Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:03, контрольная работа
Целью исследования является изучение влияния строительно-конструктивной игры на формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу, направленную на исследования игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и формирование у них положительного отношения к руду.
Введение
1. Характерные черты строительно-конструктивных игр
2. Значение строительно-конструктивных игр для всестороннего развития детей
3. Зависимость развития строительно-конструктивных игр от формирования конструктивных навыков
4. Особенности педагогического руководства строительно-конструктивными играми
5. Наблюдение за строительно-конструктивными играми детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Строительно-конструктивные игры
Содержание
Введение
1. Характерные черты строительно-
2. Значение строительно-
3. Зависимость развития
строительно-конструктивных
4. Особенности педагогического руководства
строительно-конструктивными играми
5. Наблюдение за строительно-конструктивными
играми детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Человек - созидатель. Это
основное качество его личности. Потребность
созидать появляется уже в раннем
детстве. Эта потребность в известной
мере удовлетворяется в строительной
деятельности детей.
Дошкольный возраст - время формирования
и активного развития всех без исключения
психических процессов, в том числе и мышления.
А конструктивная деятельность к концу
дошкольного возраста (старший дошкольник)
приобретает характерные и столь необходимые
для развития конструктивного мышления
стремления к достижению результата, тематике
сложных построек, уровень обобщения высок
и т.д., что сама собой направляет на исследование.
Конструктивная деятельность - это практическая
деятельность, направленная на получение
определенного, заранее задуманного реального
продукта, соответствующего его функциональному
назначению.
Конструирование является довольно сложным
видом деятельности для детей. В ней мы
находим связь с художественной, конструктивно-технической
деятельностью взрослых.
Конструктивная деятельность дошкольников
носит характер ролевой игры: в процессе
создания постройки или конструкции дети
вступают в игровые отношения - не просто
определяют обязанности каждого, а выполняют
те или иные роли, например бригадира,
строителя, мастера и т. д. поэтому конструктивную
деятельность детей иногда называют и
строительной игрой.
Строительно-конструктивные игры – это вид деятельность ребенка, в основе которого лежит созидание. В таких играх дети познают физические свойства предметов и усваивают простейшие трудовые навыки и умения. Строительно-конструктивные игры требуют от ребенка изобретательности, напряжения ума и воли, а также творческого воображения. Для детей – это труд, требующий настоящих усилий.
Введение
Труд - это могучий воспитатель,
в педагогической системе воспитания.
Труд это то, что развивает маленького
человека, поддерживает его, помогает
ему самоутвердиться.
Трудовое воспитание - это совместная
деятельность воспитателя и воспитанников,
направленная на развитие у последних
общетрудовых умений и способностей, психологической
готовности к труду, формирование ответственного
отношения к труду и его продуктам.
Трудолюбие и способность к труду не дается
от природы, оно воспитывается с самого
раннего детства.
Актуальностью исследования будет являться
взаимосвязь трудового воспитания и игры.
В дошкольном детстве игра - ведущий вид
деятельности, заключающийся в воспроизведении
действий взрослых и отношений между ними.
Труд и игра возникают из предметной деятельности
детей, они тесно взаимосвязаны, хотя имеют
и различия.
В процессе труда всегда ставится цель,
для её осуществления изыскиваются средства,
придумывается последовательность действий,
и достигается результат. Процесс труда
реален, в нем нет мнимой ситуации. Взрослые
и дети совместно трудятся, имея дело с
реальными предметами, которые они преобразуют
в ходе трудовой деятельности, и направляют
усилия на достижение результата. Игра
не приносит видимого результата, но вызывает
у детей радость и удовлетворение. В игре,
дети в специально созданных условиях
воспроизводят деятельность взрослых,
для этого они используют различные игрушки,
заменяющие настоящие предметы, которые
взрослые используют в процессе своей
трудовой деятельности. Игра может завершиться
на любой стадии развития, а затем возобновится
сначала. Труд всегда имеет конечный результат,
в нем его основной смысл.
Наиболее четкое определение разницы
между игрой и трудом дал А.С. Макаренко:
"Чем же отличается игра от работы? Только
тем, что работа есть участие человека
в общественном производстве, в создании
культурных и материальных ценностей.
