Семья как фактор формирования личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 20:55, реферат

Краткое описание

Семья играет первостепенную роль в формировании у ребенка знаний и представлений об окружающем мире, в формировании учебных и социальных умений, в физическом воспитании, способствует всестороннему развитию ребенка. Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 96.99 Кб (Скачать файл)

Введение

семья воспитание социальный родитель

Реформирование системы образования в нашей стране способствует восстановлению приоритета семьи в воспитании детей, в стремлении родителей и специалистов к сотрудничеству в интересах всестороннего развития ребенка.

Семья играет первостепенную роль в формировании у ребенка знаний и представлений об окружающем мире, в формировании учебных и социальных умений, в физическом воспитании, способствует всестороннему развитию ребенка. Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Семья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы. Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

 

Актуальность проблемы

Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Родительский дом – самый главный фактор, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое развитие: отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности.

Мотивы выбора 

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Ошибки семейного воспитания приводят к нарушению самовосприятия, психического развития, невротических реакций и, возможно, к деформации личности ребенка.

В своей работе мы рассмотрим, есть ли взаимосвязь между уровнем тревожности у детей и особенностями родительского отношения к ним.

Цель работы: исследовать влияние родительского отношения к ребенку на уровень тревожности у него.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические материалы о семье и семейном воспитании;

  1. Выбрать методы исследования тревожности у детей и родительского отношения к ребенку;

  1. Исследовать степень влияния родительского отношения к ребенку на уровень детской тревожности;

  1. Проанализировать полученные результаты

Объект исследования: Психология семейных отношений.

Предмет исследования: психологические особенности семейного воспитания.

Гипотеза Н0: особенности родительского отношения не влияют на уровень детской тревожности.

Гипотеза Н1: от родительского отношения к ребенку зависит уровень детской тревожности.

Для проведения диагностики была использована Шкала Дж. Тейлора и Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Методы исследования:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы.

    1. Наблюдение.

    1. Тестирование. 

    1. Беседа.

    1. Экспертная беседа.

 

 

 

 

1. Семья как  фактор формирования личности  ребенка.

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.

         По этой причине семейное воспитание  играет определяющую роль в  формировании личности ребенка, а институт семьи является  важнейшим условием его развития  и становления. Общеизвестно, что  все усилия любого образовательного  учреждения по воспитанию детей  будут безрезультатны без поддержки  семьи.

Современные ученые рассматривают семью как исторически конкретную сложную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, другими родственниками или близкими и необходимыми супругам людьми, давая ей следующие определения:

– семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

– семья – это объединение лиц, основанное на браке, кровно-родственных отношениях, усыновлении и других формах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной и духовной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями и выполняют функции рождения и воспитания детей.

Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:

1) социально-биологические (интимные) отношения охватывают  сферу половозрастной структуры  и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и  половой жизни, физического совершенствования  и наследственности, включают заботу  о потомстве и физическом здоровье  членов семьи, учет вопросов акселерации  и воспитания детей;

2) хозяйственно-экономические  отношения образуют материальную  основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего  хозяйства, распределение обязанностей  между членами семьи, материальное  обеспечение домашнего бюджета, заботу и уход за маленькими  детьми, престарелыми родителями  и другими членами семьи;

3) правовые (юридические) отношения  характеризуют правовое регулирование  брака и развода, соблюдение личных  и имущественных прав и обязанностей  между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений  и других антиобщественных проступков  детей;

4) нравственные отношения  охватывают вопросы нравственных  ценностей семьи, прежде всего  любви и долга, заботы о нравственном  воспитании детей и взрослых  и их самовоспитании, а также  уважение к старшим, воспитание  любви к труду;

5) психологические отношения  представляют сферу взаимодействия  членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат  в семье и способствуют формированию  чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка  как личности;

6) педагогические отношения  прямо касаются вопросов семейной  педагогики и реализации воспитательных  функций семьи;

7) эстетические отношения  определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование  достижений культуры.

Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Характеристики семьи

Характеристики, определяющие общий план семьи:

– функции семьи,

– функции родителей,

– типы семей.

Педагогические установки родителей:

– стили семейного воспитания,

– типы родительского отношения,

– стили родительского поведения,

– типы отцов и матерей,

– ошибки родителей в воспитании.

Личность родителя и ее влияние на личность ребенка:

Ученые определяют функции семьи

– как сферу жизнедеятельности семьи, непосредственно связанную с удовлетворением потребностей ее членов

– как направленную деятельность семейного коллектива или отдельных его членов, выражающую социальную роль и сущность семьи.

В книгах и пособиях по семейному воспитанию даются различные названия функций семьи, однако сущность их в принципе не меняется. Кроме того, доказано, что на определенных этапах жизни семьи значимость тех или иных функций неоднозначна и выполняют их разные члены семьи.

Традиционно выделяются следующие функции:

1) воспитательная функция  семьи состоит в удовлетворении  индивидуальных потребностей в  отцовстве и материнстве, контактах  с детьми, их воспитании, самореализации  в детях. По отношению к обществу  в ходе выполнения воспитательной  функции семья обеспечивает социализацию  подрастающего поколения, подготовку  новых членов общества;

2) хозяйственно-бытовая функция  семьи заключается в удовлетворении  материальных потребностей членов  семьи (в пище, крове и т. п.), содействует  сохранению их здоровья;

3) эмоциональная функция  семьи — это удовлетворение  ее членами потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной  поддержке, психологической защите. Именно эта функция обеспечивает  эмоциональную стабилизацию членов  общества, активно содействует сохранению  их психического здоровья;

4) функция духовного (культурного) общения удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении;

5) функция первичного  социального контроля обеспечивает  выполнение социальных норм членами  семьи, в особенности теми, кто  в силу различных обстоятельств (возраста, заболеваний) не обладает  достаточной способностью самостоятельно  осуществлять свое поведение  в полном соответствии с социальными  нормами;

6) сексуально-эротическая  функция удовлетворяет сексуальные, эротические потребности членов  семьи. С точки зрения общества  важно, что семья при этом осуществляет  регулирование сексуального, эротического  поведения членов семьи, обеспечивая  биологическое воспроизводство  общества, т. е. выполняя репродуктивную  функцию;

7) репродуктивная функция  — продолжение рода, воспроизводство  населения.

Функции родителей по отношению к своему ребенку, состоят не только и не столько в воспитании, сколько в:

– создании оптимальных условий для роста и развития ребенка;

– удовлетворении естественных потребностей ребенка;

– обеспечении безопасности;

– обеспечении адаптации к жизни;

– и только затем в воспитании ребенка.

Обеспечить выполнение перечисленных функций может полноценная гармоничная семья, которая является открытой системой, впитывающей новые тенденции психолого-педагогической науки, критически оценивая и анализируя их. К таким семьям можно отнести семьи, в которых совместно проживает несколько поколений, растут двое-трое и более детей, что дает им возможность усваивать сложный мир отношений между людьми, приобретать обширный опыт общения. Гармоничная семья отличается и благоприятными взаимоотношениями, и гуманистическими педагогическими установками взрослых.

1.1. Семья и ее  социальные функции

Структура и функции семьи

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.

Социология семьи уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и функций семьи. Структура семьи – это не только её количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений её членов. По структурным особенностям различаются семьи нуклеарные и расширенные. Нуклеарная семья – это семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ именно такая семья считается важным и даже основным социальным объединением.   Расширенная семья – это такая семейная структура, которая помимо нуклеарной семьи (супругов и их детей) включает других родственников, например, дедушку или бабушку, внуков, дядю, тётю и т.д.

Структура семьи далеко не всегда совпадает со структурой брака, что обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с другом, но всё-таки разных социальных явлений.

По своим структурным параметрам выделяются следующие формы брака:

  1. Моногамия – это брак между одной женщиной и одним мужчиной;

  1. Полигамия – брак между одним и несколькими дружными индивидами;

  1. Групповой брак – брак между несколькими мужчинами и женщинами.

Информация о работе Семья как фактор формирования личности ребенка