Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 09:32, курсовая работа
Главное направление в эмоциональной сфере - способность управлять чувствами. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Через эмоции и чувства мы показываем и проявляем любовь к людям, совершаем контролируемые и не контролируемые действия. Способности к социальному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия со взрослым. Общение со взрослым на протяжении дошкольного детства развивается и принимает разные формы. В концепции М.И. Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных его форм, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к нему и основными средствами общения
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития социальных эмоций у дошкольников.
1.1. Социальные эмоции как психологический феномен
1.2. Особенности развития социальных эмоций в дошкольном возрасте
1.3. Характеристика средств развития социальных эмоций у дошкольников
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по развитию социальных эмоций у дошкольников
1.1. Описание методов диагностики особенностей развития социальных эмоций у дошкольников
1.2. Педагогический проект по развитию социальных эмоций у дошкольников.
Заключение
Библиографический список
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская
государственная социально-
Институт психолого-
Кафедра возрастной педагогики и психологии
Средства развития социальных эмоций у дошкольников
Курсовая работа
Исполнитель:
Василевич Снежана
студентка 3 курса ИППО
заочного отделения 431 гр.
Научный руководитель:
канд. пед. наук,
доцент кафедры ВПиП,
Масленникова
Татьяна Васильевна
Нижний Тагил
2012
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития социальных эмоций у дошкольников.
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по развитию социальных эмоций у дошкольников
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Проблема социально - личностного
развития детей является одной из
активно разрабатываемых
Развитие личности
как процесс «социализации
Главное направление в
эмоциональной сфере - способность
управлять чувствами. В эмоциях
и чувствах отражается непосредственное
переживание человеком
Объект исследования: процесс развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать средства развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: специально разработанная система средств, выстроенная на основе концепции базовых эмоций и овладении средствами понимания своих эмоциональных переживаний и эмоций другого способствует обогащению эмоционального опыта детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Методы исследования:
- теоретические: изучение литературы, анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: наблюдение, беседа.
Практическая значимость: состоит в разработке диагностических методик, изучающих уровень развития социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста, в разработке содержании и технологии развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы:
В первой главе дается теоретический анализ проблемы. В первом параграфе рассматривается объект исследования. Второй параграф связывает объект и предмет исследования. В третьем параграфе рассматривается предмет исследования.
Вторая глава посвящается описанию и анализу разработанной системы учебно-воспитательной работы. В содержание второй главы включается описание диагностики, проекта педагогической деятельности, направленной на решение проблемы исследования, и разработанные практические рекомендации по теме исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Таким образом, под социально
– эмоциональным развитием
В процессе развития ребёнка старшего дошкольного возраста происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир, отношения к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Её необходимо развивать, знакомить детей с элементами техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, способствовать приобретению навыков саморасслабления.
В работах В.А. Петровского, А.М. Виноградовой, Л.М. Клариной, Е.С. Евдокимовой, Н.Л. Кряжевой и др. называются общие психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы дошкольника:
- обеспечить детям в
группе эмоциональную
– эмоционально преподносить детям все новое о социальном и природном мире, чтобы разнообразные впечатления будили любопытство, ведущее к любознательности, способствовали к придумыванию новых ролей и игровых действий; развивать умение передавать в роли настроение, характер персонажа, используя движения, интонацию, мимику;
– обогащать представления дошкольников о людях, их эмоциональных состояниях; учить читать эмоции в мимике, жестах, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, нежность, восхищение, сочувствие), соответственно реагировать; учить понимать необходимость знания настроения сверстника (взрослого) в ходе общения, понимать, что нельзя смеяться над недостатками внешности других людей, дразнить и прочее: недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему, несправедливости по отношению к слабому; учить устанавливать причину того или иного эмоционального состояния человека (почему возникло, как его поддержать или изменить); воспитывать умение сдерживать свои негативные побуждения; активизировать в речи слова, обозначающие состояния и настроения, внутренние переживания человека;
– воспитывать интерес к эмоциям и чувствам людей; учить выделять характерные для того или иного эмоционального состояния человека (позу, жесты, мимику на картине, скульптуре, в жизни); учить сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и музыки, природы: печаль человека и печаль поздней осени, пробуждение природы, радость человека и радостная музыка; понимать некоторые образные средства, которые используются в изобразительном творчестве или музыке, передачи настроения человека (цвет, композиции, темп, настроения);
– воспитывать стремление
не повторять поступки, которые вызывают
отрицательное отношение
Актуализация эмоционального мира детей происходит посредством проведения занятий и игр. Так, в пособии для практических работников детских дошкольных учреждений В.М. Минаевой [19], приводится серия занятий, где дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников.
Таким образом, под социально
– эмоциональным развитием
В последнее время проблема
эмоционального развития детей дошкольного
возраста всё чаще привлекает внимание
психологов и педагогов. Те нравственные,
эстетические и интеллектуальные чувства,
которые характеризуют
Одна из центральных задач педагогики раннего детства – изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих найти с ним двусторонний контакт.
Психологи и педагоги (А.Н. Леонтьев, Н.М. Аскарина, Л.Н. Павлова и др.) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребёнка позволяет грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент эмоциональной сферы, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.
В целом, в старшем дошкольном возрасте проявляются следующие особенности формирования эмоциональной сферы:
• Более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;
• Эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание – представление – действие – эмоция;
• Эмоциональные процессы более управляемые;
• Развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым). При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;
• Аффект – первое звено в цепочке реакций;
• Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствах и получением конечного результата;
• Самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается;
• Соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности);
• Появляется способность оценивать свое поведение.
Данные особенности выступают полем для развития социальных эмоций и нравственных инстанций ребенка.
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и других) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса.
Информация о работе Средства развития социальных эмоций у дошкольников