Суть и назначение педагогики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в том, что воспитание и образование занимало первостепенное значение в цивилизации человека. Без педагогики, наверное, и не было этой цивилизации. Ведь с помощью педагогики передается опыт из поколении в поколение.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика как наука.docx

— 438.52 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования


 

 

Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики

 


 

 

 

Контрольная работа

По предмету: «ПЕДАГОГИКА»

НА ТЕМУ:»Суть и назначение педагогики как науки»

 

 

 

 

 

 

Студент 1 курса группы экономика 

                                                                                                             Спицына Э.А. 099589

  Санкт-Петербург

2013

 

      Педагогика как наука

 

 Введение

 

Актуальность исследования заключается в том, что воспитание и образование занимало первостепенное значение в цивилизации человека. Без педагогики, наверное, и не было этой цивилизации. Ведь с помощью  педагогики передается опыт из поколении в поколение.

Начиная с первой половины ХIX в., от И.Ф.Гербарта, впервые попытавшегося подвести под педагогику философски, этически и психологически аргументированную теорию и разделившего педагогику (науку о воспитании) на отдельные, но тесно сопряженные части: дидактику и теорию воспитания, - понимание сущности педагогики, ее целей, содержания неуклонно изменяется в сторону расширения и углубления, единства социализации, воспитания и развития в целостном процессе формирования личности.

В основе современных методологических подходов к изучению целостного процесса социализации, воспитания и развития личности лежит общефилософское  направление научного познания, раскрывающее пути исследования функционирования всего  общества, его групп и развития отдельной личности в конкретных историко-культурных условиях жизни  общества. Их основное предназначение на данном этапе развития общества – преодоление существующего  отрыва философии, социологии от других смежных наук, приближение педагогических исследований к конкретным социокультурным  условиям социума.

Расширение и обогащение понятийно-категориального аппарата современной педагогики, постановка новых проблем, переосмысление методического  инструментария обусловлено в значительной степени серьезными изменениями  в методологии науки об образовании. Речь идет не только об углублении диалектического  подхода, но и о выстраивании экзистенциально-феноменологической парадигмы в педагогических исследованиях, о расширении методологической базы за счет других наук.

 

1.1. Возникновение  и развитие педагогики

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже  существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Первопричина возникновения  всех научных отраслей – потребности  жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей  важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее  в зависимости от того, как в  нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость  обобщать опыт воспитания, создавать  специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых  людей к жизни. В наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты  попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая  философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 до н. э.) писал: «Природа и воспитание подобны. А именно – воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу... Хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы».

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 до н. э.), Платон (427–347 до н. э.), Аристотель (384–322 до н. э.). В их трудах глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Своеобразным итогом развития греко-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Фабия Квинтилиана (35–96 н. э).

В период Средневековья церковь  монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное  русло. Образование в это время  утратило прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти 12 веков. И хотя среди  деятелей церкви были просвещенные философы –Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), Аквинат (1225–1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория особого развития не получила.

Эпоха Возрождения дала целый  ряд педагогов-гуманистов – это Эразм Роттердамский(1466–1536), Витторино де Фельтрэ (1378–1446), Франсуа Рабле (1494–1553), Мишель Монтень (1533–1592).

Педагогика долгое время  была частью философии и только в XVII в. выделилась в самостоятельную науку. И сегодня педагогика тысячами нитей связана с философией. Обе эти науки занимаются человеком, изучают его жизнь и развитие.

Выделение педагогики из философии  и оформление ее в научную систему  связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд «Великая дидактика» (1654) – одна из первых научно-педагогических книг. Многие высказанные в ней идеи не утратили свою актуальность и научное значение и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории.

Английский философ и  педагог Джон Локк (1632–1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В основном труде «Мысли о воспитании» он изложил свои взгляды на воспитание джентльмена – человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.

В историю педагогики вошли  имена таких известных просветителей  Запада, как Дени Дидро (1713–1784), Жан Жак Руссо (1712–1778), Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841), Адольф Дистервег (1790–1841).

Активно разрабатывались  идеи воспитания и в русской педагогике, они связаны с именами В.Г. Белинского (1811–1848), А.И. Герцена (1812–1870), Н.Г. Чернышевского(1828–1889), Л.Н. Толстого (1828–1910).

Мировую славу русской  педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Он совершил переворот в теории и педагогической практике. В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», – писал он. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил – физических, умственных и нравственных.

По Ушинскому, руководящая  роль принадлежит школе, учителю: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что  воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой  искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

К.Д. Ушинский пересмотрел  всю педагогику и требовал полного  переустройства системы образования  на основе новейших научных достижений. Он считал, что «одна педагогическая практика без теории – то же, что  знахарство в медицине».

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США: сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность быстро и успешно достичь запроектированных целей.

Виднейшими представителями  американской педагогики являются Джон Дьюи (1859–1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874–1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием действенных воспитательных технологий.

В России хорошо известно имя  американского педагога и врача Бенджамена Спока(1903–1998). Задав публике, на первый взгляд, второстепенный вопрос: что должно превалировать в воспитании детей – строгость или доброта, он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. Ответ на этот простой вопрос пока неочевиден.

В начале XX в. в мировой педагогике начали активно распространяться идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. Для их разработки и популяризации многое сделала итальянская учительница Мария Монтессори (1870–1952). В книге «Метод научной педагогики» она утверждала, что нужно максимально использовать возможности детского возраста. Главной формой начального школьного обучения должны быть самостоятельные учебные занятия. Монтессори составила дидактические материалы для индивидуального изучения младшими школьниками грамматики родного языка, геометрии, арифметики, биологии и других предметов. Эти материалы построены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Сегодня в России есть много сторонников и последователей системы Монтессори. Успешно работают комплексы «детский сад – школа», где идеи свободного воспитания детей внедряются в жизнь.

Приверженцем идей свободного воспитания в России был Константин Николаевич Вентцель (1857–1947). Он создал одну из первых в мире деклараций прав ребенка (1917). В 1906–1909 гг. в Москве успешно действовал созданный им «Дом свободного ребенка». В этом оригинальном учебном заведении главным действующим лицом был ребенок. Воспитатели и учителя должны были приспосабливаться к его интересам, помогать в развитии природных способностей и дарований.

Русская педагогика послеоктябрьского  периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой  педагогики приняли С.Т. Шацкий (1878–1934), П.П. Блонский (1884–1941), А.П. Пинкевич (1884–1939). Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Надежды Константиновны Крупской (1869–1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. Антон Семенович Макаренко (1888–1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы на этапе коренной перестройки общества.

В 1940-1960-е гг. на ниве народного  образования активно трудился Михаил Алексеевич Данилов (1899–1973). Он создал концепцию начальной школы («Задачи и особенности начального образования», 1943), написал книгу «Роль начальной школы в умственном и моральном развитии человека» (1947), составил многие руководства для учителей. На них и сегодня опираются российские педагоги.

Среди начальных школ особое место занимают так называемые малокомплектные  школы, которые создаются в небольших  поселках и деревнях, где недостает  учеников для создания полных классов  и один учитель вынужден одновременно обучать детей разного возраста. Вопросы обучения и воспитания в  таких школах разрабатывал М.А. Мельников, составивший «Настольную книгу  для учителя» (1950), где изложены основы методики дифференцированного (т. е. раздельного) обучения.

В 1970-1980-е гг. активная разработка проблем начального образования  велась в научной лаборатории  под руководством академика Л.В. Занкова. В результате исследований была создана новая система обучения младших школьников, основанная на приоритетности развития познавательных возможностей учеников.

В конце 1980-х гг. в России началось движение за обновление и  перестройку школы. Это выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества (Ш.А. Амо-нашвили, С.Л. Соловейчик, В.Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Н.Н. Палтышев, В.А. Караковский и др.). Всей стране известна книга московской учительницы начальных классов С.Н. Лысенковой «Когда легко учиться», в которой описаны приемы «комментированного управления» деятельностью младших школьников на основе использования схем, опор, карточек, таблиц. С.Н. Лысенкова создала также методику «опережающего обучения».

В последние десятилетия  достигнуты ощутимые успехи в ряде областей педагогики, прежде всего  в разработке новых технологий дошкольного  и начального школьного обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обучающими программами, помогают справляться с задачами управления учебным процессом, что  позволяет достигнуть высоких результатов  с меньшими затратами энергии  и времени. Наметился прогресс и  в области создания более совершенных  методик воспитания. Научно-производственные комплексы, авторские школы, экспериментальные  площадки – заметные вехи на пути положительных  перемен. Новая российская школа  движется в направлении гуманистического личностно ориентированного воспитания и обучения.

Однако педагогическая наука  пока не имеет единого общего взгляда  на то, как следует воспитывать  детей. С древнейших времен и до наших  дней существуют два диаметрально противоположных  взгляда на воспитание: 1) воспитывать  детей нужно в страхе и повиновении; 2) воспитывать детей нужно добротой и лаской. Если бы жизнь категорически  отвергала один из подходов, то он уже  давно прекратил бы свое существование. Но в этом-то и вся сложность: в  одних случаях большую пользу обществу приносят люди, воспитанные  в жестких правилах, с суровыми взглядами на жизнь, с упрямыми характерами  и неуступчивыми взглядами, в  других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые  люди. В зависимости от того, в  каких условиях живет народ, какую  политику приходится вести государствам, создаются традиции воспитания. В  тех обществах, которые уже давно  живут спокойной, благополучной  жизнью, преобладают гуманистические  тенденции воспитания. В обществах, ведущих постоянную борьбу, преобладает  жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном  повиновении младшего. Вот почему вопрос, как воспитывать детей, – прерогатива не столько науки, сколько самой жизни.

Информация о работе Суть и назначение педагогики как науки