Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:11, доклад
Рождению технологии предшествовал долгий путь учителя-практика: сначала, еще до войны, Пюрвя Мучкаевич работал в начальной школе, а после войны, окончив Барнаульский педагогический институт, преподавал математику и физику в сельских школах Алтайского края.
Технология УДЕ ( укрупнение дидактических единиц ) Эрдниев
Рождению технологии предшествовал долгий путь учителя-практика: сначала, еще до войны, Пюрвя Мучкаевич работал в начальной школе, а после войны, окончив Барнаульский педагогический институт, преподавал математику и физику в сельских школах Алтайского края.
Уже тогда он видел несовершенство
образовательного процесса: знания в
учебниках представлены разрозненно
и хаотично, понятия и суждения
часто никак не связаны между
собой, и это не позволяет ребенку
увидеть целостную картину
Тогда же Пюрвя Мучкаевич увлекся идеями и трудами великих физиологов: Павлова, Анохина, Шеррингтона. Именно физиологические закономерности во многом повлияли на возникновение будущей технологии.
Понятие “условный рефлекс” введено в науку академиком Павловым. Закон оптимального условного рефлекса Павлов выразил лаконично формулой: “Противопоставление облегчает, ускоряет наше здоровое мышление”. УДЕ во многом основана на приложении методики условных рефлексов Павлова к обучению людей. Подобно тому, как временная связь у Павлова создавалась на базе пары контрастных раздражителей (сильный и слабый свет и т.д.), так и в системе УДЕ обучение построено на объединении контрастных знаний, понятий, преобразований, взаимообратных задач, теорем, функций.
Еще одно открытие, применимое
для своей технологии, профессор
Эрдниев находит и в трудах
английского физиолога
Закон Шеррингтона он записал так: “Для сгибания/разгибания руки необходимо сократить/расслабить сгибательную мышцу и одновременно расслабить сократить мышцу разгибательную”. Похожие записи правил можно нередко встретить в учебниках математики по системе УДЕ, например: “Для увеличения/уменьшения десятичной дроби в 10 раз достаточно перенести запятую через один знак вправо/влево и т.п.”.
Метод обратных задач профессор Эрдниев считает основным нервом своей технологии. Без обратной задачи, считает он, обучение математике несовершенно и рождает хаос представлений. Ключевое упражнение на уроках математики по УДЕ, начиная с 1-го класса, – составление и решение обратных задач.
Например: у мальчика было 4 синих и 2 красных карандаша. Сколько всего карандашей было у мальчика? 4 + 2 = 6. На основе этой простой задачи учитель вместе с детьми составляет две новые: в одной находят, сколько синих карандашей было у мальчика, в другой – сколько красных.
Выучить назубок невозможно – остается только понять!
Вся математика, утверждает
автор УДЕ, состоит из контрастных
– парных знаний. Традиционная система
преподавания не придерживается этого
принципа и сильно обедняет логическое
мышление. Обычно прямые и обратные
операции – сложение-вычитание, умножение-деление,
показательная-логарифмическая функции,
дифференцирование-
В учебниках по системе УДЕ учебный материал подается крупными блоками. Работающие по этой технологии учителя давно сделали вывод, что детям интереснее целостные знания, чем элементарно простые. Понятия, отношения, операции, о которых говорилось выше, сведены в пары, каждая из которых берется как одна и та же укрупненная дидактическая единица.
Например, если система линейных уравнений изучается в 7 классе, а система линейных неравенств только в 8-м, то в учебниках УДЕ – совместно и одновременно на одних и тех же уроках в 7 классе. Если между теоремами о свойстве диагоналей параллелограмма (не математикам напомним: если четырехугольник является параллелограммом, то в нем диагонали в точке пересечения делятся пополам) и соответствующим признаком параллелограмма (если диагонали четырехугольника в точке пересечения делятся пополам, то он является параллелограммом) обычно проходит не меньше недели, то в учебнике УДЕ – это двуединая теорема, которая доказывается по одной граф-схеме.
Вообще учебники УДЕ сильно отличаются от привычных традиционных. В первый момент они пугают сплошным нагромождением рисунков, чертежей, схем, таблиц, но уже в следующий – этим же увлекают: сложно, но как-то все сконцентрировано, заучивать невозможно, надо понять, но уж если поймешь, то навсегда.