Игра не преследует таких целей, но она
приучает человека к тем физическим и
психическим усилиям, которые необходимы
для работы". [19, с.73-74]
Взаимосвязь игры с трудом становится
особенно заметна в старшем дошкольном
возрасте, именно в это время игра начинает
превращаться в трудовою деятельность.
Одним из видов таких игр является строительно-конструктивная
игра, в ходе которой ребенок конструирует,
создает, строит. Строительно-конструктивная
игра - это такая деятельность основным
содержанием которой является созидание.
В таких играх дети усваивают элементарные
трудовые навыки и умения, познают физические
свойства предметов, у них активно развивается
практическое мышление. Для детей - это
труд, требующий настоящих усилий.
Целью исследования является изучение
влияния строительно-конструктивной игры
на формирование положительного отношения
к труду у детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу,
направленную на исследования игровой
деятельности детей старшего дошкольного
возраста и формирование у них положительного
отношения к руду.
Апробировать на практике серию строительно-конструктивных
игр направленных на формирование положительного
отношения к труду у детей старшего дошкольного
возраста.
Проанализировать воспитательное влияние
строительно-конструктивных игр на формирование
положительного отношения к труду у детей
старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает формирование
положительного отношения к труду у детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования
положительного отношения к труду у детей
старшего дошкольного возраста через
строительно-конструктивную игру.
Гипотеза исследования: Разнообразие
строительно-конструктивных игр применяемых
в процессе обучения, вырабатывает положительное
отношение к труду у детей старшего дошкольного
возраста.
1. Теоретические
основы строительно-
1.1 Психолого-педагогические
основы формирования
Трудовое воспитание - гармония
трёх начал:
Надо, трудно, и прекрасно.
В.А. Сухомлинский
Труд детей дошкольного возраста является
важнейшим средством воспитания. Весь
процесс воспитания детей в детском саду
может и должен быть организован так, чтобы
они научились понимать пользу и необходимость
труда для себя и для коллектива. Относиться
к работе с любовью, видеть в ней радость
- необходимое условие для проявления
творчества личности, ее талантов
Труд дошкольника имеет свою специфику.
Подготовить ребенка к труду - это значит
сформировать у него психологическую
готовность трудиться. Психологическая
готовность к труду означает уровень развития
личности, который является достаточным
для успешного освоения любым видом производительного
труда.
"Воспитание не только должно развить
разум человека и дать ему известный объем
сведений, но должно зажечь в нем жажду
серьезного труда, без которой жизнь его
не может быть ни достойной, ни счастливой...
", - говорил К.Д. Ушинский. [28, с.540]
Трудовые отношения людей ребенок познает
легче и раньше, чем их общественные отношения.
Общение в труде - одна из содержательных
воспитывающих форм общения. Подражание,
свойственное ребенку, является одним
из важнейших мотивов, побуждающих детей
к активной деятельности. Наблюдение за
трудом взрослых рождает желание делать
то же самое. Не погасить это желание, а
развить и углубить его - основная задача
родителей, если они хотят вырастить ребенка
трудолюбивым.
Профессор И.Ф. Свадковский в книге "Воспитание
у детей трудолюбия" пишет: "... простейшая
трудовая операция производит серьезные
изменения в психологии и физических способностях
ребенка. Эта операция как бы разделяет
человека на две разные жизни: до этой
операции он был не умеющим человеком,
после нее стал умеющим человеком".
[Д.В. №10]. На основании многочисленных
наблюдений он делает вывод, что центральным
моментом, определяющим появление любви
к труду - трудолюбия как неотъемлемого
качества личности человека, является
успех. Именно успех наполняет сердце
ребенка радостью, вызывает прилив энергии,
желание снова взяться за дело.
Усвоение ребенком новых знаний и умений,
формирование его способностей происходит
не путем пассивного воздействия воспитателя,
а в активной форме в процессе различных
видов детской деятельности - игры, труда,
учения и т.д. Важная задача воспитания
заключается в том, чтобы правильно организовывать
эту деятельность, обогащать ее содержание,
придавать ей нужные для решения воспитательных
задач направления.
Трудовая деятельность, во-первых, предполагает
наличие определенных практических умений
(например, умений пользоваться простейшими
орудиями), а также знакомство со свойствами
некоторых материалов. Во-вторых, она требует
развития интеллектуальных качеств, например
способности, планировать свои действия
и предусматривать их результаты. В-третьих,
она предполагает определенный уровень
развития детской воли - устойчивого стремления
к достижению поставленной цели, к получению
заранее представляемого продукта и умения
подчинить свое поведение поставленным
целям.
