Студенческий коллектив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:17, реферат

Краткое описание

Период обучения в вузе – важнейший период социализации человека. Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по CП 1.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

        2. РЕФЕРАТ

 по дисциплине «Социально-педагогическая поддержка и развитие учебного труда в высшей школе»

ТЕМА  РЕФЕРАТА: «Студенческий коллектив».   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:            Янкевич Виктория Николаевна

Группа: 14

 

Руководитель: старший преподаватель кафедры социальной педагогики

Куницкая  Оксана Сергеевна 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

                                                  МИНСК, 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Период обучения в вузе – важнейший  период социализации человека. Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы.

 

 Мощное социализирующее и  воспитательное воздействие на  личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.

 

 В связи с этим появляется  необходимость изучения особенностей  развития студенческого коллектива, как одного из факторов социализации  студента. Немаловажное значение приобретает данная проблема и с точки зрения педагога. Понимание групповых процессов, происходящих в вузах, предоставляет возможность преподавателю оказывать благотворное воздействие на формирование и становление студенческого коллектива.

 

 

                                                                              

2. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования.   

 

2.1. Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива  

 

       Педагогическая  теория формирования коллектива создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Наибольший вклад в разработку проблемы коллектива внес выдающийся отечественный педагог А. С. Макаренко. Он творчески переосмыслил классическое образование, принял активное участие в поиске новых решений, определив и разработав ряд новых проблем воспитания. А. С. Макаренко занимался вопросами методологии, теории и организации воспитания. Личность является субъектом воспитательного воздействия при условии, если она выражает интерес коллектива.

 

      Учение  Макаренко содержит технологию  поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни  коллектива: движение – форма  его жизни, остановка – форма  его смерти и  выделил принципы  развития коллектива: гласность,  зависимость, ответственность, параллельное действие.

 

      Помимо  принципов развития коллектива, А.С.Макаренко сформулировал принципы  формирования результативного коллектива:    

 

       единство  цели и труда коллектива предполагает  объединение людей внутри группы не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации труда;

 

      большая  «связанность» коллектива предполагает  взаимопеременность состава командиров  и подчиненных в течение рабочего  дня, недели. Поэтому, в коллективе  каждый был вынужденно связан с каждым и в разных отношениях.

 

      «мажор» (активность) в коллективе, по мнению А.С.Макаренко,- это, прежде всего проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и своем будущем. Этот крепкий мажор должен иметь вид постоянной бодрости, готовности к действию;

 

      защита  проявляется в том, что каждый  из членов коллектива должен  и обязан отстаивать «своих»  перед посторонними;

 

      торможение-это  регулирование отношений внутри  коллектива и коллектива в целом.

 

      Также  А.С.Макаренко выделил этапы становления  коллектива:

 

Становление коллектива (первоначальное сплочение). Цель данного  этапа -  превратить организованно  оформленную группу в коллектив, где отношения участников определяются содержанием деятельности.

 

Усиление влияния актива. Среди членов группы произвольно  выделяются  наиболее инициативные люди, необходимо организовать направление  данной активности – создать актив  группы. Затем происходит постепенное  усиление влияния актива.

 

Расцвет коллектива: характерен более высокий уровень требований к себе, к своим товарищам.

 

Процесс движения: через  коллективный опыт человек предъявляет  требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности.

 

      Настоящий  коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы направляющие его жизнь и работу. Важна перспектива движения вперед. Управление коллективом - это увлечь определенной целью, требующей общих усилий труда. «Важна радостная, бодрая, мажорная обстановка», – утверждал А.С.Макаренко.

 

      Известный  отечественный психолог А.В.Петровский, характеризуя особенности развития  коллектива, выделил несколько последовательно  сменяющих друг друга фаз. 

 

      Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

 

      Индивидуализация. Порождается  противоречием между достигнутой  личностью адаптацией в коллективе  и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации.

 

      Интеграция личности  в коллективе. Коллектив принимает  личность, оценивает ее индивидуальные  особенности, а личность, в свою  очередь, устанавливает отношения  сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.

 

      Таким образом,  на современном этапе при организации  процесса формирования коллектива, необходимо учитывать принципы  и этапы становления коллектива, внутригрупповую обстановку, которые были выделены и обобщены многими отечественными педагогами и психологами.

 

2.2. Понятие коллектива, структура коллектива

 

   Коллектив — социальная  общность людей, объединенных  на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.  Коллектив первоначально состоит из малых групп. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

 

Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа

 

Среди естественных малых групп  наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных. Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и малые институциональные группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,

 

Неформальные группы — объединения  людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами малых неформальных групп являются дружеские и приятельские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

 

Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру  межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление  групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

 

 По времени существования  выделяются группы временные,  в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы)

 

      Под  структурой коллектива мы понимаем  следующие ее компоненты: формальное  лидерство, роли, нормы, статус, состав.

 

Почти каждый коллектив  имеет своего формального лидера. Лидеры во многом определяют моральный  климат, взаимоотношения в коллективе и, в конечном счете, эффективность его работы.

 

Так же неформальный лидер  приобретает свое положение, добиваясь  власти и применяя ее по отношению  к членам коллектива, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Опора неформального лидера – признание его  коллективом.

 

За каждым членом коллектива обычно закрепляются определенные роли. Роль – это способ поведения индивида в некоторой ситуации, определяемый его внутренней мотивацией.

 

Существуют две основных направленности ролей для создания нормально работающего коллектива. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать  коллективные задачи и выполнять их.

 

Наряду с формальным распределением ролей, обязательно  складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое коллективом. Отдельные члены коллектива берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов коллектива, третьи заботятся о взаимоотношениях в коллективе, о поддержании хорошего климата в нем, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца.

 

Для того чтобы быть принятым в коллектив и чувствовать  его поддержку, необходимо уметь  приспосабливаться к его нормам. Обычно сам коллектив оказывает  определенное давление и пытается скорректировать поведение тех своих членов, которые поступают вопреки нормам и правилам, существующим в нем.

 

Статус в коллективе -  положение или ранг, который  присваивается тому или иному  члену этого коллектива другими  его членами.

 

Статус  может быть формальным   и неформальным.

 

Статус той или иной личности в коллективе может определяться рядом факторов, включая такие  как старшинство в должностной  иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, накопленный опыт, уважение, соответствующее заслугам, знаниям. Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм коллектива. Члены коллектива, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на коллективное решение, чем члены коллектива с низким статусом.

 

Кроме того, структурные  характеристики коллектива включают в  себя личные симпатии и антипатии  между членами коллектива (кто  кому нравится и кто кого не любит), а также силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние и кто за кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться).

Информация о работе Студенческий коллектив