Оглавление
Введение……………………………………………………………2
Глава 1. Система школьного образования
в РФ(1992-2012гг)
§1.1 Структура
системы образования в РФ……………………..4
§1 .2 Финансирование
образования…………………………….8
§ 1.3 Изменения
численности обучающихся в школах……….14
Глава 2 Реформа школьного образования
в РФ в 1992-2012 гг.
§ 2.1 закон об образовании
1992 года……………………………15
§ 2.2 закон об образовании
2012 (новшества)………………...…17
Заключение………………………………………………………..20
Список использованной
литературы…………………………….21
Приложения……………………………………………………….22
Введение
Сиcтема
общего среднего образования Роcсийской
Федерации включает более 67 тысяч учебных
заведений, в которых обучается 20 млн.
детей и подростков. Охват общим образованием
в Российской Федерации является одним
из самых высоких в мире и оставляет 81
процент от чиcленности наcеления в возрасте
от 7 до17 лет включительно. В системе общего
образования работает 1,7 млн. человек преподавателей,
или 2 процента трудоcпособного наcеления
Роcсии1.
Роль школы в воспитании
детей очень велика. После семьи - это важнейший
социально значимый институт. Как писал
Барбюс Анри, известный французский писатель,: «Школа — это
мастерская, где формируется мысль подрастающего
поколения, надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее2.»От эффективности
образовательно - воспитательного процесса
в школах зависит становление нового
российского демократического государства.
Нa протяжении последних
10-15 лет российское государство и общество
переживают сложный и неоднозначный период
реформирования всех сфер жизнедеятельности.
Очевидно, что конечная цель этих реформ
- ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое
и политическое благополучие, создание
сильного, стабильного государства, формирование
процветающего общества. Уcпешность решения
указанной проблемы в первую очередь определяетcя
средствами образования, как отраслью
выявляющей, развивающей интеллектуальный
потенциал нации, обеспечивающей углубление
демократизации общества. Сегодня конкурентоспособность
страны в меньшей степени определяется
наличием природных ресурсов. На первый
план выступает “человеческий фактор”,
способность создавать и осваивать сложнейшие
наукоемкие технологии, обеспечивать
принципиально новый технологический
уровень производства, aдаптироваться
к условиям новой информационной среды.
Это возможно только при наличии тотальной
грамотности, высокого интеллектуального
уровня общеcтвa, a также при условии результативной
государственной политики в области образования.
Актуальность данной
работы обусловлена важностью и значимостью
системы образования
для всего общества.
Цель настоящей
работы - анализ реформы образования в
РФ.
Задачи курсовой
работы-
- исследовать
структуру образовательной системы
в РФ,
-рассмотреть
этапы развития образовательной
системы в РФ.
Глава1 Система
школьного образования в РФ(1992-2012гг)
1.1Структура системы
образования в РФ
Согласно
Закону Российской Федерации «Об образовании»,
Российское образование представляет
собой непрерывную систему последовательных
уровней, на каждом из которых функционируют
государственные, негосударственные,
муниципальные образовательные учреждения
разных типов и видов:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
- профессиональные
(начальные, средние специальные, высшие
и т.п.);
- учреждения дополнительного
образования;
- другие учреждения,
предоставляющие образовательные услуги.
Государственные
и муниципальные образовательные учреждения
осуществляют свою деятельность на базе
типовых положений, утвержденных Правительством
РФ, о соответствующих типах и видах образовательных
учреждений. На основе типовых положений
разрабатываются уставы образовательных
учреждений. Образовательная система
объединяет дошкольное, общее среднее,
среднее специальное, вузовское, послевузовское,
дополнительное образование, образовательные
учреждения которой могут быть платными
и бесплатными, коммерческими и некоммерческими.
Все они имеют право заключать между собой
соглашения, объединяться в учебно-воспитательные
комплексы (детский сад - начальная школа,
лицей - колледж - вуз) и учебно-научно-производственные
объединения (ассоциации) с участием научных,
производственных и других учреждений
и организаций. Образование можно получать
с отрывом и без отрыва от производства,
в форме семейного (домашнего) образования,
а также экстерната.
Рассмотрим
подробно среднее образование
в России: Обучение в российских школах
в свете новых реформ в образовании начинается
в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет
при полном образовании (11 классов), основное
образование составляет 9 лет (9 классов).