Есть определенные правила построения материала: парные суждения печатаются на одной странице параллельно, сходные высказывания совмещаются в двухэтажные конструкции, в примерах, уравнениях и неравенствах часто встречаются пустые клетки (по мнению автора и его последователей, они больше, чем неизвестные величины в уравнениях, ориентируют на сообразительность). Как на одной странице учебника, так и на одном уроке УДЕ предполагает по возможности одновременное использование всех кодовых систем психики человека: слова, предмета (опыта), рисунка (чертежа), символа (знака), числа.
Еще одна важная особенность учебника в том, что теоремы доказываются не привычным словесным способом, который часто представляется ученику запутанным и сложным, а с помощью граф-схем (один из приемов УДЕ), которые позволяют охватить единым взором все доказательство и увидеть те его детали, которые остаются в тени при словесном способе. Доказательство, помещенное в граф-схему, ученики обычно лучше понимают и быстрее запоминают. Вот, например, как выглядит в граф-схеме теорема о свойстве диагоналей параллелограмма.
Наверное, каждый
неравнодушный учитель
Но утверждают – педагоги, работающие в школах по технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ), преподаватели вузов, занимающиеся по этой же технологии со студентами. С ее автором многие педагоги наверняка знакомы – Пюрвя Мучкаевич Эрдниев, профессор, заведующий кафедрой алгебры, геометрии и методики математики Калмыцкого государственного университета.
Немного эмоций для сухой науки
И все-таки что же такое УДЕ? Научное определение автора выглядит так: “УДЕ – это технология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащегося (1) благодаря активизации у него подсознательных механизмов переработки информации (2) посредством сближения во времени и пространстве мозга (3) взаимодействующих компонентов доказательной логики и положительных эмоций”.
Комментирует это суждение сам же Пюрвя Мучкаевич:
“Пункт 1. В текстах наших книг укрупненное упражнение завершается, как правило, заданием, помогающим ученику самостоятельно составить свою задачу, свой вопрос по аналогии с готовыми; это дает ему возможность выступать в роли “сотворца математики”.
Пункт 2. Выполнение укрупненного упражнения обеспечивает в мышлении совместное функционирование логического и образного составляющих информации: то есть постижение математики по УДЕ происходит на базе “разговора двух кодов в пределах одной головы” (лево- и правополушарных механизмов).
Пункт 3. В последние годы учителя обратили особое внимание на то, что благодаря технологии УДЕ занятия математикой – “наукой строгой и точной” – могут обогатить психику ученика и в эмоциональном отношении..
Наши наблюдения подтверждали многократно, что чувство комфорта и удовлетворения возникает у ученика на том отрезке урока, когда ему удается удачно решить обратную задачу, получить в ответе ожидаемое число или ожидаемую формулу. Такое психическое состояние по терминологии теории функциональных систем возникает в условиях замыкания циклических связей в нервной деятельности”.
Учителя-практики, работающие по этой технологии, дают ей свои проверенные опытом и наблюдениями определения – проще и эмоциональнее:
– УДЕ – это философия цельного воззрения на мир, на любое явление.
– УДЕ – это сотворчество учителя и ученика.
– УДЕ – это самостоятельное составление чисел, формул, теорем, функций.
Что дает применение этой технологии? Знаменитая писательница Мариэтта Шагинян еще в 70-е годы разглядела в новой методике открытие: “Эрдниев предложил одновременно... постигать сложение и вычитание как действия одного порядка, ...как две стороны одного целого. Обучение по его методу сократило время обучения арифметике в школе чуть ли не вдвое. Но эффект его новой методики не только в этом: она, эта методика, сделала шаг вперед и в работе детского мозга, научила его первому дыханию проблемности – чувству контраста”.
Учителя в своих оценках единодушны: при применении УДЕ заметно повышается качество знаний, при том что учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 20%. УДЕ развивает логическое мышление ребят, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное.
Куда исчезло третье измерение?
Очевидно, технология УДЕ
предусматривает настоящую
Другое дело, укрупнение иногда понимается примитивно и сводится лишь к автоматическому увеличению объема информации. Профессор Эрдниев убежден: если при подаче информации крупными блоками она никак не обрабатывается и не структурируется, если ей не придается динамичная форма, то говорить об укрупнении бессмысленно.