В продуктивной (изобразительной, конструктивной)
деятельности происходит дальнейшее развитие
произвольных действии, формирование
разнообразных двигательных навыков.
Самообслуживание, изобразительная деятельность,
изготовление различных поделок из бумаги,
бросового и природного материала предъявляют
довольно высокие требования к целесообразному
использованию предметов домашнего обихода
и простейших инструментов. Происходит
формирование специфических человеческих
навыков, которые П.Я. Гальперин назвал
"орудийными операциями". Формирование
"орудийных операций", развитие умения
подчинять движения руки логике движения
"орудия" имеет чрезвычайно важное
значение для подготовки ребенка к будущей
трудовой деятельности. Особое значение
для становления трудовой деятельности
имеет игра. В игре начинают складываться
и впервые проявляются мотивы будущей
общественно полезной деятельности. Обогащая
ребенка впечатлениями, побуждая к игре,
взрослые осуществляют важную воспитательную
и ориентировочную работу, формируют главную
предпосылку к общественно полезному
труду - определенное положительное отношение
к трудовой деятельности людей. В игре
ребенок отражает трудовую жизнь взрослых,
учится строить взаимоотношения, осваивает
некоторые трудовые операции.
Известный отечественный психолог П.П.
Блонский выделял специфические черты
труда детей. Он установил, что в этом возрасте
трудно провести границу между трудом
и игрой, между ними нет большой разницы,
так как высшая форма труда - творческий
труд подобно игре заключает в себе элемент
наслаждения процессом деятельности.
Он предполагал, что, играя, ребенок проходит
лучшую школу подготовки к творческому
труду.
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется
с помощью ряда средств: собственной трудовой
деятельности, ознакомления с трудом взрослых,
с помощью художественных средств.
Собственная трудовая деятельность является
ведущим средством трудового воспитания.
Дети обучаются в ней конкретным трудовым
умениям и навыкам, добиваются конкретного
результата, удовлетворяют свою потребность
в реальном приобщении к миру взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых позволяет
расширить представления дошкольника
о содержании деятельности человека, об
общественной значимости труда, об отношении
к труду. Первыми, кто занялся разработкой
теории трудового воспитания в детском
саду, были классики отечественной педагогики
Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.
Н.К. Крупская считала, что уже в дошкольном
возрасте надо начинать политехническое
образование - поддерживать у детей интерес
к технике, знакомить со свойством материалов.
Она предлагала систематически знакомить
детей с трудом взрослых, подчеркивая
его социальную направленность. Особое
значение Н.К. Крупская придавала объединению
детей в труде, указывая, что "совместную
работу детей надо особенно ценить, - это
зачатки коллективного труда. В этом коллективном
труде развертываются лучше всего силы
ребенка". Вместе с тем она призывала
педагогов учитывать возможности детей,
особенности детского труда, его своеобразие,
связь с игрой.
Идеи Н.К. Крупской развил в своих трудах
и педагогическом опыте А.С. Макаренко.
Определяя методы и приёмы трудового воспитания,
он подчеркивал, что решающим должна быть
обязательность труда для всех. "Нужно
втягивать детей в труд путём поручений,
показа способов выполнения, контроля
за работой. Но при любых обстоятельствах
важно, что бы дети работали с увлечением,
радостно и добивались результата труда".
[19, с.94]
Дальнейшую разработку идей Н.К. Крупской
и А.С. Макаренко и внедрение их в практику
детских садов продолжили советские педагоги
- З.Н. Борисова, Р.С. Буре, В.И. Логинова,
В.Г. Нечаева и др.
"Знания о труде, отношениях к нему взрослых,
мотивах, направленности труда, отраженные
в образах, начинают регулировать поступки
детей, перестраивать их мотивы и отношения
к собственному труду, труду взрослых,
предметам, созданным людьми. Отсюда знания
о труде взрослых должны занимать одно
из ведущих мест в образовательной работе
детского сада…" [18, №10]
В современной дошкольной педагогике
существует несколько подходов к проблеме
ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Одни авторы считают, что ребёнка надо
знакомить с процессом труда взрослых,
рассказывать о создании разных продуктов
труда. В результате у детей будет формироваться
положительное отношение к труду. (В.И.
Логинова, М.В. Крулехт).
