Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области дошкольного воспитания и образования:
потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Целью данного исследования явились изучение особенностей развития памяти в старшем дошкольном возрасте и разработка программы работы психолога и воспитателей для обеспечения продуктивной коррекции и развития исследуемой психической функции при подготовке к школьному обучению.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти
в старшем дошкольном возрасте………………………………………………..8
Память, основные характеристики, виды
и мнемические процессы, характерные для исследуемой
психической функции…………………………………………………………..8
Анализ состояния изученности проблемы
развития памяти в психологических исследованиях
отечественных и зарубежных ученых…………………………………………22
1.3. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте……….31
Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………42
2.1. Цели, задачи исследования. Планируемый результат.
Этапы и методики исследования………………………………………………42
2.2. Описание организации и проведения исследования…………………….45
2.3. Описание, анализ и интерпретация полученных результатов………….52
2.4. Выводы эмпирического исследования и психолого-педагогические рекомендации……………………………………………………………………64
Заключение………………………………………………………………………66
Литература……………………………………………………………………….69
Приложения……………………………………………………………………...72
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти
в старшем дошкольном возрасте………………………………………………..8
и мнемические процессы, характерные для исследуемой
психической функции………………………………………………………….
развития памяти в психологических исследованиях
отечественных и зарубежных ученых…………………………………………22
1.3. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте……….31
Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………42
2.1. Цели, задачи исследования. Планируемый результат.
Этапы и методики
исследования………………………………………………
2.2. Описание
организации и проведения
2.3. Описание, анализ и интерпретация полученных результатов………….52
2.4. Выводы эмпирического
исследования и психолого-
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Все впечатления,
которые человек получает об окружающем
мире, постоянно оставляют
Исследованием особенностей памяти занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, что породило большие споры и дискуссии (Блонский П.П., Выготский Л.С., Гнедова Н.М., Годфруа Ж., Зинц Р., Джеймс У., Зинченко П.И., Леонтьев А.Н., Ляудис В.Я., Норманн Д.А., Смирнов А.А., Ясперс К. и др.). Выготский Л.С. отмечал, что ни по одной теме современной психологии нет столько разногласий, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти [8].
Память является одним из важных и необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Однако долгое время вниманием ученых и исследователей этой психической функции были удостоены дети школьного возраста, поскольку именно в этом возрасте ребенок приобретает необходимые знания и умения, развивает свои силы и способности.
В настоящее
время все больше детей отличаются
ранним и весьма высоким интеллектуальным
развитием, их способности постигать
сложный современный мир
В связи с этим исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле.
Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области дошкольного воспитания и образования:
Целью данного исследования явились изучение особенностей развития памяти в старшем дошкольном возрасте и разработка программы работы психолога и воспитателей для обеспечения продуктивной коррекции и развития исследуемой психической функции при подготовке к школьному обучению.
Объектом исследования выступил уровень развития памяти как познавательного процесса и высшей психической функции.
Предмет – взаимосвязь между уровнем развития памяти в дошкольном возрасте и проведением целенаправленной работы по коррекции и развитию этого познавательного процесса в организованной деятельности.
Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи дипломной работы:
Методологическую основу исследования составляют следующие научные идеи и принципы:
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1 этап – диагностический – выявление основных особенностей развития памяти детей старшего дошкольного возраста. Для решения этой задачи нами были использованы тестовые задания, предложенные Гавриной С.Е. с соавторами [Гаврина С.Е. и др. Большая книга тестов. Для детей 5-6 лет. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – С. 58–64]. Диагностика проходила в двух группах (контрольной и экспериментальной).
2 этап – коррекционный – сопоставление и анализ полученных данных в процессе первичной диагностики, разработка серии коррекционных занятий по развитию мнемических процессов и апробация этих занятий в экспериментальной группе испытуемых.
3 этап – контрольный
– проведение вторичной
В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о наличии связи между показателями уровня развития памяти и проводимой работой по коррекции и развитию исследуемого познавательного процесса, а именно – при специально организованной коррекционной и развивающей деятельности показатели развития исследуемого познавательного процесса качественно и количественно изменяются в лучшую сторону, а достигнутые результаты надолго закрепляются, чем делают возможным улучшение показателей при повторном тестировании, и, наоборот, - при отсутствии организованной работы по развитию памяти в старшем дошкольном возрасте, данный процесс характеризуется хаотичностью и не всегда приводит к продуктивным результатам.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались такие методы, как:
Практическая значимость настоящего исследования заключается в направленности на совершенствование и оптимизацию условий личностного и интеллектуального развития детей в образовательных учреждениях путем:
Информация о работе Развития памяти в старшем дошкольном возрасте