Технологии индивидуализации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:40, реферат

Краткое описание

В школе принцип и индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Один из способов состоит в дифференциации детей по классам и школам в соответствии с их возможностями обучения по различным учебным планам и программам.
На современном этапе автором технологии индивидуализации обучения является Унт Инге Эриховна – доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 1
Индивидуальное обучение ……………………………………………. 2
Классификация индивидуализированного обучения………………… 3
Цели индивидуализированного обучения ……………………………...4
Заключение………………………………………………………………..5

Вложенные файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_RESPUBLIKI_BELARUS.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

                                    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                                           Учреждение образования

«Гомельский государственный  университет

                                         имени Франциска Скорины»

 

                                             Биологический факультет

                              Кафедра ботаники и физиологии  растений                               

 

 

 

                                        

                                        

 

                                       Реферат

На тему: « Технологии индивидуализации обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

студентка группы Би -41                                                     С.А. Коновалова

 

проверил:                                                                                  И.И Концевая

 

 

 

                                                              

 

 

 

                                                         Гомель 2012

 

 

                                                       Содержание  

Введение ………………………………………………………………..  1

Индивидуальное обучение …………………………………………….  2

Классификация  индивидуализированного обучения………………… 3

Цели индивидуализированного обучения ……………………………...4

Заключение………………………………………………………………..5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Требование учитывать  индивидуальные особенности ребёнка  в процессе обучения возникло давно, по крайней мере, 25 веков назад, ещё  во времена Конфуция. Реализация этого  требования зависит не только от педагогической системы, но и в большей степени от личности учителя. Принцип индивидуального подхода принимается на практике любым педагогом, так или иначе.

В школе принцип и  индивидуального подхода может  быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Один из способов состоит в дифференциации детей по классам и школам в соответствии с их возможностями обучения по различным учебным планам и программам.

На современном этапе  автором технологии индивидуализации обучения является Унт Инге Эриховна – доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии.

При индивидуальном обучении: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один ученик взаимодействует  лишь со средствами обучения.

Главное достижение индивидуального  обучения является в том , что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и  темы учебной деятельности ребёнка к его особенностям, следить за каждым его действием пи решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнанию к знаниям, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя. Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом виде» применяется в массовой школе ограниченно (для занятий с девиантными детьми). Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения . Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно Индивидуальный подход - это:

1) принцип педагогики, согласно которому в процессе  учебно-воспитательной работы с  группой учитель взаимодействует  с отдельными учащимися по  индивидуальной модели, учитывая  их личностные особенности;

2) ориентация на индивидуальные  особенности ребенка в общении  с ним;

3) учет индивидуальных  особенностей ребенка в процессе  обучения;

4) создание психолого-педагогических  условий не только для развития  всех учащихся, но и для развития  каждого ребенка в отдельности.

Индивидуализация обучения - это:

1) организация учебного  процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается  индивидуальными особенностями  учащихся;

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип  осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии. Метод проектов. Еще в 1919 г. в городе Дальтон Е. Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине - занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сообща. Этот опыт получил название «Дальтон-план». В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутри классной индивидуализации обучения являются следующие:

- технология индивидуализированного  обучения Инге Унт;

- адаптивная система обучения  А.С. Границкой;

- обучение на основе индивидуально-ориентированного  учебного плана В.Д. Шадрикова.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

Классификационные характеристики технологий индивидуализированного обучения:

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: гуманистические.

По основному фактору развитая: комплексная: биосоциои психогенные

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.

По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, личностно-ориентированная +дидактоцентрическая, проникающие.

По типу управления: система «репетитор».

По организационным формам: альтернативные, академические + клубные, индивидуально-групповые.

По подходу к ребенку: гуманно-личностные.

По преобладающему методу: программированные, само развивающие, творческие

По направлению модернизации: альтернативные.

По категории обучаемых: все категории.

 

Цели:

• Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его  потенциальных возможностей .

• Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

• Формирование обще учебных  умений и навыков при опоре  на зону ближайшего развития каждого  ученика.

• Улучшение учебной  мотивации и развитие познавательных интересов.

Перед каждым творчески  работающим учителем возникает множество  проблем, над разрешением которых  он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них.

  • как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
  • как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.

Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой  формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может  стать принцип дифференцированного  подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне.

Такая трактовка дифференцированного  подхода на индивидуальном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями. Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим! У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности. Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы прежде всего должны иметь в виду его саморазвитие.

Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих  особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития.

Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне. Индивидуализация обучения - один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться по:

  • Содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность слушатель получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки, при использовании элективных дисциплин, а также развитием деятельности научных обществ слушателей.
  • Объёму учебного материала, что позволяет способным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины, работа в научном обществе. Этому служит введение многоуровневой системы подготовки специалистов — системы среднего и высшего образования, бакалавриата, магистратуры. Для этих целей должно проводиться снижение доли обязательных занятий и увеличение самостоятельных. Применяются специальные технологии, такие, например, как «План Келлера», основанный на индивидуализации обучения по времени и объёму, предоставляя возможность способным слушателям более глубоко изучить предмет, пока менее способные или более медлительные изучают обязательный материал.
  • Времени усвоения, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями слушателя. Индивидуализация обучения по времени используется при некоторых формах заочного и очного обучения.

Информация о работе Технологии индивидуализации обучения