Развития памяти в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области дошкольного воспитания и образования:
потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Целью данного исследования явились изучение особенностей развития памяти в старшем дошкольном возрасте и разработка программы работы психолога и воспитателей для обеспечения продуктивной коррекции и развития исследуемой психической функции при подготовке к школьному обучению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти
в старшем дошкольном возрасте………………………………………………..8
Память, основные характеристики, виды
и мнемические процессы, характерные для исследуемой
психической функции…………………………………………………………..8
Анализ состояния изученности проблемы
развития памяти в психологических исследованиях
отечественных и зарубежных ученых…………………………………………22
1.3. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте……….31
Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………42
2.1. Цели, задачи исследования. Планируемый результат.
Этапы и методики исследования………………………………………………42
2.2. Описание организации и проведения исследования…………………….45
2.3. Описание, анализ и интерпретация полученных результатов………….52
2.4. Выводы эмпирического исследования и психолого-педагогические рекомендации……………………………………………………………………64
Заключение………………………………………………………………………66
Литература……………………………………………………………………….69
Приложения……………………………………………………………………...72

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие памяти в дошкольном возрасте.doc

— 8.13 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы развития памяти

в старшем дошкольном возрасте………………………………………………..8

    1. Память, основные характеристики, виды

и мнемические  процессы, характерные для исследуемой 

психической функции…………………………………………………………..8

    1. Анализ состояния изученности проблемы

развития памяти в психологических исследованиях

отечественных и зарубежных ученых…………………………………………22

1.3. Особенности  развития памяти в старшем  дошкольном возрасте……….31

Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………42

2.1. Цели, задачи  исследования. Планируемый результат. 

Этапы и методики исследования………………………………………………42

2.2. Описание  организации и проведения исследования…………………….45

2.3. Описание, анализ  и интерпретация полученных результатов………….52

2.4. Выводы эмпирического  исследования и психолого-педагогические  рекомендации……………………………………………………………………64

Заключение………………………………………………………………………66

Литература……………………………………………………………………….69

Приложения……………………………………………………………………...72

 

 

 

 

Введение

Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, постоянно оставляют определенный след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при  необходимости воспроизводятся. Все  эти процессы называются памятью.

Исследованием особенностей памяти занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, что породило большие споры и дискуссии (Блонский П.П., Выготский Л.С., Гнедова Н.М., Годфруа Ж., Зинц Р., Джеймс У., Зинченко П.И., Леонтьев А.Н., Ляудис В.Я., Норманн Д.А., Смирнов А.А., Ясперс К. и др.). Выготский Л.С. отмечал, что ни по одной теме современной психологии нет столько разногласий, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти [8].

Память является одним из важных и необходимых  условий для развития интеллектуальных способностей. Однако долгое время вниманием ученых и исследователей этой психической функции были удостоены дети школьного возраста, поскольку именно в этом возрасте ребенок приобретает необходимые знания и умения, развивает свои силы и способности.

В настоящее  время все больше детей отличаются ранним и весьма высоким интеллектуальным развитием, их способности постигать  сложный современный мир проявляются  очень рано – в дошкольном возрасте.

В связи с этим исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле.

 

 

Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области дошкольного воспитания и образования:

  • потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
  • потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.

Целью данного исследования явились изучение особенностей развития памяти в старшем дошкольном возрасте и разработка программы работы психолога и воспитателей для обеспечения продуктивной коррекции и развития исследуемой психической функции при подготовке к школьному обучению.

Объектом исследования выступил уровень развития памяти как познавательного процесса и высшей психической функции.

Предмет – взаимосвязь между уровнем развития памяти в дошкольном возрасте и проведением целенаправленной работы по коррекции и развитию этого познавательного процесса в организованной деятельности.

Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи дипломной работы:

    • провести теоретический анализ литературы по проблеме;
    • определить общую картину развития памяти в старшем дошкольном возрасте;
    • выявить взаимосвязь между уровнем развития памяти и проводимой в группе работой по коррекции и развитию исследуемого познавательного процесса;
    • разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по оптимизации работы над подготовкой к школьному обучению.

Методологическую  основу исследования составляют следующие научные идеи и принципы:

    • теоретические и практические разработки о генетически обусловленных ступенях развития памяти (П.П. Блонский) и развития высших форм запоминания (А.Н. Леонтьев);
    • идея развития путем освоения культурного наследия человечества (Л.С. Выготский);
    • идея о решающей роли социальных условий, воспитания в развитии личности (А.Н. Леонтьев) и др.

Исследование  осуществлялось в несколько этапов:

1 этап – диагностический  – выявление основных особенностей развития памяти детей старшего дошкольного возраста. Для решения этой задачи нами были использованы тестовые задания, предложенные Гавриной С.Е. с соавторами [Гаврина С.Е. и др. Большая книга тестов. Для детей 5-6 лет. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – С. 58–64]. Диагностика проходила в двух группах (контрольной и экспериментальной).

2 этап – коррекционный – сопоставление и анализ полученных данных в процессе первичной диагностики, разработка серии коррекционных занятий по развитию мнемических процессов и апробация этих занятий в экспериментальной группе испытуемых.

3 этап – контрольный  – проведение вторичной диагностики  по идентичным тестовым заданиям  в обеих группах испытуемых  с целью выявления изменений  в результатах этой диагностики. Анализ результатов дает возможность оценить эффективность коррекционной работы и определить дальнейшую работу с детьми.

В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о наличии связи между показателями уровня развития памяти и проводимой работой по коррекции и развитию исследуемого познавательного процесса, а именно – при специально организованной коррекционной и развивающей деятельности показатели развития исследуемого познавательного процесса качественно и количественно изменяются в лучшую сторону, а достигнутые результаты надолго закрепляются, чем делают возможным улучшение показателей при повторном тестировании, и, наоборот, - при отсутствии организованной работы по развитию памяти в старшем дошкольном возрасте, данный процесс характеризуется хаотичностью и не всегда приводит к продуктивным результатам.

Для решения  поставленных задач и проверки гипотезы использовались такие методы, как:

  • теоретические (методы сбора, анализа и обобщения научных теоретических данных, педагогического опыта и психолого-педагогической литературы по теме исследования);
  • эмпирические (диагностика развития мнемических процессов, предложенная Гавриной С.Е.);
  • методы обработки полученных данных.

Практическая  значимость настоящего исследования заключается в направленности на совершенствование и оптимизацию условий личностного и интеллектуального развития детей в образовательных учреждениях путем:

  • формулирования  и внедрения рекомендаций воспитателям, педагогам и родителям;
  • углубления знаний будущих педагогов <span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0

Информация о работе Развития памяти в старшем дошкольном возрасте