Теоретические основы особенностей работы с «трудными» дошкольниками в детских учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Трудные дети (по В.П. Кащенко) – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения. У «трудных» дошкольников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)
  1. Теоретические основы особенностей работы с «трудными» дошкольниками в детских учреждениях

1.1 Психическое развитие  детей с отклоняющимся поведением.

Трудные дети (по В.П. Кащенко) – дети с характерными особенностями  в их жизненных проявлениях, связанных  с устойчивыми отклонениями от нормы  тех или иных сторон формирующейся  личности, обусловленными физическими  или умственными недостатками, дефектами  и проявляющимися в осложненной  форме поведения. У «трудных»  дошкольников просматриваются тенденции  непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности  в признании, трудностей общения, противоречивого  отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают  негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная  расторможенность или заторможенность.

Становление дошкольника  как субъекта общения зависит  от взаимоотношений с воспитателем, от отношения ребенка к учебной  деятельности и уровня развития его  социально- коммуникативных качеств  и свойств личности.«Трудный»  ребенок безуспешно пытается различными неадекватными способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным. Он характеризуется  постоянным чувством вины, возникающим  в силу неуспешности и неадекватной самооценки. У этих детей возникает  противоречие между нереальным уровнем  притязаний и недоверием к себе, своим возможностям в учении, которое  распространяется и на отношение  ребенка к окружающим.

Нарушения в побудительном  компоненте коммуникативной активности связаны с социальной неразвитостью  ребенка, которая и порождает  его неадекватное поведение. Постоянные поведенческие реакции ребенка  являются способом выхода из тупика –  хронического состояния психологического дискомфорта, неразвитость, неадекватное поведение, низкая способность к социальной релаксации, обуславливают низкий статус ребенка в классе.

Процесс становления детской  личности сложен и противоречив. Личность ребенка «не только дана, но и  задана», подчеркивает известный отечественный  психолог и педагог В.В. Зеньковский. Изменчивость – одна из важнейших  черт детской личности, которая сказывается  как в отдельных чертах, так  и во всей личности. В.В. Зеньковский  считает, «мы никогда не можем, не смеем ставить крест на ребенке, который в данный момент кажется  совсем испорченным; детская душа может  неожиданно и незаметно перемениться и совсем отойти от всего, что угнетало нас в нем ».

Психологические трудности, временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения, которые  довольно часто встречаются у  большинства детей, составляют неотъемлемую часть развития ребенка. Значительная часть нарушений детского поведения  не имеет качественного отличия  от нормы, хотя по симптоматике, т.е. совокупности проявлений, может напоминать заболевание. В данном параграфе мы будем характеризовать  отклонения и нарушения, возникающие  в границах нормального развития ребенка.

Рассмотрим психологическую  природу и возрастные особенности  наиболее типичных нарушений поведения  детей.

Упрямство – одно из ранних проявлений поведения. В клинической  психологии упрямство связывается  с внушаемостью. Детская внушаемость  сохраняется и у взрослого, хотя и претерпевает серьезные изменения, переходит на новые уровни.

Внушаемость и упрямство  – явления, рядом находящиеся. Ребенок  часто сопротивляется внушениям, но природа этого сопротивления  может быть различной. В дошкольном возрасте следует отличать сопротивление  от невосприятия. Маленький ребенок  может просто не воспринимать обращенную к нему речь, у него может не хватить внимания, чтобы дослушать взрослого. Упрямство (антивнушаемость) начинает развиваться одновременно с внушаемостью, но с некоторым опозданием и неравномерно – периодами.

Стремление воспитателя  «переломить», наказать может принести непоправимый вред для развития личности ребенка. Именно в этот период ребенок  начинает неосознанно учиться утверждать свою волю и сознавать свое Я (Гонеев А.Д.).

Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано  с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система, как и  когнитивная, обеспечивает регуляцию  поведения и ориентировку в окружающем мире.

Эмоциональные нарушения  нередко становятся причиной отклоняющегося поведения ребенка, приводят к нарушению  социальных контактов.

