Сюжетное рисование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Творчество детское – это форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. На начальных этапах онтогенеза основное значение имеет субъективная сторона творческой деятельности. В раннем возрасте Т. д. разворачивается в ходе познания свойств и отношений в предметном мире, в процессуальной игре. В дошкольном возрасте Т. д. проявляется в сюжетно-ролевой, режиссерской игре и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование, словотворчество.

Вложенные файлы: 1 файл

Творчество детское.docx

— 53.60 Кб (Скачать файл)

Детское творчество

  Творчество детское – это  форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. На начальных этапах онтогенеза основное значение имеет субъективная сторона творческой деятельности. В раннем возрасте Т. д. разворачивается в ходе познания свойств и отношений в предметном мире, в процессуальной игре. В дошкольном возрасте Т. д. проявляется в сюжетно-ролевой, режиссерской игре и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование, словотворчество. В младшем школьном возрасте к указанным видам деятельности присоединяется самостоятельная постановка ребенком познавательных и исследовательских задач, формулирование гипотез, самостоятельный поиск их решения. Все большее значение начинает приобретать объективная сторона творческой деятельности, связанная с созданием социально-значимого продукта. Т. д. тесно связано с интеллектуальным и личностным развитием детей. Поэтому основными средствами развития Т. д. является стимуляция познавательной активности детей, их знакомство с различными сферами предметного и социального мира, формирование адекватной возрасту ведущей деятельности, устойчивых интересов, настойчивости, инициативности, самостоятельности.

 Есть существенное различие  между детским и взрослым творчеством, между детским и взрослым воображением. Во-первых, ребенок не стремится  к результату, а получает удовольствие  от самого процесса игры, переживая  в игре волнующие его впечатления. Во-вторых, хотя детское воображение  работает бурно, оно управляется  только непроизвольным вниманием. Ребенка нельзя заставить играть, однако игра захватывает его  целиком и таким образом развивает  произвольное внимание. В этом  смысле, игра не может сравниться  ни с каким другим занятием, кроме чтения.

Развитие мышления начинается с проявлений наглядно-действенного мышления, манипуляций предметами, с первых целенаправленных действий. Методом «проб и ошибок» малыш находит способы действия. К 2-3 годам манипуляции перейдут в предметные игры. В первом периоде жизни главное, чтобы игрушка была яркой, чтобы с ней можно было производить какие-то действия. В период предметных игр игрушка уже становится содержательной. Куклу можно кормить и укладывать спать. Особенно в этом возрасте важна мягкая игрушка. Ребенок воспринимает мягкую игрушку как себе подобного, любит с игрушкой спать, покровительствует ей. Начинает развиваться сопереживание, идет эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Кукла или мягкая игрушка служит заместителем друга (вспомните рассказ Драгунского «Друг детства»). Так развиваются положительные эмоции: сочувствие, радость, нежность. С характерной куклой ребенок может проиграть свой собственный опыт и различные проблемные ситуации общения. В дошкольном возрасте дети очень любят таинственные истории, переживая в них свое отношение к таинственному миру. С другой стороны, в это время дети «консерваторы» придерживаются установленного порядка, любят повторы в песнях, стихах, могут без конца слушать одну и ту же полюбившуюся книжку.

 

 С 4-5 лет начинаются сюжетно-ролевые  игры, сначала индивидуальные, затем  коллективные. Заранее собирается  материал, распределяются роли, а  сюжет реализуется в игре. Большое  значение в такой игре имеет  импровизация, что и роднит ее  с творчеством. Сами действия  условны, дети верят в происходящее  в игре, но никогда не теряют  чувства реальности, всегда зная, что действия совершаются «понарошку». Это развивает творческую активность, способность переключения внимания, воображении, сопереживание, отождествление  себя с другим – идентификацию. В коллективной игре-импровизации  одни дети становятся лидерами, другие дети играют второстепенные  роли.