Как уже упоминалось, технология УДЕ направлена на переход от фрагментарного уровня познания к интегральному. Ученые, работающие вместе с профессором Эрдниевым над усовершенствованием системы УДЕ, ставят сегодня перед собой такую задачу: создать для 7 – 9 классов единый учебник математики на основе слияния традиционных курсов алгебры и геометрии.
– Математика – единая наука, разделение на алгебру и геометрию – случайно и искусственно, – считает Пюрвя Мучкаевич. – К тому же алгебра вытесняет геометрию. Математические знания у многих ассоциируются с некоторыми алгебраическими формулами – буквами, за которыми часто теряется смысл. Современные люди очень ущемлены в пространственном мышлении – у них знания плоские, двухмерные, поскольку до 8 класса они изучают только планиметрические теоремы. И это очень отражается на развитии психики, ведь мир трехмерен, человек – существо трехмерное, и каждая молекула в нашем организме тоже трехмерная. Надо сказать, Германия и Чехия в этом смысле ушли вперед – там приняты разные варианты единого учебного предмета математики. А мы, к сожалению, продолжаем учить детей двухмерной науке.
Исследования по УДЕ также облегчают решение давней проблемы фузионизма – выведения планиметрии из стереометрии. Тезис о целесообразности сближения в обучении теорем планиметрии и стереометрии был выдвинут еще в XIX веке профессором Н.И.Лобачевским и Ф.Клейном. В самом деле, как, решая, например, задачу с треугольником и окружностью, параллельно не рассматривать тетраэдр и сферу? Но это уже совершенно новая математика.
Чувство комфорта и удовлетворения возникает у ученика на том отрезке урока, когда ему удается удачно решить обратную задачу, получить в ответе ожидаемое число или ожидаемую формулу.
А теперь докажем теорему глаголов и прилагательных!
Может сложиться ошибочное представление, что система УДЕ применима лишь к математическому образованию. Действительно, в математике она сложилась в мощную технологию, достаточно сказать, что учебники созданы с 1 по 8 класс. Но, как показала практика, приемы УДЕ можно с успехом использовать и в преподавании других предметов: истории, химии, физики, биологии, географии, русского языка.
Пять лет назад учителя элистинской школы №8 решились на эксперимент: попытаться перенести принципы УДЕ на все предметы начального звена. Довольно быстро выяснилось, что не только на уроках математики, но и на уроках русского языка дети лучше усваивают материал, когда он подается крупными блоками. И здесь не обошлось без изменения содержания.
Любовь Николаевна Горбачева изучать с детьми части речи начинает со знакомства с большой таблицей, где указано, на какой вопрос каждая часть речи отвечает, что обозначает, как изменяется. В течение одного урока первоклассники узнают обо всех частях речи – существительном, глаголе, прилагательном, числительном, наречии, местоимении, предлоге, союзе. А на последующих каждую из них изучают детально. Важно, чтобы все это время развернутая таблица была у них перед глазами: так проще сопоставить и сравнить, найти сходства и отличия, запомнить особенности. Подобные таблицы в русском языке – это те же граф-схемы, используемые при доказательстве теорем.
В некоторых случаях материал переносится из старших классов в младшие. Но Любовь Николаевна заметила, что ребят это не пугает, напротив, они с радостью и удовольствием воспринимают, казалось бы, сложные для них понятия. Может быть, еще и потому, что, учитывая особенности этого возраста, многие темы учительница объясняет через грамматические сказки.
– По традиционным программам, например, в 1 классе не даются такие термины, как “имя существительное”, “имя прилагательное”, “глагол”, а вводятся понятия “слова, которые обозначают предмет” и так далее. По нашей программе мы не только вводим эти термины, но и даем почти полную характеристику этих частей речи. Ребята прекрасно усваивают, что имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, имеют род мужской, женский или средний, бывают в единственном и множественном числе. А во втором классе мы уже говорим о склонении существительных. При изучении темы “Глагол” дети уже в 1 классе знакомятся с тем, что глагол имеет неопределенную форму, может изменяться по лицам, числам, временам, а в прошедшем времени и по родам.
Информация о работе Технология УДЕ ( укрупнение дидактических единиц ) Эрдниев