Другие авторы полагают, что нужно знакомить
дошкольника с человеком - тружеником,
с его отношением к труду, формировать
представление о том, что профессия проявляется
в ответ на потребности людей в ней - врач
нужен, что бы лечить, учитель, что бы учить.
(С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова).
Когда ознакомление с трудом взрослых
рассматривается как средство положительного
отношения к труду взрослых, возможен
и первый и второй подход. Рассматриваемое
средство воспитатель может использовать
как пример для подражания, образец, на
который ребёнок будет ориентироваться.
Можно согласиться с тем, что объективная
оценка результатов труда ребенка крайне
затруднена. Но в то же время дошкольник
в процессе труда испытывает истинное
трудовое усилие, начинает осознавать
его значение, направленность на удовлетворение
своих потребностей самостоятельно, не
пользуясь помощью взрослых. Его включение
в труд всегда обеспечивается существенными
для него мотивами, и, наконец, ребенок
испытывает высокий эмоциональный подъем
и радость от достигнутых результатов.
Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать
свои возможности, испытать радость от
достигнутых результатов, а совместная
деятельность объединяет детей общими
эмоциональными переживаниями, способствуя
тем самым становлению детского общества.
Трудовая деятельность, во-первых, предполагает
наличие определенных практических умений
(например, умений пользоваться простейшими
орудиями), а также знакомство со свойствами
некоторых материалов. Во-вторых, она требует
развития интеллектуальных качеств, например
способности, планировать свои действия
и предусматривать их результаты. В-третьих,
она предполагает определенный уровень
развития детской воли - устойчивого стремления
к достижению поставленной цели, к получению
заранее представляемого продукта и умения
подчинить свое поведение поставленным
целям.
Вывод: Правильно поставленным трудовое
воспитание может считаться тогда, когда
дети за доступный им труд будут браться
так же охотно, как и за игру. [29, с 176]
1.2 Использование
строительно-конструктивной
Игра-это вид деятельности
ребенка. В силу этого ей присущи
черты, характерные для всякой деятельности:
цели, мотивы, средства реализации, планомерные
действия и результат. Игра любого вида
протекает как деятельность осмысленная
и целенаправленная. Пока ребенок
не начинает играть, он вроде бы ничего
и не делает. И когда начинает
играть, то еще долгое время тоже
как бы способен заниматься только
этим видом деятельности. Игру чаще всего
определяют как деятельность, выполняемую
не для получения какого-либо результата,
а ради самой деятельности, ради забавы.
К.Д. Ушинский видел в игре ребенка серьезное
занятие, в котором он осваивает и преобразует
действительность: "Для дитяти игра
- действительность, и действительность
гораздо более интересная, чем та, которая
его окружает. Интереснее она для ребенка
именно потому, что понятнее; а понятнее
она ему потому, что отчасти есть его собственное
создание... В действительной жизни дитя
не более, как дитя, существо, не имеющее
еще никакой самостоятельности...; в игре
же дитя, уже зреющий человек, пробует
свои силы и самостоятельно распоряжается
своими же созданиями". [30, Т.1]
В педагогическом процессе игра находится
в тесном взаимодействии с другими видами
детской деятельности, и прежде всего
с трудом и обучением на занятиях.
По своему характеру, содержанию, причинам
возникновения труд и игра различны. В
процессе труда всегда, для ее осуществления
изыскиваются средства, продумывается
последовательность действий и, наконец,
достигается результат. Процесс труда
реален. В игре, дети в специально созданных
игровых условиях воспроизводят деятельность
взрослых и отношения между ними. Для этих
условий характерно использование различных
игрушечных предметов, заменяющих настоящие,
используемые взрослыми в процессе труда.
Взаимосвязь игры и труда
определяется тем, что между ними
имеется общее и различное. А.С.
Макаренко указывал, что в игре,
как и в труде, есть рабочее
усилие и усилие мысли: "Игра без
усилия, игра без активной деятельности
- всегда плохая игра".
По своему характеру, содержанию, причинам
возникновения труд и игра различны. В
процессе труда всегда, для ее осуществления
изыскиваются средства, продумывается
последовательность действий и, наконец,
достигается результат. Процесс труда
реален. В игре, дети в специально созданных
игровых условиях воспроизводят деятельность
взрослых и отношения между ними. Следовательно,
чтобы игры были разнообразными и содержательными,
нужно обеспечить разнообразие детских
наблюдений, а затем ненавязчиво помочь
ребенку научиться в игре воспроизводить
полученные впечатления, представления,
знания.