Г.Ф. Бреслав выделяет ряд  нарушений эмоционального развития в детском возрасте. В частности, в дошкольном возрасте нарушениями, по его мнению, являются:

- отсутствие эмоциональной  децентрации, которая проявляется  в неспособности сопереживать  другому человеку ни в реальной  ситуации, ни при слушании сказки;

- фиксированность эмоционального  состояния, эмоциональное «застревание»,  привязанность к ситуации, что  обусловливается низкой подвижностью  процессов возбуждения и торможения;

- отсутствие эмоционального  предвосхищения. Без возвращения  в прошлое невозможно возникновение  стыда, угрызений совести, формирование  произвольной регуляции поведения;

- отсутствии синтонии, т.е.  способности откликаться на эмоциональное  состояние другого человека, прежде  всего близкого;

- отсутствие чувства вины  как специфического явления эмоциональной  саморегуляции в дошкольном возрасте;

- негативные эмоции и  страхи, замкнутость, агрессивность.

- гиперактивность, «гипердинамический  синдром» как проявление нарушений  системы эмоциональной регуляции.

 

Гиперактивность есть проявление целого комплекса нарушений. Отечественные  исследователи подобные нарушения  называют как синдромы дефицита внимания. Нарушения проявляются уже в  дошкольном возрасте, однако особенно проблемными они становятся с  поступлением ребенка в школу. Основные характеристики гиперактивного ребенка  – расторможенность, отвлекаемость, импульсивность.

У них нередко отмечается деструктивное поведение, упрямство, агрессивность, лживость, склонность к  воровству и другие формы асоциального поведения (И.В. Дубровина).

Так же к категории «трудных»  относятся и дети с аутичным поведением, замкнутые дети.

Замкнутость – нарушение, которое вызывается застенчивостью и проявляется в трудностях установления эмоциональных контактов, отношений  с окружающими людьми.

Нарушение поведения, или  социальная дезадаптация, проявляется  в социально неодобряемых формах поведения. Такие формы разнообразны: агрессивность, воровство, драки, ссоры, демонстративное неповиновение, разрушительные действия, лживость и пр.

 

 

1.2.Особенности психического  развития детей старшего дошкольного  возраста с гиперкинетическим  синдромом, и причинами гиперактивности.

В данном параграфе мы рассмотрим особенности детей с гиперкинетическим  синдромом. По мнению Пассольта, среди  детей в так называемых ползунковых  группах встречаются дети, приносящие чрезвычайно много беспокойства: они дерутся, царапаются, кусаются. Мать и дитя скоро попадают под  обстрел родительских упреков и  становятся не желанными в этой группе. Такой ребенок упрям, без видимых  причин им овладевают приступы ярости, он все разрушает, иногда наносит  самому себе травмы, проявляет агрессивность  по отношению к другим детям, а  иногда и к взрослым, становясь  просто невыносимым. Физическое развитие этих детей протекает по-разному: есть такие, кто уже в 9— 10 месяцев  может ходить, а в 15 месяцев они  хорошо говорят. Другие, напротив, развиваются  медленно, начинают ходить с 14—16 месяцев  и научаются говорить только к  двум-трем годам. Но как только они  пошли, близкие лишаются спокойной  жизни. Все, что попадает в руки этих детей, разбирается на части, бросается, раскидывается. Созидательная, конструктивная игра у таких детей практически  отсутствует. Деструкция и хаос характеризуют  их игровое поведение. Ребенок выбегает из дома на улицу, лазает через заборы, подвергает себя опасности, его приходится постоянно искать, словом, он доставляет родителям бесконечное беспокойство.

В детском саду ребенок  не занимается конструированием или  строительством домиков и башенок. Об этих занятиях он говорит: «Мне так  скучно». Он опрокидывает строительные сооружения других детей, пристает к  ним, не может играть один, не может  играть долго. Ни одна игрушка не задерживается  в его руках больше одной минуты, да и то она используется не по назначению. Такие дети не могут играть в коллективные игры, они не знают покоя, постоянно дергаются, ерзают, перебегают с места на место. Стоит им только где-то появиться, как тотчас возникает ссора. Родителям делают замечания: ребенок их невоспитан, плохо себя ведет. Дают совет: «Надо быть к нему строже».

Есть жалобы и на нарушения  сна: «Он долго не засыпает, ведет  себя так беспокойно, что мы тоже не можем спать», «Находясь в своей  кровати, он так ее раскачивает, что  она ходит ходуном». Беспокоит  и то, что ребенок не может одеваться  самостоятельно, «все надевает, как  попало, никогда не застегивает пуговицы». Кроме того, ребенка трудно приучить содержать себя в чистоте.