Хотя в России существует единая образовательная
система, все-таки учебные планы от школы
к школе различны и меняются из года в
год, поэтому не все образовательные учреждения,
которые в большинстве своем являются
государственными, могут обеспечить школьников
необходимой литературой.
Школьное образование
в России представлено следующими типами
школ3:
- Начальная школа
в России является первой ступенью школьного
образования, где дети приобретают фундаментальные
знания для дальнейшего образования. В
настоящее время в школе представлены
три системы начального образования, базирующиеся
на традиционной системе обучения, а также
на теориях, разработанных отечественными
учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б.
Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы
направлены на интеллектуальное и нравственное
развитие учащихся. Дети могут теперь
идти в школу в полные 6 лет. В настоящий
момент дети проходят тестирование при
зачислении в школу, где проверяется их
интеллектуальный уровень.
Наряду с общепринятыми
образовательными предметами (русский
язык/письмо/пропись, чтение, математика,
"мир вокруг нас", физкультура, музыка,
краеведение, труд, ИЗО) во многих школах
со 2-го класса вводится иностранный язык,
что вскоре станет повсеместным (а в старшей
профильной школе кроме обязательного
английского будет преподаваться второй
язык - немецкий, французский и испанский),
а также в недалеком будущем планируется
введение обучения детей со 2- го класса
навыкам работы на компьютере.
В общей сложности
количество часов в неделю у учеников
начальной школы составляет от 20 в 1-ом
классе до 30 в 4-ом классе.
В первом полугодии
первого класса начальной школы не существует
как таковой системы оценок. Вместо нее
детям ставят звездочку ("5"), квадрат
("4"), треугольник ("3"), но чаще
всего успеваемость учащихся дается в
письменном виде (похвала типа "Хорошо",
"Молодец", "Умница"). Со второго
полугодия дети получают оценки по пятибалльной
шкале ("5" -высшая оценка). В конце
каждого учебного года ученики получают
свой табель об успеваемости с оценками.
С ним дети переходят (или остаются на
второй год при недостаточно хороших показателях
успеваемости) в пятый класс данной или
другой школы. Нужно заметить, что, в отличие
от Германии, в России дети и их родители
после окончания начальной школы не обязаны
выбирать тип дальнейшего учебного заведения.
То есть начальное образование ребенок
может получать как в общеобразовательной
школе, так и в гимназии или лицее, так
как данные типы образовательных учреждений
представлены в нашей стране комплексно-
с 1 по 11 классы.
- Общее среднее образование
Общее среднее образование
в России включает в себя начальное образование,
5 классов общей средней школы и 2 старших
класса средней школы. Итак, в возрасте
10 лет, то есть после начальной школы, дети
переходят на младшую ступень средней
школы, обучение в которой продолжается
5 лет. В 15 лет они заканчивают эту ступень
в соответствии с законом (то есть заканчивают
курс программы основной школы) и получают
аттестат о неполном среднем (об общем
среднем) образовании. Затем они могут
либо продолжить свое образование в школе
(то есть пройти курс образовательной
программы полной школы) и получить по
его окончании аттестат о полном среднем
образовании, либо поступить в начальные
или средние профессиональные училища.
Обучаются школьники
6 дней в неделю совместно, дифференциация
ведется лишь на уроках труда, а также
на уроках физкультуры в старших классах.
Количество часов в неделю - 30-36.
За последние годы
разнообразие типов и видов школ на базовом
уровне среднего образования значительно
увеличилось. Все школы отвечают за освоение
базовых программ, аттестат, получаемый
выпускником, признается во всех регионах
России и республиках СНГ. Возможности
ранней специализации предоставляются
гимназиями и лицеями. Большинство учащихся
негосударственных школ не получают аттестата
государственного образца. Конкурсное
поступление во все виды общеобразовательных
учебных заведений, включая гимназии и
лицеи, запрещено с 1997 года.
- Лицейское образование
Среди современных
типов учебных заведений самыми распространенными
в России являются общеобразовательные
школы, лицеи и гимназии. Лицей- "тип
среднего или высшего учебного заведения
в Российской Федерации с начала 1990-х гг.