Многие исследователи выделяют и такой
вид детских игр, как строительно-конструкторские
(конструктивные), действительно, дети
любят строить, создавать что-либо сложное
из простых элементов. Особенностью игр
со строительным материалом является
то, что в их основе лежат конструктивные
умения и способности, вследствие чего
они в большей степени, чем какие-либо
другие виды детской игры, приближаются
к продуктивной человеческой деятельности.
Строительно-консруктивные игры - разновидность
творческой игры. В них дети отражают свои
знания и впечатления об окружающем предметном
мире, самостоятельно делают некоторые
вещи, возводят здания, сооружения но в
обобщенном, схематизированном виде. Эти
игры развивают моторику, способствуют
совершенствованию мыслительного аппарата,
воспитывают самостоятельность, пытливость,
творческую направленность личности,
воспитывают трудолюбие и целенаправленность.
Очень часто строительно-конструктивная
игра переплетается с ролевой игрой. Дети
принимают на себя роли строителей, которые
возводят постройку, строительный материал
им привозят шофёры на грузовиках, рабочие
обедают в столовой, идут домой.
Косвенное руководство игрой осуществляется
путем побуждением детей к играм, обогащения
знаний об окружающей общественной жизни,
предоставление и обновление игрового
материала для строительства и конструирования,
поощрение инициативы и самостоятельности
- вот те педагогические условия, которые
обеспечивают высокую воспитательную
эффективность строительно-конструктивных
игр.
Советские педагоги З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева,
раскрыли особенности и значение строительных
игр - "строительно-конструктивные игры
требуют от ребенка умений воссоздать
образ предмета в его пространственном
выражении".
Строительно-конструктивная игра, являясь
деятельностью продуктивной, позволяет
формировать у детей умение сравнивать,
сопоставлять данную постройку с реальными
вещами и предметами и с тем образом, на
основе которого данная постройка возводилась,
следовательно, на данном этапе игра способствует
развитию наблюдательности у детей. Таким
образом, в строительно-конструктивной
игре происходит всестороннее, многогранное
развитие умственной деятельности.
В разных группах детского сада взаимосвязь
игры и труда имеет различный характер.
В младшем дошкольном возрасте многие
элементарные трудовые навыки, особенно
в области самообслуживания, культурного
общения, обращения с вещами, усваиваются
в значительной мере в играх с куклами.
В среднем дошкольном возрасте еще не
столь отчетливо проявляется линия самостоятельной
трудовой деятельности детей, хотя в отдельных
случаях содержание игры приводит детей
к труду. Особенно часто это можно наблюдать
в играх бытового характера (готовясь
к празднику, стирают, гладят кукольный
наряд).
Для детей старшего возраста труд становится
самостоятельной деятельностью. В процессе
развития активной трудовой деятельности
в игре детей старшей группы воспитатель
опирается на присущую детям этого возраста
активность и самостоятельность, на их
стремление смастерить что-то своими руками,
на способность более длительно, чем в
предыдущей группе, удерживать линию игрового
замысла. Связь игровой и трудовой деятельности
сохраняется у них при господствующем
положении игры, которая пронизывает весь
трудовой процесс.
В строительных играх дети часто подражают
строительной деятельности взрослых.
Дети играют в "строителей", появляется
необходимость в строительном материале.
Игровой процесс сливается с трудовым,
а строительная игра с сюжетно-ролевой.
В старшем дошкольном возрасте такие игры
могут длиться несколько дней. Содержанием
игры в этом случае является сама строительная
деятельность. Чувства, которые испытывают
дети в таких играх, стремление к результату,
забота о качестве постройки, её прочности
сближают строительную игру с трудом.
В строительных играх детей старшего дошкольного
возраста на ряду с теми строительными
материалами, которые дети используют
условно, (как будто ворота), могут быть
использованы и такие материалы, из которых
дети сами создают настоящие предметы.
Одним из таких строительных материалов
является дерево. Осваивая некоторые навыки
работы с деревом, дети знакомятся со свойствами
материала, узнают, как его можно обрабатывать,
рассматривают предметы, сделанные из
дерева и выражают желание сделать такие
же. На занятиях детям предлагают готовые
части для конструирования - санки, стол,
скамейку. По мере того как дети овладевают
строительными навыками, материал может
быть усложнен и детям можно предлагать
не готовые части конструкции а разнообразные
обрезки дерева - дощечки, брусочки и т.д.
