Сюжетно-ролевая игра как вид самостоятельной творческой деятельности дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - дать характеристику сюжетно - ролевой игры и показать особенности руководства ею со стороны взрослого. Задачи:
1.Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру как вид деятельности дошкольника.
2. Показать развитие сюжетно- ролевой игры в каждой возрастной группе.
3. Выявить особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду.

Содержание

Введение ____________________________________________________3
I Сюжетно-ролевая игра как вид самостоятельной творческой деятельности дошкольного возраста.
1.1. Характеристика сюжетно- ролевой игры_______________________5
1.2 Руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду_________ 11
II Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
2.1. Организация игры в младшем возрасте_____________________17
2.2. Организация игры в среднем дошкольном возрасте___________20
2.3 Организация игры в старшего дошкольного возраста_________23

Заключение___________________________________________________27 Список литературы____________________________________________30

Вложенные файлы: 1 файл

Моя контрольная работа №2.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

 

Введение ____________________________________________________3                                                                                                                 

I Сюжетно-ролевая игра как вид самостоятельной творческой деятельности дошкольного возраста.

1.1. Характеристика сюжетно- ролевой игры_______________________5

1.2 Руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду_________  11     

II     Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства

2.1.          Организация игры в младшем возрасте_____________________17

2.2.          Организация игры в среднем дошкольном возрасте___________20

2.3           Организация игры в старшего дошкольного возраста_________23

                                                       

Заключение___________________________________________________27                                                                                                               Список литературы____________________________________________30                                                                                        

Введение.

В первые семь лет  ребёнок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит много  узнать и многому научиться за этот дошкольный период. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире, о себе самом зависит успешность ребёнка в дальнейшей жизни, в школьном обучении.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение  становится ее частью и условием. Игра способствует всестороннему развитию личности ребенка. 1 Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

К игре детей  побуждает стремление знакомиться  с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.        Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу.

Главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои преставления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту способность указал К.Д.Ушинский: «…в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».2     Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (JI.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).      Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.     Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя).      Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных действий к свободе от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значение игры для психического развития детей.        Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно игра является основой творческого развития ребёнка.   Важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее.       В игре, как во всякой деятельности детей, педагогу принадлежит ведущая роль. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.

Цель работы - дать характеристику сюжетно - ролевой игры и показать особенности руководства ею со стороны взрослого.      Задачи:

1.Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру как вид деятельности дошкольника.

2. Показать развитие  сюжетно- ролевой игры в каждой  возрастной группе.

3. Выявить особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду.

 

 

1. Характеристика сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка  дошкольного возраста.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического  воспитания дошкольников. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с образовательной деятельностью, с наблюдениями повседневной жизни.        Как отмечает Ядешко В.И. - в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их слово3.       Самостоятельная сюжетная игра - любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Однако в последних исследованиях (Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко и др.) с тревогой отмечается: «именно самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника; его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остается»4.  

Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех-четырех лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра «затухает», зато бурно развивается режиссерская, которая из индивидуальной превращается в развернутую форму коллективной деятельности.  В процессе игры ребенок как бы выходит из подчинения взрослого и действует самостоятельно, свободно проявляя свои чувства, желания. Воображение, фантазия помогают ребенку восполнить пробелы в знаниях об окружающем и замещать необходимые для игры предметы. Творческая ролевая игра в данном случае - своеобразный мостик, дающий возможность ребенку переходить от действительности в область фантазии и, наоборот, при этом каждый раз отталкиваясь от реальной жизни. Мотивом, побуждающим ребенка к игровой деятельности, является внутренняя потребность ребенка в активном участии в жизни взрослых.  Характер и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка5.           Основной особенностью сюжетно- ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета. Роль является основным стержнем сюжетно- ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Именно принятые роли и побуждают ребенка выполнять определенные игровые действия и развивать игровые отношения, отражающие реальное поведение изображаемых взрослых, использовать предметы-заменители, устанавливать межличностные отношения, выходящие за пределы игры. Беря на себя роль, ребенок должен подчиниться определенным правилам поведения, вытекающим из принятой роли. Эти правила устанавливаются самим ребенком, что существенно отличает их от правил в подвижной и дидактической играх, которые определяются и диктуются взрослыми. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.  

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок  начинает действовать в мыслительной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), которая позволяет осуществить требуемое по замыслу действие.  Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры - действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив - воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для дошкольника основное в сюжетно- ролевой игре - проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек (храбрость, честность и др.).     

В условиях детского сада игра — одна из форм организации  жизни детей, важное средство осуществления  комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, — игра и труд, игра и образовательную деятельность.         Результаты игры не продуктивны, они условны, так как в процессе игры ребёнок почти ничего не вносит в изменение окружающей действительности. Однако игровая деятельность значительно обогащает ребенка представлениями об окружающем: во-первых, действуя с игрушками или с предметами, их заменяющими, ребенок познает их физические свойства, конструкцию, возможные преобразования; во-вторых, знакомится с их общественно значимой функцией, в которой они употребляются взрослыми; в-третьих, в процессе игровой деятельности перед ребенком открывается мир человеческих отношений, происходит знакомство с общественной ролью и положением людей в обществе; в-четвертых, что особенно ценно, ребенок стремится в игре отражать эти отношения, постепенно формируя в себе необходимые качества личности.         

Сюжетно-ролевая  творческая игра — первая проба социальных сил и первое их испытание. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т. д.   

Своеобразие содержания сюжетно  – ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. В исследованиях Д.В. Менджерицкой показано, « что общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях служит основным содержанием творческих сюжетно – ролевых игр детей: отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общения людей в быту, труде, участие в общественных событиях и т.д. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых».6  Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Сюжетно- ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. Эта потребность должна быть подкреплена умением играть вместе. Потребности и умения надо воспитывать: они сами не формируются.   

Таким образом, смысл игры детей разных групп меняется: для младших он в действиях того лица, роль которого выполняет ребенок, для среднего — в отношениях этого лица к другим людям, для старших — в отражении типичных отношений взрослых.  Малыши приступают к игре ситуативно, без какого-то предварительного плана, хотя некоторые исследователи отмечают наличие «сговора» уже у детей четвертого года жизни. Старшие дети обсуждают замысел игры, подбирают, а иногда готовят самостоятельно материал к играм. Игры становятся длительными, иногда дети играют неделю, две, месяц в одну игру, постоянно усложняя и дополняя сюжет игры новыми эпизодами, фрагментами, ролями. В творческой сюжетно-ролевой игре старших дошкольников, правила которой составлены самими детьми, вырабатывается самоконтроль и самооценка.  

Можно также  выделить принципы организации сюжетной игры в детском саду:

первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми;

второй принцип  организации сюжетной игры: воспитатель  должен играть с детьми на  протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его  этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. сотрудничать в игре, необходимо соблюдать;

 третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего  возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства  необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их  согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем  возрасте.7

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как вид самостоятельной творческой деятельности дошкольного возраста