Название "лицей" принимают некоторые
средние учебные заведения с углубленным
изучением дисциплин по определенному
профилю".
Имея сходство с
гимназиями, лицеи, однако, принципиально
отличаются от них тем, что взаимодействуют
с ВУЗами и к настоящему времени приобрели
признаки обучения, направленного на индивидуальное
развитие личности.
Сегодня лицейское
образование развивается прежде всего
в школах с физико-математическим уклоном,
деятельность которых инициируется университетами
и техническими ВУЗами.
Обучение в российский
лицеях длится с 1 по 11 класс, то есть все
10 лет учащиеся могут получать образование
в рамках одного заведения. Так же, как
и в немецких школах такого типа, профили
лицеев (гуманитарный, естественнонаучный,
математический) предполагают упор на
предметы данных блоков.
- Гимназии в России
Так сложилось, что
понятие "гимназия" ассоциируется
в сознании сегодняшних россиян с элитарностью,
то есть с тем типом престижных учебных
учреждений, где дети получают образование
по критериям знатности, богатства, связей,
где их подготавливают к работе на руководящих
постах в дальнейшем. Многие считают, что
такие дети составляют "элиту" современного
общества, в основном, "элиту по крови".
Гимназии же - это
в большинстве своем государственные
образовательные учебные заведения среднего
типа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией
к учению.
Так же, как и в других
типах средних общеобразовательных заведений,
гимназия предоставляет возможность получить
образование, достаточное для продолжения
обучения в университете. Это составляет
значительное различие с гимназиями в
Германии, завершение лишь которых дает
право на поступление в ВУЗ. Кроме того,
формирование ученических коллективов
в российской гимназии осуществляется
с 1 класса. В гимназию можно перейти из
другого типа школ как в течение учебы
на основной ступени образования, так
и по ее окончании. В этом случае выпускникам
9 классов гимназии также вручаются аттестаты
об основном среднем образовании, после
чего они решают, остаться им здесь для
получения полного среднего образования,
или пойти в учебное учреждение профессионального
типа
1.2 Финансирование
образования
Система образования
Российской Федерации является преимущественно
государственной. Это означает, что основными
ее элементами являются государственные
или муниципальные образовательные учреждения.
Их деятельность финансируется из соответствующих
государственных (федерального и региональных)
муниципальных бюджетов.
Частные школы полностью
финансированы родителями.
Согласно Закону
об Образовании, не меньше чем 10 % федерального
бюджета должны быть ассигнованы в образование;
тот же самый процент должен быть заложен
и в местных бюджетах.
Таким образом, финансирование
образовательных учреждений осуществляется
на основе бюджетной сметы, структура
которой ежегодно меняется вследствие
изменений, вносимых в бюджетную классификацию
расходов бюджетов Российской Федерации,
особенно — в ее экономическую часть.
Финансирование расходов на реализацию
государственных гарантий прав граждан
на получение общедоступного и бесплатного
общего образования осуществляется субъектом
Российской Федерации посредством выделения
субвенций местным бюджетам. Формирование
данного вида расходов осуществляется
на основе принципа нормативного подушевного
финансирования в расчете на одного обучающегося.
Каждое образовательное
учреждение создаётся одним или несколькими
учредителями, которые финансируют его
деятельность. В соответствии со ст.120
ГК РФ «учреждением признаётся организация,
созданная собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера
и финансируемая им полностью или частично».
Собственником государственных
и муниципальных образовательных учреждений
является государство в лице федеральных,
региональных и местных органов управления.
В соответствии
с этим основой государственных гарантий
получения гражданином образования в
пределах стандартов является государственное
или муниципальное финансирование. Объём
бюджетных средств выступает одним из
главных показателей, характеризующих
масштаб государственного регулирования
сферы образования.
В настоящее время
удельный вес федерального бюджета в общих
расходах на образование составляет около
20%, на долю региональных и местных бюджетов
приходится около 80%.
Более детально
структура финансирования рассмотрена
по итогам 2010 года в приложении 2 .
В приложении 2 приведены
данные за 2010 год по расходам бюджетов
разных уровней в разрезе уровней образования:
высшее профессиональное, среднее профессиональное,
начальное профессиональное, общее, дошкольное,
переподготовка и повышение квалификации
для системы образования России