Теоретические основы изучения воображения детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения воображения
детей с задержкой психического развития……………………..…...…..6
1.1. Воображение его виды и свойства …………………………………6
1.2. Онтогенез воображения ………………………………………….…12
1.3. Определение понятия «задержка психического развития», причины и классификации……………………………………………..…15
1.4. Особенности воображения детей с задержкой психического
развития…………………………………………………………..…………25
Заключение…………………………………………………………..…….31
Список литературы………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Правильная курсовая.docx

— 61.63 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….....… 3

Глава 1. Теоретические основы изучения воображения

детей с задержкой психического развития……………………..…...…..6

    1. Воображение его виды и свойства …………………………………6
    2. Онтогенез воображения ………………………………………….…12
    3. Определение понятия «задержка психического развития»,   причины и классификации……………………………………………..…15
    4. Особенности воображения детей с задержкой психического

развития…………………………………………………………..…………25

Заключение…………………………………………………………..…….31

Список литературы………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По мнению Л.С. Выготского, необходимым условием для успешной игровой деятельности ребенка является создание мнимой или воображаемой ситуации, которая имеет место при расхождении наглядного и смыслового полей.

Актуальность исследования: Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов.

Исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. М. Дьяченко показывают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.

Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается неготовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить.[10]

В дошкольном детстве происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление

 

развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет развитие познавательных функций.

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими, в отклонениях от норм поведения. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у детей с задержкой психического развития, недостаточно разработаны. Исследование развития воображения у данной категории детей представляет определенный интерес, так как задержка формирования психических процессов создает определенные трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению. [8]

Сведений о воображении детей с задержкой психического развития недостаточно, обобщающие работы выходят без таких разделов. Проблемой развития воображения у детей с задержкой психического развития занимались такие ученые как: У. В. Ульенкова, Т. А. Власова, М.С.  Певзнер, В. Ф. Мачихина, Н. А. Цыпина, К. С. Лебединская. Поэтому вопросы изучения особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и влияние игр, обеспечивающих активизацию рассматриваемой психической функции у данной группы детей приобретает особую актуальность.

Цель исследования – выявить особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с  задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1.  Изучить теоретические исследования  отечественных и зарубежных авторов.

2.  Подобрать методики для  изучения воображения дошкольников с задержкой психического развития.

3. Выявить особенности развития воображения дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования – особенности развития воображения у  дошкольников с задержкой психического развития.

Объект исследования – дети с задержкой психического развития дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения воображения детей с задержкой психического развития

 

    1. Воображение его виды и свойства

 

       Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение. [20]

По В.С. Мухиной: «Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое». Прав был М. Горький, говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение. [13]

Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения.

С. Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [15].

Л. С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [13].

Согласно Е. И. Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление»[12].

«Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» [18].

По Немову Р. С «Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни» . [20]

А.В.Петровский считает, что воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. [15]

Л.А.Венгер, В.С.Мухина под воображением понимают процесс создания новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. [10]

Г.А.Урунтаева называет воображением психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений, полученных в прошлом опыте. [9]

Р. С. Немов выделяет следующие виды воображения:

Активное воображение (преднамеренное) – создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.).

Пассивное воображение (непреднамеренное) –  при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя).

Продуктивное (творческое) воображение – создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается.

Л.С.Выготский   разделяет мечтательность и творческое воображение: «При своей нормальной и полной форме воля кончается действием, но у людей нерешительных и безвольных колебания не кончаются никогда или же решение остается без исполнения, неспособным осуществиться и подтвердиться практически. Творческое воображение в полной своей форме стремится внешним образом подтвердить себя таким делом, которое существует не только для самого творца, но и для всех других. Напротив, у чистых мечтателей воображение остается во внутренней их сфере в плохо обработанном состоянии и не воплощается в художественном или практическом изобретении. Мечтательность представляет эквивалент слабоволия, и мечтатели не способны проявить творческое воображение». Здесь мечтательность сравнивается с безволием, а творческое воображение – с волей.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение – создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть. [20]

Воссоздающее воображение — это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению — чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа.

В. А. Крутецкий так же выделяет и другие виды воображения. Один из них – сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.

Грёзы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грёзы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессии. [15] 

 Л.С. Выготский: «Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх». [8]

Д. Б. Эльконин выделяет следующие свойства:

Первичные свойства. Пространственно-временная структура воображения формируется самим субъектом, который задаёт и внешний её аспект, и внутренний. Пример того, как игнорируются объективные пространственно-временные ограничения действительности: «Нам нет преград ни в море, ни на суше /Нам не страшны ни льды, ни облака...». А субъективных ограничений на образ воображения просто нет. Все характеристики объекта для субъекта  изменяются произвольно. То же - с временными характеристиками. Воображаемый объект существует вне и над объективным временем, хотя носитель этого образа находится в его рамках.

Качественная определённость образа воображения обусловлена только субъективно: предысторией, историей, настоящим носителя и его текущей активностью. Этот психический продукт всегда субъективно обусловлен и не имеет объективного источника во время своего существования.

Информация о работе Теоретические основы изучения воображения детей с задержкой психического развития