Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с художественной картиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 06:54, доклад

Краткое описание

На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях ДОУ г.Твери реализуются различные образовательные программы. В ходе проведенного сравнительного анализа комплексных программ: «Детство», «Из детства в отрочество», «Истоки», «Радуга», «Детский сад – дом радости», «Развитие», а также парциальных программ: «Цветик-семицветик», «Русский музей» было выявлено, что наиболее полно раскрыто содержание работы по обучению детей расскзыванию по картине в программах «Детство» и «Радуга», по художественной картине в программе «Русский музей», а система использования схем и моделей при обучении дошкольников лучшим образом представлена в программе «Развитие».

Вложенные файлы: 1 файл

razvitie-svyaznoj-rechi-starshih-doshkolnikov-posredstvom-oznakomleniya-s-hudozhestvennoj-kartinoj.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)


Развитие связной речи старших  дошкольников посредством ознакомления с художественной картиной

Введение

Исходная ситуация

На сегодняшний  день в дошкольных образовательных  учреждениях ДОУ г.Твери реализуются  различные образовательные программы. В ходе проведенного сравнительного анализа комплексных программ: «Детство», «Из детства в отрочество», «Истоки», «Радуга», «Детский сад – дом  радости», «Развитие», а также парциальных  программ: «Цветик-семицветик», «Русский музей» было выявлено, что наиболее полно раскрыто содержание работы по обучению детей расскзыванию по картине  в программах «Детство» и «Радуга», по художественной картине в программе  «Русский музей», а система использования  схем и моделей при  обучении дошкольников лучшим образом представлена в программе  «Развитие».

Проблемы

Анализ результатов  диагностического обследования уровня развития связной речи детей показал  следующее:

Уровни  развития

Количество детей старшей  группы

Количество детей подготовительной к школе группы

Высокий

2

1

Средний

10

10

Низкий

8

9


 

Самым трудным для  детей оказалось составление  рассказа-описания по художественной картине. Это свидетельствует о  ом, что уровень развития связной  речи детей соответствовал в большинстве  своем среднему и низкому.

Причины

    1. Недостаточно уделено внимание методике обучения дошкольников рассказу по художественной картине.
    2. Дети и многие взрослые (педагоги и родители) не умеют выразить словом свое эмоциональное состояние, свое отношение к увиденному, глубину своего переживания, своего чувства.
    3. Педагоги и взрослые не проявляют интерес к художественным картинам.
    4. В работе с дошкольниками намного чаще используются книжные иллюстрации, репродукции, предметные и сюжетные картинки, чем художественные картины.

Последствия

  • уровень развития связной речи не будет соответствовать потребностям детей и социальному заказу со стороны родителей и начальной школы;
  • не будет привит интерес у детей к художественным картинам;
  • будет наблюдаться недостаточный уровень эстетического и эмоционального развития старших дошкольников.

Ключевая проблема

Необходимость использования  возможностей изобразительного творчества в развитии связной речи детей  обусловлена требованиями Госстандарта к уровню дошкольного образования, потребностями детей и требованиями к школьному обучению.

Опыт решения сходных проблем

В методическом пособии  «Беседы по картинке. Времена года.»  Н.Н. Гусаровой  представлены методические рекомендации по обучению детей рассказыванию  по сюжетной картине. В пособии используются работы художника И.Ф. Дукка. Содержание вопросов для построения бесед с  детьми ориентировано на знания детей  среднего и старшего дошкольного  возраста.

Цель методического  пособия «Учим детей наблюдать  и рассказывать» О.В. Мариничевой  и Н.В. Елкиной – помочь педагогам  и родителям дать дошкольникам знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Каждый текст  в книге сопровождается заданиями, которые позволяют сформировать у ребенка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов и т.д. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям  недостаточно знаний по содержанию, они  должны владеть структурой текста. С этой целью в книге использованы различные приемы. Одним из них  является рассматривание иллюстрации  и беседа по ней. Часть иллюстративного  материала представлена сериями, состоящими из 3-4 картинок, что помогает детям  придумывать рассказы без помощи взрослого.

Яркий иллюстративный материал и интересные приемы по обучению детей рассказыванию  по картине представлены в сборнике Л.П. Успенской и М.Б. Успенского «Учитесь правильно говорить». Книга предназначена  для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы пособия  дают педагогам рекомендации по форме  проведения занятий по материалам сборника, указывают на особенности, которые  имеют групповые и индивидуальные занятия. В первом случае есть возможность  использовать прием соревнования, оказания помощи друг другу, осуществления взаимного  контроля и других форм общения в  детском коллективе. В индивидуальных занятиях особенно удобно использовать опыт педагогики сотрудничества. Например, в отдельных случаях воспитатель  и ребенок могут поменяться местами. Выступая в такой игре в роли воспитателя, ребенок задает своему «Ученику»  вопросы по какому-либо тексту пособия, определяет, правильно ли «ученик» ответил на них. В такой ролевой  игре у детей воспитывается требовательность к себе и ответственность за правильность своей речи.

