Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – освятить понятие и историю возникновения сюжетно-ролевой игры, содержание и особенности организации сюжетно - ролевой игры старших дошкольников.
Задачи исследования:
Обобщить историю возникновения сюжетно-ролевой игры.
Обосновать, что сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего развития ребёнка.
Рассмотреть структуру, содержание и виды сюжетно-ролевой игры.

Содержание

Введение
3
1. История возникновения ролевой игры
6
2. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка
11
3. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры
13
4. Организация игры в старшей и подготовительной группах
16
Заключение
22
Список литературы
24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. (3).docx

— 59.40 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Архангельской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Архангельской области

«Архангельский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА СТРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор

Осинина Олеся Анатольевна

 

Студент 24 группы

 

Специальность  050144 «Дошкольное образование»

 

Дата__________Подпись___________

Научный руководитель

Ульянова Наталья Юрьевна

 

________________________________


 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1. История возникновения ролевой игры

6

2. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка

11

3. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры

13

4. Организация игры в старшей и подготовительной группах

16

Заключение

22

Список литературы

24


 

 

                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 
ВВЕДЕНИЕ


 

Современные преобразования в обществе, новые ориентиры в развитии экономики, открытость общества его быстрая информатизация и динамичность  изменили требования к образованию, которые не менялись с 70-х годов ХХ века. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Дошкольная педагогика также была преобразована  новыми федеральными государственными требованиями. Все основные виды деятельности - игра, учение, труд - присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих деятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника и поэтому она не теряет своей актуальности и в наши дни (1, с.282).

Игре принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое.  В игре происходит важные изменения в психике ребёнка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более важной деятельности – учению.

Однако существует точка зрения, что игра и учение исключают друг друга. Зачастую можно слышать: «Играть дети стали мало. Игры неинтересные. Игра избежала себя». С каждым годом появляется всё больше энтузиастов-родителей, которые чуть ли не с пелёнок учат детей иностранным языкам, читать, считать, даже писать, но только не играть. От родителей можно услышать: «Мой сын уже большой, пять лет ему, скоро в школу пойдёт, а он всё играет и играет! Ругаю его, но ничего не могу сделать». А ведь если ребёнок не умеет играть, если его уровень низкий, то прежде всего это скажется  на готовности к школе, так как психологическая готовность формируется в игре (3, с. 185).


Из практики работы детских садов можно видеть, что сюжетно-ролевая игра утратила свою значимость, что выражается, прежде всего, в её отсутствии в режиме дня. Педагоги, ссылаясь на то, что дети не хотят играть в сюжетно-ролевые игры, не хватает времени на её проведение, тем самым констатируют личностную компетентностную  несостоятельность в вопросах понимания значимости игры в развитии дошкольников. На современном этапе явно высвечивается и ещё одна проблема – это погружение дошкольника в виртуальный мир компьютерных игр, поглощение их ума и памяти мультяшными героями. Всё это чревато для неустойчивой детской психики. Если в домашних условиях справляться родителям с этой проблемой сложнее с каждым годом, то в условиях дошкольного учреждения сделать это реально и необходимо. Педагог дошкольного учреждения просто обязан каждый день замещать виртуальных героев ребёнка реальными социальными героями, социальными отношениями, т.к. каждому ребёнку предстоит жить в социуме.

Как утверждал Д.Б. Эльконин: «Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности» (5, с.336). Таким образом, в настоящее время проблема сюжетно-ролевой игры дошкольников вновь актуальна и необходима для изучения и осмысления.


Данную тему исследовали и рассматривали такие выдающиеся психологи, как А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, а также педагог, специалист по дошкольному воспитанию А.П.Усова.

 Объектом исследования работы - игровая деятельность старших дошкольников.

Предметом исследования является сюжетно - ролевая игра дошкольника.

Цель исследования – освятить понятие и историю возникновения сюжетно-ролевой игры,  содержание и особенности организации сюжетно - ролевой игры старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Обобщить историю возникновения сюжетно-ролевой игры.
  2. Обосновать, что сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего развития ребёнка.
  3. Рассмотреть структуру, содержание и виды сюжетно-ролевой игры.
  4. Раскрыть организацию игры в старшей и подготовительной группе.

 

 

 

 

 

  1.  
    История возникновения ролевой игры

 

Современная энциклопедия даёт понятие игрушки: игрушка – это специально изготовленный предмет, служащий для развлечения и психического развития ребенка. Игрушки - изображения людей и животных, копии предметов, позволяют ребенку познать их роль и функциональное назначение, способствуют развитию различных форм общения.

История игрушки и её возникновение учёные связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека, изменением положения ребёнка в обществе. Прообразом игрушки были уменьшенные орудия труда, с помощью которых дети не столько играли, сколько упражнялись в овладении трудовыми операциями. В связи с постепенным вытеснением детей из сферы трудовой жизни уменьшенные предметы использовались детьми для подражательных действий и, теряя свои функциональные качества, становились собственно игрушки (6).