Таким образом, гиперактивность  как нарушенное поведение имеет  многие точки соприкосновения с  другими видами отклоняющегося поведения. У мальчиков эти нарушения  встречаются в 4—5 раз чаще, чем  у девочек. В целом их движения избыточны, слишком быстры и энергичны. Количество движений безмерное, дети склонны  к перемещениям на широком пространстве, безудержно разговорчивы (вербальная гиперактивность). В большинстве  случаев результаты, при выполнении задания далеки от удовлетворительных, чему причиной бывают нарушения тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, письма и балансировки тела. От этого  страдают планирование действий и моторная обучаемость. Они постоянно становятся виновниками нарушения всевозможных правил, причем это не столько по умыслу, сколько по неспособности  усвоить эти правила и выполнять  их. В результате неизбежны дисциплинарные наказания либо со стороны родителей, либо воспитателей. Отношения этих детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличаются несоблюдением  дистанции, недостаточной осторожностью  и сдержанностью. Часто наблюдаются  специфическая заторможенность  в развитии двигательных процессов. Такие дети не способны ждать, они  не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы. Возникает впечатление, что  дети с синдромом ГКС нуждаются в самостимуляции путем неустанной двигательной активности (М. Пассольт). Все мы знаем этих неугомонных непосед, вездесущих сорванцов, которым ни секунды не сидится на месте и которые, похоже, находятся в плену своей ненасытной жажды движения. Родители и педагоги делают, кажется, все возможное, чтобы чрезмерно активный ребенок хотя бы на время прекратил свои бесцельные телодвижения. У них просто нет тормозов, они постоянно «на взводе», «на старте», готовы в любую секунду сорваться с места.

Из вышесказанного мы можем  заключить, что гиперактивность  не просто внешне малоприемлемое поведение. Речь идет о комплексном нарушении, которое затрагивает целостное  развитие личности этих очень нуждающихся  в помощи детей. Разрыв между постоянными  попытками детей изменить свое поведение  и ежедневными неудачами питает чувства вины и неполноценности

Как описывает Н.Н. Заваденко, некоторым гиперактивным детям  удается на своей беде что-то выиграть: благодаря непоседливости они превращаются для своих товарищей в клоунов, и если им удается вызвать смех окружающих, то это хотя бы отчасти  вознаграждает их подорванное самолюбие. Другие дети, к сожалению, становятся нарушителями спокойствия и подстрекателями  во всевозможных шалостях. Порой это  приводит к неконтролируемым эмоциональным  разрядкам и агрессивным аффективным  действиям.  Чрезмерная активность и импульсивность поведения, к сожалению, часто негативно сказываются  на обучаемости. Поскольку гиперактивным  детям плохо удается подавлять  свои двигательные импульсы, они не способны сосредоточить свое внимание на учебной информации. Тот, кто постоянно  находится в движении, не может  сосредоточенно воспринимать зрительные и акустические стимулы. У них  страдают перцептивная ориентация и  планирование действий, отсутствуют  столь необходимые паузы между  мышлением и действием. Все у  них должно происходить быстро. Движения гиперактивных детей хаотичны и резки, часто избыточно энергичны.

Существует опасность  того, что эти дети могут застрять на уровне повторяющихся шаблонных  движений — так называемых примитивно-архаичных  двигательных стереотипов, и это  будет препятствовать освоению важных видов моторики. В сравнении со сверстниками у гиперактивных детей  значительно меньший запас двигательного  опыта в пределах больших и  малых пространств. Шайд показал  в своей диссертации, посвященной  развитию двигательной активности в  раннем детском возрасте, что для  оптимального содействия развитию общей  моторики необходимы два основных условия. Во-первых, должно быть достаточное  игровое пространство, которое бы имитировало сильно пересеченную местность. И, во-вторых, детям нужно по возможности  создать условия для свободного, без вмешательства воспитателей, обращения с оснащением такого пространства. Все это является условием беспрепятственного развития инициативы и самоопределения.

Помимо этого, не менее  важно уже с малых лет предоставлять  детям кроме вышеупомянутых ландшафтных  пространств ограниченное пространство для игр и экспериментов, оснащенное разнообразными игровыми средствами. Естественно, здесь возникают наибольшие трудности с гиперактивными детьми, не способными контролировать свои движения. Это касается как совсем маленьких  детей, так и дошкольников и школьников. Ненасытность в поиске новых впечатлений  заставляет их стремительно перемещаться от одного источника раздражения  к другому, что мешает им сосредоточить  свое внимание на одном предмете.

Информация о работе Теоретические основы особенностей работы с «трудными» дошкольниками в детских учреждениях