Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:56, курсовая работа
Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их деятельные способности. Но нарастающая потребность общества в развитии творческих способностей людей все более и более ощутима и современная школа продолжает работу предыдущих поколений в этом направлении в новых условиях. На это направлены и модернизация образования, и введение курса по информатике, и результаты поисков учителей-новаторов - В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, С.Н. Лысенковой и других, удивляющие педагогическую общественность раскрывающимися возможностями детей, - все это и многое другое, что представляет собой педагогическое наследие в новых условиях времени требует нового осознания и оценки.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их деятельные способности. Но нарастающая потребность общества в развитии творческих способностей людей все более и более ощутима и современная школа продолжает работу предыдущих поколений в этом направлении в новых условиях. На это направлены и модернизация образования, и введение курса по информатике, и результаты поисков учителей-новаторов - В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, С.Н. Лысенковой и других, удивляющие педагогическую общественность раскрывающимися возможностями детей, - все это и многое другое, что представляет собой педагогическое наследие в новых условиях времени требует нового осознания и оценки.
Формирование учебной деятельности, как способа активного увлекательного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, внешнее комментирование своих действий, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает сегодня задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента универсальной учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности в условиях освоения ФГОСНОО.
В этом направлении и работала С.Н. Лысенкова, предложив в итоге «идею опережающего обучения». Концепция С.Н. Лысенковой базировалась на разработке особой образовательной программы, согласно которой четыре года начальной школы были сокращены до трех, арифметика стала математикой, использование опорных схем на уроках математики в первом классе способствовали опережению в обучении. Опережение, по С.Н. Лысенковой, – это замена обычной и привычной линейной последовательности в изложении программы путем наложения тем. Всегда новая тема начиналась только тогда, когда завершена предыдущая: прошло объяснение > закрепление > проверка > контрольная, потом приклеивается следующая тема, потом еще – до тупика. В опережающем обучении к новой теме начинают подходить задолго до того, как придет ее час по программе, – по несколько минут на каждом уроке, постепенно, не торопясь. Это дополнительное время, постоянные упражнения позволяют всем детям хорошо войти в новый материал. Для этого нужно 5–7 минут урока, а Софье Николаевне, увлекая детей заряженностью на победу, удавалось иногда выиграть и 15 минут.
Противоречие: познания закономерностей развития творческих способностей является сдвигом развития детей в сторону более раннего, открывает значительные неведомые до сих пор резервы способностей, которые сегодня не всегда достаточно хорошо развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Обращение к известным концепциям советских педагогов, уделив большое внимание исследованию этой проблемы, можем найти пути ликвидации перегрузки учащихся в школе, угрожающую сейчас их здоровью; исследование увлекающей обучением концепции С.Н. Лысенковой позволит высвободить детям время для занятий теми важными видами человеческой деятельности, для которых сейчас его не остается, в первую очередь на производительный труд, художественно-эстетические увлечения, затем на спорт и на техническое и научное творчество; позволит резко повысить качество школьного обучения; поможет создать условия, при которых станет возможным развитие всех творческих сил человека.
Решение этих противоречий и стало целью нашего исследования.
Объект исследования: принципы наглядности и увлекательности развивающего опережающего обучения.
Предмет исследования: идеи и приемы увлекающего развивающего обучения педагога-новатора С.Н. Лысенковой.
Задачи исследования:
Источниковая база состоит из 28 источников, из них 18 книг, 8 журналов и 3 электронных источника.
Методологическая база включает в себя современные педагогические, психологические, культурологические, философские, управленческие идеи и теории, в частности: принцип историзма в изучении социально-психологических и педагогических явлений (Л.С. Выготский, А.Я. Гуревич, Ф.Ф. Королев, А.Н. Леонтьев, З.И. Равкин); положения гуманистической психологии (А. Г. Асмолов, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Е.Б. Моргунов, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.); идеи междисциплинарности педагогической действительности (П.П. Блонский, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, М.М. Поташник, В.Е. Штульман); теории воспитательных систем (В.А. Караковский, Л.И. Новикова).
Практическая база - средняя школа № 587 г. Москвы, учитель начальных классов Лысенкова С.Н. и старооскольская школа № 24.
Структура и объём работы: курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объём - 32 страницы.
Во введении раскрыта актуальность выбранной темы курсовой работы, обозначены предмет и объект исследования. Поставлены цель и задачи изучения перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
В первой главе рассмотрены основные этапы педагогической деятельности С.Н. Лысенковой, а также основные принципы опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
Во второй главе опережающего обучения изучены принципы, цели и задачи, положенные в основу образовательного и воспитательного процесса, раскрыты основные механизмы реализации ее функций, даются образцы фрагментов уроков с опережающими приемами по С.Н.Лысенковой.
В заключении система методических приемов согласуется с положениями теории обучения.
Глава I. Софья Николаевна Лысенкова
Педагог-новатор
1.1. Основные этапы педагогической деятельности С.Н. Лысенковой
В современной российской школе большое внимание уделяется развивающему обучению, новые программы начальной школы, базой для которых стал Федеральный государственный стандарт начального общего образования, с особым вниманием предлагает относиться к организации развивающего обучения. В рекомендациях к его организации рассматриваются подходы и технологии, истоки которых лежат в том числе в известной концепции С.Н. Лысенковой.