Методическое пособие Л.Е. Белоусовой «Удивительные истории» содержит конспекты  занятий, направленные на формирование родовых и видовых понятий, обогащение и активизацию словаря, обучение вести диалог, развитие выразительности  речи, подготовку к обучению грамоте. Используя на своих занятиях элементы ТРИЗ, Н.Е. Белоусова реализует главное  кредо тризовцев: «Каждый ребенок  изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться  в современном мире, чтобы при  минимуме затрат достичь максимального  эффекта».

Актуальность

Искусство воздействует на психику и разум человека, его  интеллект и чувства, поэтому  необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного  возраста для их общения с миром  прекрасного. Искусство - одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому  надо научить детей понимать и  любить произведения живописи, научить  понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает  образ. В изобразительном искусстве  – это линии и краски (в литературе – выразительные средства языка, в музыке – звуки, в танце –  движения). Искусство расширяет эмоциональный  опыт ребенка, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему, но и открывая новые, ранее неведомые.

 Живопись как  вид изобразительного искусства  соответствует возрастным особенностям  дошкольников и доступна их  восприятию. В изобразительной деятельности  дети сталкиваются с образной  эстетической характеристикой предмета  или явления, воспринимают художественный  образ живописного произведения  и соотносят это восприятие  с созданием словесного образа, который передают в речи.  Но, не овладев связной образной  речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.

Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать  содержание картины, но и придумывать  предшествующие и последующие события.

Картинам, как фактору  умственного развития ребенка должно быть отведено особое место с первых лет его жизни. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения.

 

Концепция деятельности

Гипотеза

Использование системы  методов  при обучении детей рассказыванию  по художественной картине повышает уровень развития связной речи.

Цель

Разработка системы  методических приемов обучения детей  старшего дошкольного возраста рассказу по картине.

Задачи

  1. Изучить теоретические исследования и практический опыт по проблеме.
  2. Определить подходы к отбору методов и приемов в работе по развитию связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с художественной картиной.
  3. Систематизировать критерии оценки уровня развития детей по данному направлению.
  4. Разработать и апробировать опыт развития связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с художественной картиной.

 

Критерии оценки

С помощью диагностических  методик определяются уровни развития связной речи детей.

Высокий уровень:

Ребенок владеет  речевыми умениями. Инициативен и  самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов  других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится  к аргументации, доказательству и  широко ими пользуется. Имеет богатый  словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Средний уровень.

В рассказе ребенок  допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется формой речи – доказательство с помощью взрослого. Речь чистая, правильная.

Низкий уровень.

Ребенок затрудняется, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при  рассказывании требует помощи взрослого. Попускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный  запас беден. Ребенок затрудняется в аргументации суждений, не пользуется формой речи – доказательством. Речь недостаточно выразительна. Допускает  грамматические ошибки.

Модель деятельности








 

 


 


 

 

 

График выполнения работ

Разработка опыта  рассчитана на два учебных года.

Целевые группы

Работа проводится с детьми 5-6 лет (старшая группа ) и детьми 6-7 лет (подготовительная к  школе группа).

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Наличие материально-технической базы, обеспечивающей  полноту и качество образовательного процесса.
  2. Полный учебно-методический комплект (программно-методическое обеспечение, ТСО, художественные картины).
  3. Система повышения профессионального совершенствования воспитателя.

Факторы, способствующие реализации проекта

  • заинтересованность всех участников педагогического процесса в достижении качественных результатов работы;
  • система контроля;
  • система планирования занятий.

 

Факторы, препятствующие реализации проекта

  • недостаточное оснащение учебно-воспитательного процесса;
  • низкая посещаемость детей группы;
  • несоответствие цели и задач ожидаемым результатам.

 

Теоретическая база

Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств  выразительности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.).

Е.И. Тихеева в  методическом пособии «Развитие  речи детей» обращает внимание педагогов  на то, что «…образы, представления, вызываемые картинами, конечно, менее  яркие, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно  более ярки и определенны, чем  образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и  значение их велико».

 

Французский импрессионист  О. Ренуар говорил своему уже взрослому  сыну о том, что картина прежде всего должна пробуждать чувства, а  не только желание что-либо сказать  по поводу того, что и каким образом  изображено.

В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано  в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие русской и западной педагогики, использованное позднее в трудах таких педагогов, как Е.И. Тихеева, Л.А. Пеньковская, Е.И. Родина, М.М. Конина, Т.Н. Доронова, Н.А. Курочкина.

Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания содержания картин детьми. Эти проблемы рассматриваются  в работах С.Л. Рубинштейна, Е.А. Флериной, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной.

К картинам, используемым на занятиях в ДОУ, предъявляется  ряд требований, которые нашли  свое обоснование в работах отечественных  ученых-педагогов и психологов: Е.И. Тихеевой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.

Ученые - психологи  и педагоги, проводившие исследования психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста, указывают на тот факт, что в  старшем дошкольном возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок.

Мышление носит  наглядно-образный характер, т.е. ребенок  способен манипулировать представлениями  и образами. Появляется и начинает развиваться словесно-логическое мышление. Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Ребенок  уже может произвольно управлять  своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.

Информация о работе Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с художественной картиной