Очень важно, что бы этот материал хорошо
обрабатывался. Изготовление игрушки
из дерева дает возможность педагогу развивать
трудовую направленность детей, а украшение
готовой игрушки дает основание задействовать
некоторые виды ручного труда, обслуживающего
игру.
В развитии строительно-конструктивной
игры в старшем дошкольном возрасте так
же широко используется и природный материал:
снег, вода, песок, шишки, ветки и т.д.
В первые зимние дни следует подгребать
снег на те места, где предполагаются постройки.
Участвуя в сооружении построек, дети
разгребают снег лопатами, утрамбовывают
его, катают снежные шары и складывают
их друг с другом, строят фигуры из снега,
крепости и т.д. Затем, дети украшают постройки
и фигуры самоделками из бумаги и картона
(шапка снеговика). В летних условиях необходимо
в процессе игры использовать песок и
воду. Влажный песок является прекрасным
строительным материалом. Дети с удовольствием
сооружают дворцы, арки, ворота, и мосты,
а затем украшают их сделанными заранее
ветряками. В таких играх прослеживается
взаимосвязь ручного труда с физическим.
Совместный труд увлекает детей, позволяет
почувствовать свои возможности, испытать
радость от достигнутых результатов, а
совместная деятельность объединяет общими
эмоциональными переживаниями, способствуя
тем самым становлению детского общества.
Ручной труд - развивает конструктивные
способности детей, полезные практические
навыки и ориентировки, формирует интерес
к работе, готовность за нее, справится
с ней, умение оценить свои возможности,
стремление выполнить работу как можно
лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими
техническими приспособлениями, осваивают
навыки работы некоторыми инструментами,
учатся бережно относиться к материалам,
предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные
представления о свойствах различных
материалов: материал подвергается различным
превращениям, из него можно делать разнообразные
вещи. Так обучаясь изготовлению полезных
предметов из плотной бумаги, дети узнают,
что ее можно складывать, резать, склеивать.
Работа с природным материалом - листьями,
желудями, соломой, корой и т.д. - дает воспитателю
возможность знакомить детей с разнообразием
его качеств: цветом, формой, твердостью.
Вывод: Связь игры и труда можно наблюдать
как часто появляющееся явление: дети
изготовляют игрушки-самоделки на занятиях
ручным трудом, а используют их, причем
очень охотно, в играх. В результате этого
повышается интерес детей к изготовлению
игрушек, а игровой процесс часто сливается
с трудовым. Возникая в ходе игры, труд
по изготовлению нужных игрушек временно
обособляется от игры, и требует от детей
известных физических и умственных усилий,
направленных на достижение результата.
Новая игрушка, сделанная своими руками,
охотно используется детьми в игре, вызывает
у них чувство удовлетворения, обогащает
содержание игры.
1.3 Формирование
положительного отношения к
Трудовая деятельность дошкольника
отличается от производительного и
бытового труда взрослых. Она не
приводит к получению объективно
значимого продукта, зато имеет огромное
значение для психического развития
самого ребенка. Рассматривая вопросы
трудового воспитания как важнейшего
в дошкольном воспитании, педагоги
не могли не видеть плодотворного
взаимного влияния игры и труда.
Специфика труда дошкольника состоит
в том, что он тесно связан с игрой, у этих
видов деятельности общий источник - потребность
принимать активное участие в жизни взрослых
и стремление к самостоятельности. На
всем протяжении дошкольного детства
связь игры и труда сохраняется. С одной
стороны, часто необходимость в определенных
игровых предметах диктует выполнение
трудового действия, тогда дети изготавливают
атрибуты и затем включают их в игру. С
другой стороны, продукты детского труда
нередко помогают создать воображаемую
ситуацию, подсказывая выбор и развитие
сюжета игры.
В игровой деятельности происходит подготовка
детей к труду. Играя, дети постигают смысл
труда взрослых, сущность их взаимоотношений.
Особенно близки к трудовой деятельности
взрослых игры со строительным материалом.