Лысенкова Софья Николаевна (24.02.1924 - 6.12.2012, Москва) — педагог-новатор, заслуженный учитель школы РСФСР (1981 года), народный учитель СССР (1990 год), в 1999 году ей была присвоена высшая отраслевая награда Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации — медаль К. Д. Ушинского.
В 1945 году окончила 10 классов, после чего поступила в 11-й педагогический класс 349-й московской школы. С 1946 года непрерывно работала учителем начальных классов в Москве. К 70-м годам ею были сформулированы основные постулаты методики опережающего обучения. Неоднократно подвергалась критике со стороны методистов и учителей, работающих в традиционной методике. Входит в плеяду основателей педагогики сотрудничества.
Софья Николаевна - учитель начальных классов средней школы № 587 Москвы. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей, подтвердила многолетними положительными результатами методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом. Использовала алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов (схем, дидактических знаков, карточек, таблиц и т. п.), способствующих организации процессов учения и управления мыслительной, деятельностью учащихся.
Предложенный Софьей Николаевной педагогический приём «комментированного управления» заключается в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, которые при выполнении заданий мыслят вслух и тем самым ведут за собой остальных, задавая уроку общий темп. Система специальных тренировок обеспечивает прочное усвоение понятий, вырабатывает автоматизм умений и навыков, Софья Николаевна создавала педагогические ситуации, дающие ученику возможность высказать своё мнение, принять участие в коллективном поиске ответа. Главное место отводится творческой самостоятельности учащихся, логике, доказательности рассуждений, а также языку, терминологии предмета. Постепенно к 4-му классу «комментированное управление» переходит в «доказательное комментирование».
Весь этот многолетний опыт изложен в следующих сборниках С.Н. Лысенковой «Когда легко учиться», «Я читаю, я считаю, я пишу», «Методами опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы» (Просвещение, Москва, 1998 год).
С.Л. Соловейчик в очерке о С.Н. Лысенковой писал: «Секрет свежести чувств и не усталости ее в том, что если работать, как Лысенкова, то профессия учителя становится самой легкой профессией, легче не найдешь».
1.2. Генезис идеи опережения в педагогической науке
Опережающее обучение - вид обучения, при котором краткие основы темы даются учителем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.
Усвоение материала происходит в три этапа: предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний, уточнение новых понятий, их обобщение, применение и развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
В теории обучения Л.В. Занкова автор подходит почти вплотную к определению «опережающего обучения». Согласно его теории, вся эффективная организация обучения направлена на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми, то есть саморазвиваться [4].
Отечественная психология и педагогика исходят из сформулированного Л. С. Выготским положения о ведущей роли обучения по отношению к развитию: развитие происходит на основе овладения знаниями, способами деятельности, вхождения личности в контекст культуры. Согласно учению Л. С. Выготского обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. Обучение, идущее впереди развития, ориентировано на развитие ребёнка как основную цель [2].
Феномен такого обучения, по С. Н. Лысенковой, заключается в следующем: рассредоточенное усвоение наиболее сложного учебного материала, вводимого с опережением программы, обеспечивает его осознанное восприятие, прочное запоминание и ускоренное формирование навыка практического действия. Учитель, опережая программу, не испытывает недостатка времени, а в некоторых случаях получает даже его избыток, позволяющий дольше и всесторонне работать с каждой темой. Таким образом, «опережение - это результат хорошо продуманного, высокоорганизованного процесса обучения» [9].
Практическое внедрение опережающего обучения принадлежит педагогам начальной школы и учёным Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занкову, А.А. Люблинской, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталову и др.
Идею опережения, положенную в основу обучения С.Н. Лысенковой, С.Л. Соловейчик назвал гениальной. В отличие от двухлинейной логической структуры урока, характерной для крупноблочного обучения, опережающая технология имеет трехлинейную структуру. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. Складывается новая в дидактике система понятий, раскрывающая сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения
1.3 Приемы обучения, используемые С.Н. Лысенковой
Опережение С.Н. Лысенковой – это не загруженные школьными уроками и домашними заданиями с утра до вечера ученики. Это учеба, при которой дети, по словам самой Софьи Николаевны, могут и должны пользоваться всеми благами жизни – музеями, театрами, спортивными секциями, музыкальным и художественным образованием – и просто гулять. У Лысенковой строгое правило: вторая половина дня принадлежит детям, и школа не должна на нее посягать [10].
Открытию Софьи Лысенковой уже больше тридцати лет. В 1968 учебном году была введена новая программа – тогда четыре года начальной школы были сокращены до трех, арифметика стала математикой.
Благодаря перспективному обучению удается значительно сэкономить время. В результате создается общее опережение в прохождении программного материала. Четко вырисовываются основные этапы работы по трудной теме.
Первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы при комментируемом управлении. При ответах учитывается желание ребят. Активны в ответах на этом этапе, как правило, сильные ученики.
Второй этап - работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Задается домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходит опережение, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены.
Информация о работе Софья Николаевна Лысенкова Педагог-новатор