Параллельно с играми импровизациями, где ребенок – участник действия, начинаются и режиссерские игры, где роли отданы игрушкам. С 6 лет начинаются игры, в которых формируются нормы поведения в обществе и потребность победить соперника и достичь наилучшего результата (игры типа прятки, лапта, казаки-разбойники). Не случайно многие из этих игр носят фольклорный характер. Так закладываются основы народного воспитания.

Особое место в развитии творческих способностей ребенка занимает рисунок – это тоже игра. Детский рисунок плоскостной, в нем нет объема. Персонажи и предметы выстраиваются в один ряд. Вверху изображается небо и солнце. Детские рисунки очень яркие и выразительные, и в них главное – отношение маленького художника к изображаемому. То, что производит впечатление, обычно изображается крупнее. Добрые персонажи рисуются тщательно, злые – криво и небрежно. Отношение к людям передается через размер и цвет.

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, общения и т.п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.

Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника.

Следовательно, единство педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.

Основания художественно – творческой деятельности немыслимы без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно – выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером.

Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью. Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел.

Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания была восприняты ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - важное условие творческой активности ребенка на занятии.

О важности и трудности обеспечения эффективной мотивации говорил Б.М.Теплов. Применительно к деятельности, организованной педагогом, он писал: «Возникает большая педагогическая проблема - нахождение таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять».

Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Б.М.Теплов особое внимание обращал на искренность как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, смело, комфортно. Это возможно, если на занятии и в самостоятельной художественной деятельности детей царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, веры в силы ребенка, поддержания его при неудачах.

Еще одно условие развития творческих возможностей детей - это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.

Игровые моменты усиливают творческое состояние детей. Безусловно, атмосфера творчества создается и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного - изобразительной деятельности, а создают эмоциональный фон этой деятельности: вовремя сказанное четверостишие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ. Очень важно, чтобы использование таких дополнительных средств было именно дополнительным, усиливающим, а не перекрывающим воздействие на ребенка собственно изобразительной деятельности.

Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа).

Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.

Сюжетное рисование

 

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Сюжетное рисование вводится не раннее чем в средней группе, причем в начале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи.

Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.

Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще слишком поверхностны; он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно также ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними. Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.

Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, на поле). Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт.

Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

- научить передаче содержания  темы, выделению в ней главного;

- научить передавать взаимодействия  между объектами;

- научить правильно передавать  пропорциональные соотношения между  объектами и показывать их  расположение в пространстве.

Что касается определения тем изображения, то здесь педагогу следует руководствоваться следующими принципами:

- первый принцип отбора тем - учет эмоционально-интеллектуального  опыта, который складывается у  детей в процессе их жизни  и деятельности в детском саду  и в семье;

- второй принцип отбора содержания: формирование обобщенных способов  изображения, пригодных для воплощения  образов целой группы сходных  по внешнему виду, форме и строению  предметов, т.е. типичных.

Ребенок сам ставит цель, он выступает как субъект своей деятельности, что является одним из показателей личностного развития. Однако за постановкой задачи должен следовать следующий шаг - отбор и применение средств достижения цели, получение результата. А это ребенок делает не всегда. Постепенно, понимая свою неумелость, он перестает ставить цели. Это значит, что исчезает деятельность, важная для развития человека. Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любое явление, воплотить любой свой замысел.

Таким образом, при сохранении первого принципа отбора содержания изображения - учета знаний и интересов детей, их эмоционально-интеллектуального опыта - следует одновременно руководствоваться и втором принципом - отбором того содержания, которое не только интересно, но и системно.

 

- третий принцип для отбора  содержания - учет последовательности  освоения изобразительных умений  и навыков. Это означает, что отбор  системных знаний, содержания, воплощенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и доступным детям задачам изображения;

 

- четвертый принцип объединяет  в себе два предыдущих: учет  необходимости повторения сходных  тем при одновременном усложнении  характера познавательной деятельности  детей в направлении повышения  их самостоятельности и все  большей активизации творчества  в процессе познания, а затем  и в процессе образного отражения  впечатлений;

Информация о работе Сюжетное рисование