Они воспитывают у детей такие качества,
которые непосредственно подготавливают
их к труду:
умение ставить цель,
умение планировать свою работу,
умение предвидеть результат деятельности,
умение доводить начатое дело до конца,
умение не переключаться на другой вид
деятельности,
умение подбирать необходимый материал,
умение критически оценивать результат
своей работы и работы.
творчески подходить к осуществлению
поставленной цели.
Развитие умения строить, предвидя необходимый
результат игры - одна из важнейших педагогических
задач. Её решение поможет воспитывать
у детей инициативу, умение практически,
своими руками добиваться результата.
Развитие у детей этих качеств высоко
ценила Н.К. Крупская. Она указывала, что
если ребёнок сам мастерит игрушку, строит
какое-нибудь сооружение, ставит перед
собой цель, подбирает нужный материал,
то это содействует развитию творческой
деятельности, что имеет огромное значение
в системе воспитания.
В теории и практике дошкольного воспитания
долгое время господствовала неправильная
точка зрения о руководстве строительными
играми детей. Для того что бы игра развернулась,
считалось достаточным внести строительный
материал в группу. Эти взгляды прочно
укоренились в практике дошкольного воспитания
и привели к тому, что строительные игры
детей до конца дошкольного возраста оставались
крайне примитивными.
З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Е.И. Корзакова
доказали, что развитие конструктивных
способностей детей находится в прямой
зависимости от руководства воспитателя
детской деятельностью. Если воспитатель
систематически обучает детей сооружению
различных построек, знакомит их с конструктивными
особенностями материалов, то практически
все дети овладевают определенным объемом
умений и навыков. Строительные игры становятся
богаче по содержанию, постройки более
разнообразными, лучше технически выполнены.
Если же воспитатель ограничивается только
наблюдением за развитием строительной
игры, то конструктивные способности у
детей развиваются не одинаково и разница
в умениях будет значительной. Так же дети
не смогут самостоятельно, без помощи
воспитателя договорится о характере
постройки, о том, кто какую работу будет
выполнять. Таким образом, в играх со строительным
материалом при отсутствии должного руководства
со стороны воспитателя взаимоотношения
детей могут принимать совершенно неправильное
направление. Систематическое обучение
конструированию и руководство воспитателя
детской игрой приводят к существенному
изменению характера строительной деятельности
детей.
Рассматривая взаимосвязь игры и труда
в старшем дошкольном возрасте, отечественные
педагоги пришли к выводу, что развитие
активной трудовой деятельности в процессе
строительных игр детей опирается на их
активность и самодеятельность на их стремление
все мастерить своими руками. Связь игрового
и трудового процессов сохраняется при
господствующем положении игры, которая
пронизывает собой и трудовой процесс.
Дети спешат выполнить работу, что бы возобновить
игру. Расширение замысла игры происходит
под влиянием тех впечатлений, которые
дети получают при чтении книг, рассматривании
иллюстраций, исходя из жизненного опыта.
Многообразие игровых действий, позволяющих
реализовать замысел, создается разнообразием
игрушек, приспособлений, которые придают
игре новизну.
Характерным примером игры, в которой
игровой замысел порождает необходимость
трудового процесса по изготовлению нужных
для игры игрушек, является игра в "Пароход".
Построив из строительного набора пароход,
дети приходят к выводу, что не хватает
некоторых атрибутов: трубы, биноклей,
спасательных лодок, сигнальных флажков
и т.п. Воспитатель, осуществляя руководство
игрой, предлагает детям самим изготовить
недостающие элементы. На занятиях по
ручному труду дети склеивают детали трубы,
биноклей, флажков, делают из бумаги спасательные
лодки; на занятиях по ИЗО раскрашивают
приготовленные детали. На примере игры
в "Пароход" четко прослеживается
взаимосвязь строительно-конструктивной
игры с ручным трудом.
Возникая в ходе игры, труд по изготовлению
новых игрушек обособляется от игры и
требует от детей известных физических
и умственных усилий, направленных на
достижение результата. Трудовой процесс
поглощает внимание детей, отвлекая их
от игрового процесса, но лишь только труд
по изготовлению новых игрушек закончен,
открываются новые перспективы для развития
игры. Игрушка, сделанная своими руками,
охотно используется детьми в игре, обогащает
её содержание, вызывает у детей чувство
удовлетворения.
Ценные качества могут быть воспитаны
у детей по окончании игры, в процессе
уборки строительного материала:
развитие у детей бережного отношения
к игрушкам,
трудолюбия,
умения проявлять усилие,
преодолевать трудности,
заканчивать начатое дело.
