Развитие творческой активности младшеклассников на уроке чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия развития творческих способностей и творческой активности младших школьников на уроках.
Объект исследования: творческие способности и творческая активность младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческой активности младших школьников на уроках.

Содержание

Введение 3
Глава I. Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста. 5
1.1. Сущность и структура понятия «творческая активность». 5
1.2. Современные подходы к развитию творческой активности младшеклассников. 13
Глава II. Исследование проблемы развития творческой активности младшеклассников. 20
2.1. Состояние проблемы развития творческой активности младшеклассников 20
2.2. Рекомендации. 27
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovik.docx

— 62.37 Кб (Скачать файл)

 

 

Зарегистрировано «___»_____20___г.

________ __________________________

Подпись       (расшифровка подписи)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального  образования

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ__________Психологии_________________

Наименование факультета

КАФЕДРА_Возрастной и социальной психологии_

Наименование кафедры

 

 

 

 

Тема работы:___«Развитие творческой активности младшеклассников на уроке чтения»__

 

Курсовая работа студентки

 

____очного___отделения ___2__курса ___081003__группы

 

 

_______ Костюковой Ольги Витальевны_______

(Фамилия, имя, отчество)

 

Научный руководитель

_доктор педагогических наук, профессор Новикова М.Г.___

(Ученая степень, звание, фамилия, инициалы)

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

Современное общество выражает все большую потребность в нестандартно мыслящих людях, умеющих решать сложные научные, технические, социальные, экономические, экологические и духовные проблемы современного мира.

Задача воспитания и развития творческой активности лежит в основе педагогического процесса, непосредственно на учителях начальной школы. Творческая активность развивается в процессе деятельности, позволяющей мыслить нешаблонно,  находить решения в нестандартных ситуациях. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства.  Именно они помогают формировать творческую личность с активной жизненной позицией, обладающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением.

Основные положения теории творчества, изложены в трудах М.М. Бахтина, доработаны В.С. Библером и С.Ю. Кургановым. Большой вклад в исследование творчества внесли многочисленные отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, и др.;

При всем многообразии исследований, необходимо отметить их теоретико-методологический характер. Для осуществления же реального педагогического процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся, необходимо выявить комплекс психолого-педагогических условий, разработать технологическое обеспечение его реализации. Таким образом, существует противоречие между потребностью общества в думающих, способных эффективно действовать в нестандартных ситуациях, гражданах и недостаточной разработанностью различных методик и подходов к развитию творческих способностей младших школьников. Данная проблема так же определяет актуальность нашего исследования и выбор темы: «Развитие творческой активности школьников на уроке».

Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия развития творческих способностей и творческой активности младших школьников на уроках.

Объект исследования: творческие способности и творческая активность младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития творческой активности младших школьников на уроках.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей и творческой активности младших школьников на уроках будет эффективно, если:

- создаётся подлинно творческая  атмосфера, способствующая свободному  проявлению творческого мышления  ребенка;

- обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;

- осуществляется выбор форм и  методов развития творческих  способностей;

В ходе исследования решались следующие задачи:

1.   Определить психолого-педагогическую сущность процесса развития творческих способностей и творческой активности младших школьников.

2.  Изучить современные подходы к развитию творческой активности младшеклассников.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседы; психолого-педагогический эксперимент; математическая обработка данных экспериментального исследования.

Базой исследования является МБОУ № 21 г.Новосибирска.

 

Глава I. Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста.

 

1.1. Сущность и структура понятия «творческая активность».

 

Начальная школа, с психологической точки зрения, является сензитивным периодом для развития творческих способностей, что обусловливается  характерной чрезвычайной любознательностью, огромным желанием познавать окружающий мир. Взрослые способствуют расширению детского опыта, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, в свою очередь, накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Для раскрытия понятия «творческая активность» необходимо рассмотреть такие понятия как «творчество», «способности», «творческие способности», а так же тесно связанные с ними такие понятия как «творческое мышление», «креативность», «фантазия», «воображение».

По мнению В.А.Сухомлинского - создателя концепции гуманистического воспитания, выдающегося педагога XX века  -  творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные и добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом «человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием».

«Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [14].

Существуют два основных вида деятельности человека:

  • Репродуктивный (воспроизводящий) вид деятельности, который  обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности. Он тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
  • Творческий вид деятельности, обеспечивающий создание нового, оригинального. Результатом этой деятельности является не воспроизведение бывших в прежнем опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.

Творческой деятельностью является такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

Способности - это свойства личности, которые определяют динамику, глубину и прочность приобретения знаний, умений и навыков и обеспечивают результативность и успешность деятельности. Основой этих способностей является задатки - врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, способствующие более динамичному приобретению знаний, умений и навыков.

Способности следует развивать в совокупности, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, одни из которых играют ведущую роль, другие - вспомогательную, вместе обеспечивающие результативность и успешность деятельности.

В обычной жизни способности выступают, прежде всего, как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, и имеют индивидуально своеобразное выражение.

По содержанию и степени сложности принято выделять:

  • Элементарные (Основные) способности - совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;
  • Сложные общие способности. Например: способность к труду, обучению, воспитанию, общению, речи и другие. Они так же свойственны всем людям, только в различной степени;
  • Сложные частные (специальные) способности - это уже совокупность отдельных свойств личности, которые обеспечивают достижения успеха человеком в какой-либо области деятельности.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Существует несколько гипотез о компонентах творческого потенциала человека. Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук выделяет следующие творческие способности, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов:

  • Способность видеть проблему там, где её не видят другие;
  • Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
  • Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;
  • Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;
  • Способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
  • Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
  • Гибкость мышления;
  • Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;
  • Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
  • Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
  • Лёгкость генерирования идей;
  • Творческое воображение;
  • Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [12].

Занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) ученые и педагоги считают, что указанные ниже качества характеризуют творческого человека:

  • Способность рисковать;
  • Дивергентное мышление;
  • Гибкость в мышлении и действиях;
  • Скорость мышления;
  • Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;
  • Богатое воображение;
  • Восприятие неоднозначности вещей и явлений;
  • Высокие эстетические ценности;
  • Развитая интуиция.

Противоположные качества: шаблонность, стереотипность, инертность, поверхностность мышления - важны в повседневной жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. Проанализировав эти и другие точки зрения, представленные многими учеными и педагогами по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

  • Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.
  • Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность); такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Прежде всего, психологи связывают способности к творческой деятельности с особенностями мышления. Дж. Гилфорд - известный американский психолог, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта - установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

    • Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
    • Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
    • Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
    • Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид [7].

По мнению Р.С. Немова творческое мышление - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Творческое мышление характеризует особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений [13].

Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение устанавливать системные связи, анализировать любые проблемы, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

Мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и это качество необходимо поддерживать и развивать.

Информация о работе Развитие творческой активности младшеклассников на уроке чтения