  В советской психологии первым вопрос о необходимости исторического исследования для построения полноценной теории игры поставил Е. А. Аркин: «Только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика». «История детской игры и детской игрушки, — продолжает Е. А. Аркин, — должна служить фундаментом для построения их теорий» (5,с.39).

«По выдержкам из исследования можно сказать, что «сопоставив игрушки детей первобытных обществ и археологические игрушки сравнительно недавнего исторического прошлого с игрушками современных детей, автор не нашел в них ничего специфического. И там и здесь одни и те же игрушки, и тоже употребление их ребенком. Следовательно, никакой истории игрушки, никакого ее развития нет. Игрушка осталась такой же, какой она была на заре человеческой культуры. Причину этой кажущейся неизменяемости игрушек Е. А. Аркин видит в том, что «дитя человеческое, как и его игрушки, проявляет свое единство в единстве человеческих черт развития» (5, с.40).

«Положение Е. А. Аркина о неизменности игрушки в ходе исторического развития общества логически приводит нас к выводу, что игрушка отвечает каким-то неизменным природным особенностям ребенка и не находится ни в какой связи с жизнью общества и жизнью ребенка в обществе. Это в корне противоречит верному положению Г. В. Плеханова, что игра по своему содержанию восходит к труду взрослых» (5, с. 41).

Любой предмет имеет свою историю возникновения, игрушки не исключение. Как утверждал Д.Б. Эльконин: «Называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята. Ошибка Е. А. Аркина и заключается в том, что он изолировал историю игрушки от истории ее обладателя, от истории ее функции в развитии ребенка, от истории места ребенка в обществе. Допустив такую ошибку, Е. А. Аркин пришел к антиисторическим выводам, не подтверждающимся фактами из истории игрушки» (5, с.45).

Вопрос о возникновении ролевой игры в ходе исторического развития общества является одним из труднейших для исследования.

«Вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах. Главным фактором, оказывающим формирующее влияние на развитие детей, Р. Алт считает непосредственное участие детей в жизни взрослых: раннее включение детей в производительный труд, связанное с низким уровнем развития производительных сил; участие детей совместно со взрослыми в танцах, праздниках, некоторых ритуалах, торжествах и отдыхе.

Указывая на игру как средство воспитания, Р. Алт замечает, что там, где ребенок может принимать участие в работе взрослых без особой предварительной подготовки и выучки, там он это делает. Там же, где этого нет, ребенок «врастает» в мир взрослых через игровую деятельность, которая отражает жизнь общества. (Здесь уже содержится намек на историческое возникновение игры и ее связь с изменением положения ребенка в обществе)» (5, с.47).

Таким образом, положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых членов общества. Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше включаются дети в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями. В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция еще не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества осуществляли воспитание детей, основной задачей которого было сделать детей участниками общественного производительного труда, передать им опыт этого труда, а основным средством — постепенное включение детей в доступные им формы труда взрослых» (5, с.48).

Д. Б. Эльконин указывает на раннюю самостоятельность, как характерную черту детей, живущих в первобытном обществе. Указанные характерные черты ребенка, живущего в условиях первобытного общества, его ранняя самостоятельность и отсутствие резкой грани между детьми и взрослыми являются естественным следствием условий жизни этих детей, их реального места в обществе.

Существовала ли ролевая игра у детей на той ступени развития общества, когда орудия труда были еще достаточно примитивными, разделение труда основывалось на естественных возрастно-половых различиях, дети являлись равноправными членами общества, участвовавшими в общем труде в соответствии со своими возможностями? Такой вопрос задавали все исследователи происхождения сюжетно-ролевых игр. Точных данных об играх детей на этом уровне развития общества нет. Этнографы и путешественники, описывавшие быт народов, стоящих близко к этому уровню развития, указывают, что «дети играют мало, а если и играют, то в те же игры, что и взрослые, и их игры не являются ролевыми» (5, с.54).

Вместе с тем большинство исследователей, таких как Д. Б. Эльконин, Д. В. Менджерицкая, А. В. Черкова приходят к выводу, что «Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе. Вместе с возникновением ролевой игры возникает и новый период в развитии ребенка, который по праву может быть назван периодом ролевых игр и который в современной детской психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития» (5, с.73).

Д. Б. Эльконин констатировал, что: «Ролевая игра обладает своеобразной игровой техникой: замещением одного предмета другим и условными действиями с этими предметами. Мы не знаем достаточно точно, как дети овладевали этой техникой на тех ступенях развития общества, когда игра возникала как особая форма жизни детей.

Совершенно очевидно, что эта своеобразная игровая техника не могла быть результатом самостоятельной творческой изобретательности детей. Скорее всего, они заимствовали эту технику из драматического искусства взрослых, достаточно развитого на этой ступени развития общества. Обрядовые драматизированные танцы, в которых условное изобразительное действие было широко представлено, бытовали в этих обществах, и дети были или прямыми участниками, или зрителями этих танцев. Есть поэтому все основания предполагать, что игровая техника была воспринята детьми из первобытных форм драматического искусства» (5, с.74).

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников