Сущность и основные компоненты культуры педагогического труда учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:11, реферат

Краткое описание

Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, так как инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего учителя.
Культура педагога - это залог его успешной карьеры.
Основные задачи:
1.Дать определение понятию педагогической культуры, выявить его особенности.
2.Раскрыть сущность и основные компоненты культуры педагогического труда.

Содержание

Введение
1.Понятия и особенности педагогической культуры………………………....4
2.Сущность и основные компоненты культуры педагогического труда учителя………………………………………………………………………….....7
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат (2).docx

— 30.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Понятия и особенности педагогической культуры………………………....4

2.Сущность и основные компоненты культуры педагогического труда учителя………………………………………………………………………….....7

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, так как инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего учителя.

Культура педагога - это залог его успешной карьеры.

Основные задачи:

1.Дать определение понятию педагогической культуры, выявить его особенности.

2.Раскрыть сущность и основные компоненты культуры педагогического труда.

Учитель вступает во взаимодействие с педагогической культурой как  минимум в трех отношениях: во-первых, когда усваивает культуру педагогической деятельности, выступая объектом социально-педагогического  воздействия; во-вторых, он живет и  действует в определенной культурно-педагогической среде как носитель и транслятор педагогических ценностей; в-третьих, создает и развивает профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического  творчества. Поэтому учитель должен обладать в первую очередь эрудицией в области педагогической теории и смежных с нею наук или отраслей знания, а также культурой руководства обучением и воспитанием учащихся, в том числе культурой профессиональной речи учителя и его педагогическим тактом.

Культура педагогического труда  учителя требует адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.

Формирование профессионального  мастерства – это работа культуры педагога и поэтому  требует совершенствования.

 

 

 

1. Понятия и особенности педагогической культуры

В современном мире существует достаточно много понятий слова  «культура». Например, под культурой понимают определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.[5;25]

Оценивая общую культуру различных людей, общество, как правило, учитывает проявляющиеся в жизненной  деятельности творческие способности  каждого человека, его эрудицию, понимание произведений искусства, аккуратность, вежливость, самообладание, моральную ответственность, художественный вкус, владение языками.[5;27]. Становится очевидным, что указанные качества каждого культурного человека профессионально значимы для любого педагога, хотя они могут непосредственно и не относиться к конкретной его специальности. Понятно также, то что, прежде всего от уровня общей культуры педагога во многом зависит развиваемый им уровень культуры учащихся, культура педагога значима не только для него одного.

Существуют особые аспекты внутренней и внешней культуры, непосредственно относящиеся к педагогической профессии. В эти аспекты входит в первую очередь эрудиция в области педагогической теории и смежных с нею наук или отраслей знания, а также культура руководства обучением и воспитанием учащихся, в том числе культура профессиональной речи учителя и его педагогический такт.[4;123]

Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической деятельностью как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.[4;189]

Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого  приложения и реализации педагогических способностей учителя. В педагогических ценностях личность личность, воздействуя  на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает  другие проявления личности, нарушая  ее целостность и всесторонность.

Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения  специальных профессиональных задач.[3;82]

Педагогическая профессия  является одновременно преобразующей  и управляющей. А для того, чтобы  управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.[3;152]

Итак, профессиональная компетентность педагога, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры.

Инновационные процессы, происходящие в современной педагогической теории и практике, предъявляют серьезные  требования к профессиональной подготовке учителей. В связи с этим профессионально-педагогическая культура занимает особое место, поскольку  в ней, как и в общей культуре, аккумулируются социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность и основные компоненты культуры педагогического    труда учителя.

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:

• профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся  в разных формах существования;[6;85]

• профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную  общую культуру и выполняет функцию  специфического проектирования общей  культуры в сферу педагогической деятельности;[6;85]

• профессионально-педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную  организацию, избирательно взаимодействующее  с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных  частей;[6;85]

• единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей  природе педагогическая деятельность;[6;86]

• особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными  характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.[6;86]

Современные исследователи (В.А. Сластенин, Е.В. Бондаревская) рассматривают профессионально-педагогическую культуру человека как интеграцию, синтез природных и приобретенных  личностных свойств, обеспечивающих, высокий уровень деятельности учителя и выделяют различные составляющие элементы ее модели.[4;156]

Например, В.А. Сластенин выделяет в ней такие компоненты, как  аксиологический, технологический  и личностно-творческий.

Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью  педагогических ценностей, созданных  человечеством и своеобразно  включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе  развития образования. В процессе педагогической деятельности учителя овладевают идеями и концепциями, приобретают знания и умения, составляющие гуманистическую  технологию педагогической деятельности, и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оценивают  их как более значимые. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий  момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает  педагогическую деятельность, признавая  педагогические ценности.[4;255]

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы  и приемы педагогической деятельности учителя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются  личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной  связи культуры и деятельности. Педагогическая деятельность по своей природе технологична. Технологию профессионально-педагогической культуры учителя составляют приемы и способы аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих задач.[4;255]

Педагогическая технология помогает понять суть педагогической культуры, раскрывает исторически меняющиеся способы и приемы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения  ею и ее воплощения как творческого  акта. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности. Именно в педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются  противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом  педагогическим опытом и конкретными  формами его индивидуально-творческого  присвоения и развития. Таким образом, педагогическое творчество – это  вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой  которого является педагогическая культура.[4;256]

Большую роль в становлении личностно-творческого  компонента профессионально-педагогической культуры педагога играют профессионально  важные качества личности. Сюда относят: способность к творчеству, коммуникабельность, высокий уровень адаптированности, уверенность в своих силах, высокий  уровень самоуправления. Очевидно, для того, чтобы профессиональная деятельность была личностной, педагоги должны не просто иметь педагогические знания, а уметь строить свою деятельность так, чтобы в учениках поддерживать процессы самопознания, самореализации, развитие их неповторимой индивидуальности.[4;257]

 Учителя, благодаря хорошей  работоспособности, успевают одновременно  многое: подготовиться к урокам, внеурочным мероприятиям, проверить  тетради, вести классное руководство  и прочее. В то же время учителя  более склонны к шаблонным  способам ведения уроков, им трудно  адаптировать свою деятельность  к изменяющимся условиям. В целом  учителям свойственна высокая  исполнительская дисциплина и  ответственность. Однако им также  свойственна неуверенность в  своих силах, боязнь допущения  ошибок в педагогической деятельности, что, вероятно, повышает возможность затруднений в связи с затруднениями коррекции эмоциональных состояний.[2;104]

На уровне поведенческих установок  учителя проявляют тенденцию  к творческому педагогическому  взаимодействию с акцентом на понимании  ученика как личности. То есть, несмотря на недостатки психоэмоциональной саморегуляции, неуверенность в себе, педагоги демонстрируют  готовность к творческому, недирективному взаимодействию с учащимися. Это  заставляет предположить наличие повышенной проблемности учителей, возможность  срывов эмоциональной адаптации, связанных  с противоречием между установкой на толерантное общение и недостаточной  психолого-педагогической подготовкой  для преодоления трудных ситуаций в педагогическом общении.[2;106]

Разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение профессионально-педагогической культуры, ее личностно-творческой составляющей может включать следующие направления: принятие на административном уровне мер для реализации и стимулирования личностной подготовки педагогов; планирование и проведение уроков с творчески  ориентированным содержанием и  формой; проведение специальных гуманистически ориентированных психологических  тренингов для учителей и т.д.

Существуют меры административного уровня, способствующих повышению профессионально-педагогической культуры педагогов, можно назвать следующие: работу постоянно действующих научно-методологических семинаров в целях культурологического и психологического просвещения педагогов, моральное стимулирование творческого подхода к педагогическому труду, творческие конкурсы, организация психологической помощи и поддержки, социальной защиты педагогов и т.д.[4;420]

Культура педагогического  труда зависит как от объективных  условий жизни и труда преподавателя, так и от личности самого педагога, его сознания, активности, стремления к самосовершенствованию. Не требует, пожалуй, особого доказательства зависимость успеха в педагогической деятельности от уровня профессионально-педагогической культуры.

Характер требований преподавателя к обучаемым, к себе, к другим людям есть свидетельство его культуры. Известна педагогическая формула А.С. Макаренко: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».[1;352]

Кому и сколько предъявлять  требований? каковы эти требования и как их предъявлять? какова их природа, условия предъявления и осуществления? посильны ли они и доведены ли до конца? – это далеко не полный перечень вопросов, отвечая на которые учитель формирует собственный стиль поведения и культуру своего труда. Разумеется, не всем стилям поведения преподавателей подражают обучаемые. Только тот стиль, который отличает высокая культура труда, может явиться истинным образцом для подражания.

Информация о работе Сущность и основные компоненты культуры педагогического труда учителя