Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие связной речи дошкольников.
Объект исследования: Процесс развития связной речи у дошкольников.
Предмет исследования: Сюжетно – ролевая игра как средство развития связной речи.
Гипотеза: Работа по развитию связной речи дошкольников будет более эффективным если:
- использовать сюжетно-ролевую игру;
- работа проводится на диагностической основе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....…..3
ГЛАВА l. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе……………………………………………………...5
1.2 Роль сюжетно-ролевой игры в развитие связной речи у дошкольников. ……………………………………………………………………9
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………12 ГЛАВА ll. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Выявления уровня развития связной диалогической речи у
детей средней группы………………………………………………….11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Мишениной.docx

— 45.98 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнила: студентка

                                                                   3 курса, 302 гр.

                                                                             Мишенина Марина

                                                                    Руководитель:

                                                                                    преподаватель методики

                                                                                развития детской речи

                                                                     Коваценко А. Б.

 

 

 

 

АНЖЕРО–СУДЖЕНСК

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....…..3

ГЛАВА l.  ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

          1.1  Состояние проблемы развития  связной речи в психолого-педагогической литературе……………………………………………………...5

          1.2 Роль сюжетно-ролевой игры в развитие связной речи у дошкольников. ……………………………………………………………………9

Вывод по 1 главе…………………………………………………………………12 ГЛАВА ll. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА ПО  ИЗУЧЕНИЮ  СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

2.1 Выявления  уровня  развития связной диалогической речи у

детей    средней  группы………………………………………………….11

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы выбрана не случайно, поскольку в наши дни она является актуальной для современного дошкольного образования. Известно, что основные виды деятельности дошкольника – это игра и общение, следовательно, в рамках игрового общения, благодаря использованию словесных, сюжетно-ролевых, театрализованных и других игр на занятиях в детских дошкольных учреждениях происходит формирование и совершенствование речевой деятельности ребенка.

Однако в практике работа детских садов есть недостатки. Между пониманием воспитателем необходимости развития связной речи дошкольников и недостаточным использованием для этого сюжетно-ролевой игры. Степень изученности проблемы сюжетно-ролевой игры для дошкольников в психолого-педагогической литературе достаточно высока. Ею занимались такие авторы как Е.А. Аркин, П.А. Рудик, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, А.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие исследователи. Особенно хочется отметить работу Л.А Венгера. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе, в которой автор раскрывает значение сюжетно-ролевой игры для умственного развития ребенка, роль игры для овладения новыми формами мышления необходимыми при обучении в школе. Однако вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи дошкольников в работах данных исследователей изучен недостаточно.

Проблема исследования: Каково влияние сюжетно-ролевых игр на развитии связной речи дошкольников.

Тема исследования: Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие связной речи дошкольников.

Объект исследования: Процесс развития связной речи у дошкольников. 

Предмет исследования: Сюжетно – ролевая игра как средство развития связной речи.

Гипотеза: Работа по развитию связной речи дошкольников будет более эффективным если:

- использовать сюжетно-ролевую  игру;

-  работа проводится  на диагностической основе;

 

 

 

 

4

- при организации сюжетно-ролевых  игр учитываются индивидуальные  особенности развития каждого  ребенка;

- воспитатель постоянно в системе, с постепенным усложнением задач, будет организовывать сюжетно-ролевые игры, и включать в них всех детей, распределяя роли в соответствии с их интересами и индивидуальными возможностями.

 Задачи исследования:

- выявить и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие связной речи дошкольников;

- разработать критерии показатели и уровни развития связной речи у дошкольников.

- разработать программу использования сюжетно-ролевых игр, в развитии связной речи у дошкольников;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    1. Состояние проблемы развития связной речи  в психолого-педагогической литературе.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность считал С.Л. Рубинштейн [7.-С.48], это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя».  Связная речь по определению Ф.А. Сохина – это не просто последовательность слов и предложений, а последовательно связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Речь становится связной, если для нее характерны:

- содержательность (хорошее  знание предмета, о котором говорится);

- точность (правдивое изображение, окружающее действительности);

- логичность (последовательно  изложение мыслей);

- ясность (понятность для  окружающих);

- правильность, богатство (разнообразие).

По мнению исследователей, существуют две разновидности устной связной речи – диалог и монолог, которым присущи свои особенности:

Диалогическая речь – речь, поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, в ней могут присутствовать интонации, жесты, паузы, ударения. Для нее характерно использование разговорной лексики и фразеологии.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Для нее характерна литературная лексика, развернутые высказывания, законченность и логическая завершенность.

 

6

Связная речь может быть ситуативной (связанной с конкретной ситуацией) и контекстной (построенной без учета конкретной ситуации с опорой только на языковые средства).

Как же развивается связная речь  детей? Ответ на этот вопрос содержится в исследованиях С.Л. Рубинштейна [7.-С.50-52] , 

С.Л. Рубинштейн считает, что развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении взрослый и ребенок вырастают разнообразные чувства, а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются. В дошкольном возрасте наступает новый этап освоения  речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. В младшем дошкольном возрасте уточняется и закрепляется правильная артикуляция и внятное произношение гласных и согласных звуков, а также трудных в артикуляционном отношении шипящих, свистящих и сонорных. В старшем дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит и правильно произносит все звуки, хотя трудности могут наблюдаться в отношении шипящих звуков и пр. В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. К четырем годам ребенок осваивает до 1900 слов, к пяти – до 2000-2500, а к шести-семи – до 3500 – 4000.

В речи ребенка становится не только больше слов, но что очень важно, происходит развитие их значений. Также происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды

7

речи: речь, инструктирующая участников игры, речь – сообщения, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Также ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. На основе понимания, сначала очень примитивного начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый. К

концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желание более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функция: как средство установления контакта и как средство познания мира. На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активное речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к  собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативная. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партеры развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная, более

8

последовательная и логичная. К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществует ситуативная и контекстная речь, речь становится произвольным самостоятельным процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

    1. Роль сюжетно-ролевой  игры в развитие связной речи

 у дошкольников

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра – это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждает, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ни что не сковывает ребенка. Не поучать, и обучать, а играть с ними, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи. Играя ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами – заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно. В иге он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малыша, но надо учить играть – сначала просто оперировать игрушками, подражал реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми. Основной сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданный им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре). Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры

 

10

указывал К.Д. Ушинский в игре же дети – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин), общественные (игры празднование Дня рождения города, в библиотеку, полет на Луну). В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержание, как отличаются и в самой жизни. Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес и определенным сюжетам, в которые они играли и раньше.( в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействовать детей в игре, когда каждый вносит, что-то свое, индивидуальное. На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направления:

Информация о работе Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре