Создание ситуации успеха в педагогическом взаимодействии с детьми как условие развития детской самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - теоретически обосновать возможность использования ситуации успеха в педагогическом взаимодействии для развития детской самооценки.
С поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Выявить психолого-педагогические аспекты развития самооценки на разных возрастных этапах.
Определить технологию создания ситуации успеха в педагогическом взаимодействии как условие развития самооценки.
Составить модель использования ситуации успеха в педагогическом взаимодействии.
Выявить уровень развития детской самооценки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1. Реферативная часть…………………………………………………………7
Психолого-педагогические аспекты развития самооценки у детей
Понятие, основные характеристики технологии взаимодействия………….15
Ситуация успеха во взаимодействии с детьми как условие
развития самооценки детей………………………………………………………..20
Глава 2. Проектная часть…………………………………………………..............28
2.1 Пояснительная записка
2.2 Исследование уровня развития самооценки детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в Качканарском детском доме……………………31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ситуац. успеха..docx

— 100.48 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Создание ситуации успеха в педагогическом взаимодействии с детьми как условие развития детской самооценки»

 

 

 

Студент: Темникова Светлана

Владимировна

Специальность 050144

«Дошкольное образование»

Группа № 502

 

Руководитель:

Лиссова Елена Константиновна

Преподаватель психологических

дисциплин высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава1. Реферативная часть…………………………………………………………7             

    1. Психолого-педагогические аспекты развития самооценки у детей
    2. Понятие, основные характеристики технологии взаимодействия………….15
    3. Ситуация успеха во взаимодействии с детьми как условие

развития самооценки детей………………………………………………………..20

Глава 2. Проектная часть…………………………………………………..............28

2.1 Пояснительная записка

2.2 Исследование уровня развития самооценки детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в Качканарском детском доме……………………31

Заключение………………………………………………………………………….34

Список литературы…………………………………………………………………36

Приложение 1……………………………………………………………………….38

Приложение 2……………………………………………………………………….39

Приложение 3……………………………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания, самооценке отводится ведущая роль, она характеризуется как стержень этого процесса, показатель уровня его развития, как объединяющее начало, включённое в процесс самосознания.

Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных оценок.  Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Истоки умения оценивать себя закладывается в раннем детстве, а в развитии личности большую роль играет самооценка ребенка. В дальнейшей жизни от этого может зависеть его успешность или не успешность. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Проблемой развития личности, формирования самооценки занимались многие ученые : А.Ф.Лазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел, З.Фрейд, А.Маслоу, Р.Роджерс, А.Н. и др.

Одной из центральных задач развития  является формирование самосознания, понимания того, кто «я» и какое место занимаю в обществе. Осознание себя как индивидуальности, а также как участника социальных отношений является необходимым условием для того, чтобы ребенок стал ответственным членом общества. Согласно статье 14 «Общие требования к содержанию образования» Закона Российской Федерации об образовании государством выдвинуты следующие требования: содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса

общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.

 Вступая в дошкольный возраст, ребёнок начинает осознавать факт своего существования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования который разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка,  указывается требования о том, что   ребёнок должен обладать начальными знаниями о себе, способность к принятию собственных решений,  опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру,  положительно относиться к себе и к другим, обладать  чувством  собственного достоинства.

Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качества некоторого устойчивого объекта. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов её деятельности и общения. 

 Детский сад  находится в этой цепи –  развитии самооценки дошкольника. Ведь детский сад – это первое  маленькое общество для ребенка. Ребёнок приходит в детский сад, где нет ни мамы, ни папы – их заменяет педагог. Педагог формирует личность ребёнка (начальным этапом в развитии личности является самооценка дошкольника), развивает его всесторонне. Каждый ребенок индивидуален, к каждому ребёнку необходим свой подход. Этот подход реализуется через общение педагога и ребенка. Общение педагога с ребёнком происходит по-разному. Как общается педагог, оценивает его поступки, указывает на их, зависит от него самого. Если в этом общении нет любви, заботы, привязанности к ребенку, то ребенок становится, замкнут, безразличен, агрессивен, не хочет идти в детский сад и т.д., у ребёнка занижается собственная самооценка. Вот почему так важна роль общения педагога с воспитанником детского сада.  Проблемы педагогического взаимодействия широко обсуждаются на психологических съездах, конференциях, семинарах. Ничего удивительного в этом нет. Ведь невозможна без педагогического общения деятельность ни учителя, ни воспитателя, ни музыкального руководителя, ни инструктора физического воспитания. И успех педагогического взаимодействия определяется тем, насколько совершенно педагог владеет технологией   создания ситуации успеха, которая окажет позитивное воздействие на самооценку детей. Зачастую бывает так, что   воспитатели не всегда взаимодействуя с детьми, умеют создать ситуацию успеха, что в свою очередь, оказывает влияние на уровень самооценки ребёнка. Таким образом, можно сказать, что ситуация успеха созданная в педагогическом взаимодействии влияет на развитие самооценки дошкольника.  Вот почему эта тема так актуальна. В исследовании проблемы по созданию успеха детям  важно понять, потребность построения модели взаимодействия, которая, создавая ситуацию успеха для ребёнка и его общения с окружающим миром, стимулирует развитие самооценки.

В связи с этим, объектом будет развитие самооценки ребёнка.

Предмет: создание ситуации успеха в педагогическом взаимодействии с детьми как условие развития детской самооценки.

Цель данной работы - теоретически обосновать возможность использования ситуации успеха в педагогическом взаимодействии для развития детской самооценки.

С поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

  1. Выявить психолого-педагогические аспекты развития самооценки на разных возрастных этапах.
  2. Определить технологию создания ситуации успеха в педагогическом взаимодействии как условие развития самооценки.
  3. Составить модель использования ситуации успеха в педагогическом взаимодействии.
  4. Выявить уровень развития детской самооценки.

Планируемый результат, модель педагогического взаимодействия построенной на создании ситуации успеха, стимулирующих развитие самооценки.

Гипотеза – если разработать ситуации успеха в педагогическом взаимодействии направленные на развитие субъектности, социальных представлений и пониманий социального состояния своего сверстника, то детская самооценка повысится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Реферативная часть

    1. Психолого-педагогические аспекты развития самооценки у детей

 

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Первым  в области изучения самооценки можно назвать У. Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. У. Джемс выделял зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Его такой подход являлся идеалистическим, так как общение индивида с другими людьми рассматривалось независимо от реальной основы этого общения - практической деятельности.

В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующее действительности. По мнению 3.Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.

Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе. К. Хорни выдвинула предположение о значении, которое имеет для формирования личности соотношение между «реальным Я» и «идеализированным Я». Г. Салливен прослеживал влияние различного рода ранних персонификаций (эмоционально насыщенных образов о себе и других людях) на формирование характера.

Бихевиористы анализируют самооценку с точки зрения теории научения (Бандура А., Мид Г., Скиннер Б.). А. Бандура рассматривает самооценку как подкрепляющий фактор действия, он определяет самооценку, как один из компонентов регулирующих поведение, широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики.

В гуманистической теории А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались точки зрения, по которой образ, складывающейся у индивида о самом себе, может быть неполным, искаженным. Мнения окружающих, усвоенные с детства представления, собственные притязания, все это при определенных условиях складывается в картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Чтобы преобразовать эту картину и добиться адекватной самооценки, нужно изменить реальную систему отношений, в которой она сложилась, а именно изменить социальную позицию личности, систему ее взаимоотношений с другими людьми, характер ее деятельности.

В интеракционистском подходе Вебстер М, Кули Ч, Мид Д, Собичек Б. внимание акцентируется на личности, которая формируется на основе опыта, получаемого индивидом при взаимодействии с другими. То есть, самооценка, и представление человека о себе обусловливаются реакциями и мнениями других о человеке. Кули Ч. Создал теорию «Зеркального Я», где важное значение имеет субъективно-интерпретируемая обратная связь, получаемая от других людей, как главного источника данных о собственном «Я».

Представитель феноменологического подхода Н. Бранден указывает на тот факт, что самооценка, представление человека о самом себе играют важную роль в понимании человека. Он определяет самооценку, как аспект самоуважения, уверенность человека в том, что используемые им методы взаимодействия с действительностью принципиально верны и отвечают требованиям реальности. Самооценка выступает непременным условием осуществления эффективного взаимодействия с миром и оказывает глубокое воздействие на процессы мышления человека, эмоции, желания, ценности и цели.

Зарубежные психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой. При этом сама социальная среда понимается ими как враждебная человеку. Ограничение роли самооценки только приспособительной функцией отрицает активность личности и функцию самооценки как одного из механизмов, реализующих эту активность. Понятие самооценки, как правило, не является самостоятельным, оно обычно включено в более широкую теорию личности или теорию «Я». В зарубежной психологии так же принято рассматривать самооценку в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». Описательную составляющую «Я-концепции» чаще называют «образом Я» или «картиной Я»; составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя.

Таким образом, можно отметить, что самооценка представляет собой иерархически организованное, системное образование, все элементы которого - структурные компоненты, формы, виды, показатели - развиваются в тесном взаимодействии и взаимообусловленности. Качественная специфика каждого из них определяет логику его развития, соотносящуюся с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

В исследованиях отечественных психологов, акцент делается на изучение и анализ процесса формирования личности, ее подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка. Проблема самооценки рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самооценки, а также - самосознания и самооценки. Самооценка может рассматриваться в виде осознания индивидом моральных качеств личности (Ковалев А.Г., Крутецкий В.А., Мясищев В. М., Платонов К. К.). Проблема становления самосознания и самооценки как его компонента, рассматривались в работах: Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Выготского Л.С., Леонтьева A.H., Мерлина B.C., Рубинштейна С.Л., Столина В.В., Чесноковой И.И., Шороховой Е.В.

В.В. Столин выделяет три уровня строения самосознания, в соответствии с этими уровнями различает и единицы самосознания: на уровне органического самосознания имеет сенсорно-перцептивную природу; на уровне индивидного - воспринимаемая оценка себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность; на уровне личностного - конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе. Таким образом, по В.В. Столину, самооценка является единицей индивидуального уровня самосознания [16].

Информация о работе Создание ситуации успеха в педагогическом взаимодействии с детьми как условие развития детской самооценки