по выявлению занятий на развитие навыков пейзажного рисования
Заключение
Литература
Курсовая работа: Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа: Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста
Министерство образования Иркутской области
Областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ангарский педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста
Бухмина Елена Сергевна
студентка IV курса, 162 группы
Специальность 050704 «Дошкольное образование»
Руководитель: Черных Валентина Александровна
преподаватель методики изобразительной деятельности,
второй (II) квалификационной категории.
Консультант: Гурова Ирина Александровна
преподаватель высшей квалификационной категории.
Рецензент: Анчутина Ольга Алексеевна
Заместитель директора МОУ ДОД ДХШ
высшей квалификационной категории.
Ангарск, 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Пейзажное рисование. Сущность. Виды
1.2 Возрастные особенности обучения пейзажному рисованию
1.3 Характеристика занятий
по изобразительной
Глава 2. Занятия по изобразительной деятельности, обеспечивающие развития навыков пейзажного рисования
2.1 Диагностика представление
о пейзаже детей старшего
2.2 Влияние занятий по
изобразительной деятельности
2.3 Контрольный эксперимент по выявлению занятий на развитие навыков пейзажного рисования
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Тему нашей выпускной квалификационной работы «Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста» - мы выбрали потому, что считаем ее актуальной, так как проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение в настоящие время.
Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности один из самых эмоциональных жанров – пейзажная живопись. По средствам пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрывается богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся c новыми для них предметами и явлениями.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Рисование для ребенка - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста [10].
Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы [14].
Противоречие заключается в том, что пейзажное рисование имеет большое значение в воспитании, оно необходимо для всех детей. Пейзажная живопись дает простор детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.
Проблема в том, что недостаточно используются в дошкольных учреждениях занятия по обучению пейзажному рисованию.
Объект исследования: процесс развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: занятия по изобразительной деятельности, обеспечивающие развитие навыков пейзажного рисования.
Целью данного исследования является: выявить влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по обучению детей дошкольного возраста пейзажному рисованию, раскрыть основные понятия и проблемы выразительности в пейзажном рисовании.
2. Определить возрастные особенности обучения пейзажному рисованию.
3. Выделить характерные особенности обучения по изобразительной деятельности.
4. Провести диагностическое обследование детей.
5. Разработать занятия по обучению детей пейзажному рисованию и апробировать их в работе с детьми.
6. Выявить влияние занятий на развитие навыков пейзажного рисования и сравнить констатирующий и контрольный эксперименты.
Гипотеза: если на занятиях по рисованию использовать разные методы и приемы обучения, то у детей будут развиваться изобразительные навыки и умения.
Методы исследования: беседа; анкетирование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Методологическая основа исследования:
1. Психолого-педагогические труды (Логинова В.И., Выготский Л.С., Субботина В.Ю. – об особенностях воображения и творческого мышления в дошкольном возрасте).
2. Педагогические основы методики развития детского изобразительного творчества (Комарова Т.С., Григорьева Г.Г. – об особенностях изобразительной деятельности в дошкольном возрасте; Компанцева Л.В. – об особенностях поэтического образа природы в детском саду; Курочкина Н.А., Чумичева Р.М. – об особенностях пейзажного рисования).
Практическая значимость в том, что она доказывает необходимость применения занятий для развития навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Пейзажное рисование. Сущность. Виды
Пейзаж (фр. рaysage от рays – местность, страна) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей художника как представителя определенной эпохи. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени [12].
Художественный пейзаж – высшая ступень восприятия человеком природы. В живописном пейзаже истинного мастера перед нами предстает природа, как бы вновь сотворенная, высветленная и зазвучавшая в полную силу во всей своей целостности и гармонии, ибо она одухотворенна чувством художника.
В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в его произведении, приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной другим видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, световоздушную среду.
Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами ее объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж – поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); измененная человеком природа – села и города (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности в определенную эпоху (исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи. Природа на полотнах художников предстает в разное время года и суток, в разную погоду.
Художники всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней. Пейзажист рассказывает нам о знакомых и много раз виденных лесах, реках, полях, но вносит в свое отношение, создает поэтический образ природы. И.Левитан, И.Шишкин, К.Коровин - певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека [3].
Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь все это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок.
Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной структуры. Другое выразительное средство живописи — рисунок (линия и светотень) — ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.
1.2 Возрастные особенности обучения пейзажному рисованию
В пейзажной живописи выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста.
1. Доступность содержания
пейзажной живописи для
2. Содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.
3. Яркая выраженность
эмоционального состояния. Чем эмоциональнее,
ярче, убедительнее произведение, тем
сильнее оно действует на
4. Разнообразие используемых
художником средств
Здесь названы лишь основные требования к отбору произведений искусства, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Понятно, что педагог, приобщая ребят к пейзажной живописи, учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального, эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями и, наконец, особенности функционирования ДОУ, его месторасположение (город, село), где растет и развивается ребенок.
Каждый возрастной период имеет свои особенности. Впервые обучение пейзажному рисованию начинают в старшем дошкольном возрасте. К этому времени дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т.е. не только те, где предстает занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину дети теперь воспринимают иначе: о многом они догадываются, многое могут вообразить, с легкостью определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, краски, которые выбрал художник для их передачи.
Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения.
Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатлений о предметах в рамках социоэмоционального развития наблюдателя. Это сложный психологический процесс. Он состоит из основных этапов:
· Афферентный синтез (анализ свойств объекта и предметной среды, зоны отображения)
· Межсенсорное взаимодействие: при восприятии объекта и предметной среды, зоны отображения происходит сравнение зрительного, звукового, обонятельного и других сигналов, взаимодействия анализаторов, тренировка ассоциативных процессов и полушарий головного мозга.
Момент восприятия картины - это встреча всего опыта, накопленного человеком к данному моменту и картины, как некого символа, посланного человеку автором. Умение расшифровать этот символ, понять идею, ощутить красоту изображения, обусловлено подготовленностью восприятия, основанного на сенсомоторной натренированности глаз.
Что значит «воспринимать произведения изобразительного искусства»? Наиболее распространены два типа такого восприятия. Первый тип в педагогической литературе обозначен термином «наивный реализм». В нем отражен самый распространенный вид неадекватного восприятия и оценки художественного произведения искусства и окружающую действительность. Его симпатия и антипатия к отдельным персонажам, удовлетворенность, интерес или досада по поводу сюжета легко превращается в оценку самого произведения как «хорошо или плохо». А если произведение не содержит привлекательного сюжета, не имеет увлекательности, то оно часто вовсе ничего не говорит воспринимающему его.
Ущербность такого подхода к произведениям живописи очевидна, и все же он имеет не одни только минусы. В нем проявляется в наивной форме неистребимое стремление людей к тому, чтобы искусство было правдой, помогало бы жить и понимать жизнь, пробуждало бы сочувствие, давало высокие образцы характера и поведения.