Эти воспитательные задачи должны обязательно
осуществляться в процессе руководства
строительно-конструктивной игрой.
Вывод: Педагогическое руководство строительными
играми открывает
большие возможности в развитии детей.
Систематическое обучение конструированию
и руководство воспитателя детской игрой
приводят к существенному изменению характера
строительной деятельности детей. Исследования
советских педагогов показали, что установление
взаимосвязи строительной игры и труда
оказывает новые воспитательные возможности,
создает условия для более полного и содержательного
развития замысла игры, повышая у детей
интерес к строительным играм.
2. Изучение влияния
строительно-конструктивных
2.1 Исследование уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
На первом этапе экспериментальной
работы мы провели диагностику уровня
сформированности положительного отношения
к труду у детей старшего дошкольного
возраста. Базой исследования явился детский
сад № 177 "Гномик", г. Тольятти. Диагностика
была проведена в старшей группе детского
сада. Это был констатирующий эксперимент,
целью которого являлось изучение влияния
строительно-конструктивной игры на формирование
положительного отношения к труду у детей
старшего дошкольного возраста. В констатирующем
эксперименте принимали участие 20 детей
из двух групп - контрольной и экспериментальной.
(Таблица 2.1).
Таблица 2.1
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
имя ребенка |
возраст |
имя ребенка |
возраст |
Даша Я. |
6 лет 4 мес. |
Настя Д. |
6 лет 8 мес. |
Алена Д. |
6 лет 6 мес. |
Антон С. |
6 лет 4 мес. |
Таня М. |
6 лет 8 мес. |
Миша А. |
6 лет 3 мес. |
Саша Д. |
6 лет 3 мес. |
Катя К. |
6 лет 2 мес. |
Оксана Л. |
6 лет 2 мес. |
Саша Т. |
6 лет 8 мес. |
Андрей Г. |
6 лет 7 мес. |
Маша К. |
6 лет 3 мес. |
Андрей И. |
6 лет 3 мес. |
Миша П. |
6 лет 7 мес. |
Сергей Л. |
6 лет 8 мес. |
Семен С. |
6 лет 4 мес. |
Настя Ф. |
6 лет 5 мес. |
Настя К. |
6 лет 3 мес. |
Марина П. |
6 лет 7 мес. |
Лена С. |
6 лет 7 мес. |
Из таблицы видно, что
возраст детей приблизительно одинаковый.
Эксперимент проводился в обеих
группах в свободное от занятий
время.
Было выделено четыре методики для выявления
уровня сформированности положительного
отношения к труду у детей старшего дошкольного
возраста.
1. - Беседа.
Цель: выявить уровень сформированности
положительного отношения к труду у детей
старшего дошкольного возраста.
Материал: Иллюстрации с простым, доступным
сюжетом, чтение художественной литературы,
экскурсии.
Задачи: Сформировать у детей понятие
о том, что всякий труд почетен и необходим,
что человек красив своим трудом.
2. - Наблюдение.
Цель: выявить умения и отношения детей
старшего дошкольного возраста к хозяйственно-бытовому
труду.
Материал: Иллюстрации с изображением
процессов хозяйственно-бытовой деятельности,
наблюдение за трудом дворника, экскурсия
на пищеблок.
Задачи: сформировать у детей положительное
отношение к труду взрослых.
3. - Анкетирование.
Цель: выявить отношение детей старшего
дошкольного возраста к поручениям в семье.
Материал: анкетирование родителей и детей.
Задачи: сформировать у детей положительное
отношение к выполнению поручений в семье.
4. - Игра.
Цель: выявить сформированность положительного
отношения к труду у детей старшего дошкольного
возраста посредством строительно-конструктивной
игры.
Материал: предварительная беседа о профессиях,
разглядывание иллюстраций, выбор темы
для строительно-конструктивной игры.
Задачи: сформировать у детей положительное
отношение к труду посредством строительно-конструктивной
игры.
Анализ результатов оценивался по трехбалльной
шкале.
1 балл - низкий уровень
2 балла - средний уровень.
3 балла - высокий уровень
Результаты оценивания детей по методикам
представлены в таблицах.
Таблица 2.2 Выявление уровня сформированности
положительного отношения к труду у детей
старшего дошкольного возраста детьми
контрольной группы