Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:57, курсовая работа
Цель исследования: разработка программы по самовоспитанию для старших подростков.
Задачи исследования:
1. изучить литературу по проблеме самовоспитания и определить роль педагога в процессе самовоспитания подростка;
2. проанализировать специфику подросткового возраста и факторов, влияющих на развитие;
3. провести занятия и тренинг из программы на базе клуба «Подросток».
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы самовоспитания подростков. 5
1.1. Факторы и приемы осуществления процесса самовоспитания. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. 11
Глава 2. Педагогическое руководство процессом самовоспитания старших подростков в условиях клуба 14
2.1 Диагностика уровня самовоспитания старших подростков 14
2.2. Педагогические рекомендации по руководству процессом самовоспитания в условиях клуба. 20
Заключение 22
Литература 24
Белорусский государственный университет культуры и искусств
Факультет культурологии и социокультурной деятельности
Курсовая работа по педагогике на тему:
«Самовоспитание как фактор развития личности подростка»
Выполнила:
студентка 212 группы
Научный руководитель:
Минск 2012г.
Тема курсовой работы – самовоспитание как фактор развития личности подростка.
В последнее время возрастает интерес и внимание к проблеме активизации процесса самовоспитания подростков, как фактора развития всесторонней личности. Как отмечали известные педагоги и психологи: Я.Л. Коломинский, А.В Мудрик, А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанский, Р.С. Немов, А.А. Реан, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский и другие, самовоспитание занимает ведущую роль в формировании личности.
Актуальность проблемы определяется также тем фактором, что сензитивный период для самовоспитания начинается в подростковом возрасте. Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.
Оторвать друг от друга понятия воспитание и самовоспитание невозможно, т. к. это две стороны одного и того же процесса, имеющий одни и те же цели. Как воспитание невозможно организовать без самовоспитания объекта воспитательного процесса, так и самовоспитание школьника-подростка было бы проблематично без педагогического воспитания.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитании ([19], [20]). Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: подросток выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира.
Главной воспитательной
задачей в руководстве
Цель исследования: разработка программы по самовоспитанию для старших подростков.
Задачи исследования:
Объект исследования: педагогическое руководство процессом самовоспитания старших подростков.
Предмет исследования: способы педагогического воздействия на включение подростков в самовоспитание.
Методы исследования:
База: школьники 9-ых классов средней школы №2 г. Ошмяны
Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности. Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности [6].
Исследования, проведенные психологами и педагогами, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании (А.В. Мудрик, А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский и др.).
Воспитательная цель осмысливается и принимается воспитанником в результате систематического целенаправленного влияния со стороны воспитателя. В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Самовоспитание находится в непосредственной зависимости от содержания жизни подростков, их интересов и отношений.
Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований [14].
Леонтьева М.Р. определяет самовоспитание как процесс усвоения человеком опыта, предшествующих поколений за счет и посредством внутренних и душевных факторов, обеспечивающих развитие [24].
В то время как в Большой Советской энциклопедии самовоспитание характеризуется как систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом. Самовоспитание – составная часть воспитания и всего процесса развития людей[4, с. 533-534].
Осипов П.Н. дает ряд определений самовоспитания, во-первых, это управление личностью, т.е. саморазвитие; во-вторых, самовоспитание- это процесс изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли; в-третьих, самовоспитание- это высшая форма саморазвития человека[16].
Немов Р.С. выделяет
следующие ступени этого
Успешность прохождения каждого этапа будет зависеть от ряда внешних и внутренних факторов, которые представлены на схеме 1.1.1.
Схема 1.1.1 Факторы самовоспитания подростка.
Степень влияния факторов на самовоспитание различна и должна учитываться человеком, который начинает процесс самовоспитания.
К внешним факторам относятся требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а так же те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Следует добиваться того, чтобы у каждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию.
Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и одноклассников. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие учащегося, умалять его положение в классе или школе.
Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитанию оказывает создание атмосферы определенной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки практически каждого учащегося. В этих условиях подростки стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению.
Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетической сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию.
По мнению Харламова И.Ф., к активной работе над собой и самовоспитанию побуждают здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся [21].
Указанные факторы по разному влияют на стимулирование подростков к самовоспитанию. Тем не менее, в своей совокупности они позволяют доходить до каждого учащегося и пробуждать у них стремление и потребность в работе над собой.
К внутренним факторам мы относим самооценку. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Формирование самооценки – характерная особенность личности подростка [17].
Самооценка не только влияет на общественное отношение, но и сама опосредуется им. В период становления личности общественное мнение может значительно влиять на самооценку. Как отмечает Липкина А.И., чем выше степень самопринятия, эмпирическим коррелятором которой является уровень самооценки, тем больше подросток верит в собственные силы и возможности и тем больших успехов он в итоге добивается. Однако неадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностных проблем [10].
Самоприказ. Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом.
Самовнушение помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в трудных ситуациях. В течение некоторого времени с целью изменения поведения в требуемую сторону многократно произносятся фразы такого типа: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было». Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не оставляет и тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.
Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.
Саморегуляция предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что, изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях. В саморегуляции большую роль играет рефлексия. Чем выше интеллект подростка, чем точнее самоосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция.
Самостимуляция. Ряду подростков, в первую очередь, мнительным и самолюбивым, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказаниях [11]. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Так держать!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.
Лишение элементарного внимания без самоподкрепления для подростка — одна из причин повышения нервозности, депрессий. Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только словесно.
Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно.
Ещё одним немаловажным фактором, влияющим на процесс самовоспитания является педагогическое влияние на процесс самовоспитания подростков.
Клубок внутренних противоречий этого возраста и противоречий ребенка с взрослыми — родителями и учителями, особенно остро проявляющихся на данном этапе воспитания [19,20].
Педагогическая организация
Работа по активизации самовоспитания – область педагогического творчества, углубленного познания и развития стремлений и навыков каждого подростка. Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, развивает вкус к созданию собственной личности. Такая педагогическая работа требует от руководителя деликатности, высокого уважения к ребятам, завоевания их доверия.
Информация о работе Самовоспитание как фактор развития личности подростка