Разноуровневое обучение в современной школьной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 10:36, реферат

Краткое описание

Основные принципы гуманистической педагогики отражают по существу глубинное понимание самой педагогики и в той или иной интерпретации признаются всеми педагогическими школами. Ведь речь идет о воспитании таких общепризнанных ценностей, как открытость, честность, альтруизм, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь. Какой педагог откажется от этих ценностей? Речь ведь идет не только об академических знаниях, умениях, навыках, но и о духовном, нравственном развитии личности. Разница же между так называемой традиционной педагогикой, бихейвиористской педагогикой и гуманистической заключается в подходах, методах воспитания этих ценностей.

Содержание

Введение.
1. Разноуровневое обучение.
2. Технология разноуровневого обучения.
3. Задачи разноуровневого обучения.
4. Заключение.
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Разноуровневое обучение в современной школьной практике.docx

— 37.77 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение.

  1. Разноуровневое обучение.
  2. Технология разноуровневого обучения.
  3. Задачи разноуровневого обучения.
  4. Заключение.

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основные принципы гуманистической  педагогики отражают по существу глубинное  понимание самой педагогики и  в той или иной интерпретации  признаются всеми педагогическими  школами. Ведь речь идет о воспитании таких общепризнанных ценностей, как  открытость, честность, альтруизм, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь. Какой  педагог откажется от этих ценностей? Речь ведь идет не только об академических  знаниях, умениях, навыках, но и о  духовном, нравственном развитии личности. Разница же между так называемой традиционной педагогикой, бихейвиористской педагогикой и гуманистической заключается в подходах, методах воспитания этих ценностей. Это вовсе не означает, что в условиях традиционного обучения, например, учитель не может использовать гуманистические технологии. Более того, обучение в малых группах, как уже говорилось выше, достаточно свободно вписывается в традиционную систему обучения, но при условии, что учитель изменит сам подход к процессу обучения, отношению к ученику, осознает, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а не он; деятельность познания является главной, а не преподавание; самостоятельное приобретение и особенное применение полученных знаний являются приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний имеют роль для развития личности, уважение к личности, которое проявляется в процессе общения с учеником в любых ситуациях, а не назидания и менторство.

 

 

 

 

 

 

Разноуровневое обучение 

Любая личностно-ориентированная  технология предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Это  очень важно, если мы стремимся изменить парадигму образования, которая  способствовала бы воспитанию и развитию личности ученика, основной цели базового школьного образования – интеллектуальному  и нравственному развитию личности. Известный американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи: «Когда говорят, что образование - это развитие, всё зависит от того, что понимают под словом «развитие». На языке педагогики это означает, во первых, что образовательный процесс не имеет цели вне себя, он и есть своя собственная цель, и, во-вторых, что образование – это прогресс непрестанной реорганизации, перестройки, преобразования». То есть речь идёт о приобретении опыта каждым индивидом в каждый отрезок его жизни. Подлинно образовательным опытом является, по мнению Джона Дьюи, такой в котором человек имеет возможность, и получать знания, и развивать свои способности. Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков способностей учащихся. Дифференцированный подход на индивидуальном уровне вызван следующими факторами. 

Во-первых, нет ни одного ребёнка идентичного другому  или группе. Дети рождаются с разными  возможностями. У каждого ребёнка  свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. 

Во-вторых, дети являются не только объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной  деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребёнка посредством учебной  деятельности мы, прежде всего, должны иметь в виду его саморазвитие. Обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются  индивидуальные различия учащихся, т. е. основные свойства личности обучаемого. 

Различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. При внутренней дифференциации, личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам. Эти признаки определяются видами дифференциации. Это дифференциация по способностям, по проектируемой профессии, по интересам. Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психологического развития памяти, мышления, познавательной деятельности. 

Дифференциация по частным  способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или  иным предметам: одни ребята имеют большие  склонности к гуманитарным предметам, другие - к точным наукам, одни - к  историческим. Что касается дифференциации по неспособностям, то речь идет о так называемых классах коррекции, что является не самым лучшим выходом из положения. Детей, неуспевающих по тем или иным причинам по каким-то отдельным предметам, нужно обучать в обычных классах месте с другими детьми. Дифференциация по проектируемой профессии касается учащихся 14-15 лет и старше, уже определивших хотя бы в общих чертах свою профессиональную ориентацию. 

С этой целью в школах организуются классы с углубленным  изучением того или иного предмета, спецкурсы, профильные классы.  
Таким образом, говоря о личностно-ориентированном обучении, в области обучения иностранному языку, в первую очередь должны обратить внимание на внутреннюю и внешнюю дифференциацию по частным способностям, т.е. по способностям учащихся к отдельным предметам. В случае с внешней дифференциацией речь идет о разноуровневом обучении. 

Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне («А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. 

Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя. На практике разноуровневое обучение целесообразно начинать с учащимися 7-9 классов, т. к. в этот период у ребят начинают проявляться выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности. Обучение строится по специальным программам. Но очень часто выясняется, что и в этих классах дети тоже разные, не говоря уже о том, что на протяжении всего подросткового и юношеского периода развития отдельные психические функции человека могут претерпевать значительные изменения. В одних случаях обостряется память, развивается самостоятельность мышления, многократно на протяжении этого сложного периода в жизни человека могут меняться интересы и склонности человека. И это нормально. Но если ученик где-то в 7-8 классе попадает в тот или иной класс, программа не позволяет ему сменить ориентацию, перейти из класса для слабо успевающих учащихся в класс продвинутый. В сильном классе ученик может в большей мере интересоваться точными науками и в меньшей гуманитарными или наоборот. В математическом классе он вдруг осознает, что язык или история ему гораздо интереснее, чем математика и т.д. Человек настолько многообразен, что учесть возможные повороты в его развитии подчас очень сложно. Обучение же в одном классе на протяжении всего школьного периода, без дифференциации по частным способностям также представляется нам не вполне оптимальным.

Основным камнем преткновения, по нашему мнению, остается классно-урочная  система как практически единственная форма организации учебных занятий. Эта система диктует методы обучения и способы организации учебной деятельности в традиционном классе, рассчитанные на некоего среднего ученика, преобладание фронтальных работ, что приводит к явным педагогическим просчетам: слабым ученикам не достает практики, не хватает времени на осмысление материала, сильным ученикам не достает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.

Именно поэтому, если в 7-8 классах, когда у учащихся начинают проявляться более выраженные способности  к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с  желанием развивать далее именно эти способности, нам представляется целесообразным предоставить им такую  возможность. Речь идет о том, чтобы  на основании предварительного тестирования по отдельным предметам, главным  образом имеющим в своей основе формирование тех или иных способов деятельности в составе основ наук или как приоритетный элемент содержания обучения (математика, язык, физика, химия, биология), что требует значительного объема практики, создавать группы разного уровня - A, B, C. Не классы, а группы на потоке. Другими словами, ребята продолжают учиться в своих классах, но на уроки по отдельным предметам они идут в свои группы - кто в группу A, кто в группу B, кто в группу C. Таким образом, ученик, интересующийся математикой и ориентирующийся на технический вуз, может, в соответствии с проявленным уровнем подготовленности попасть в группу С или B , а по языку, который ему не дается - в группу А, (в нашей стране принято именно такое обозначение групп дифференциации: А- базовый уровень, В - несколько продвинутый, С - углубленный, хотя в других странах более принято другое обозначение, при котором самым высоким уровнем считается уровень А, а самым низким - уровень С), но только в том случае, если на то будет его собственное желание. На протяжении всего обучения действует система зачетов и тестирования и в любой момент, если он покажет более высокие результаты и изъявит желание перейти в другую группу, более высокого уровня, ему будет предоставлена такая возможность.

В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика группа «А»- базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только тогда, когда ученик знает, что его может понять, зачем ему стараться. Такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания. 

Деятельность учителя  при организации разноуровневых групп состоит в: 

-делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям) 

-разработке или подборке  заданий в соответствии с выявленными  уровнями знаний 

-оценивании деятельности учащихся 

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей: 

Для первой группы (группа «А») 

1. Пробудить интерес к  предмету путем использования  заданий базового уровня, позволяющих  работать в соответствии с  его индивидуальными способностями. 

2. Ликвидировать пробелы  в знаниях и умениях. 

3. Сформировать умения  осуществлять самостоятельную деятельность  по образцу. 

Для второй группы (группа «В») 

1. Развивать устойчивый  интерес к предмету. 

2. Закрепить и повторить  имеющиеся знания и способы  действия. 

3. Актуализировать имеющиеся  знания для успешного изучения  нового материала. 

4. Сформулировать умение  самостоятельно работать над  заданием, проектом. 

Для третьей  группы (группа « С») 

  1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 
  2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 
  3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.  
    Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Практика показывает, что  учителя давно осознали необходимость  дифференцированного подхода к  обучению, чтобы можно было уделять  больше времени отстающим учащимся, не упуская из виду сильных учеников, создавая благоприятные условия  для развития всех и каждого в  соответствии с их способностями  и возможностями, особенностями  их психического развития, учитывая особенности  характера.

Что же мешает целесообразной личностно-ориентированной организации  учебного процесса в современной  школе?

Прежде всего это:

  • отсутствие организационных условий для реализации личных способностей учащихся по отдельным предметам;
  • усредненность всего процесса обучения, т.е. ориентация на некоего среднего ученика, не существующего в природе;
  • необходимость "равномерно" уделять внимание всем учебным предметам: тем, к которым ученик имеет более выраженные способности и тем, которые ему даются с большим трудом, т.е. "уравнивание" программы для всех учащихся без учета их индивидуальных способностей и особенностей;
  • приоритет оценки знаний, умений, навыков, а не усилий, которые затрачивает тот или иной ученик на овладение этими знаниями, умениями, навыками, что ведет к сдерживанию процесса интеллектуального, творческого развития учащихся.

Информация о работе Разноуровневое обучение в современной школьной практике