Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 18:49, реферат
В современном российском образовании накоплен огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки и опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.
Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.
Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, мета предметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. В ХХ веке технологии, основанные на достижениях физики, химии, энергетики, биологии, математики, информатики и других наук, произвели технологическую революцию.
Введение……………………………………………………………………….…4
1 Технологический подход в образовании…………………………………5
2 Понятие «технология» в педагогической науке и практике…………….8
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………..………15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Педагогика
За 2курс, 3семестр
ТЕМА: «Технология образования и ее место в педагогической науке и практике»
Форма контроля: зачет
Выполнил: студентка 2-го курса
Проверил:
Оценка: __________
Омск - 2014
Регистрация выполненной работы
ФИО студента |
Савельева Марина Вячеславовна |
Специальность / направление |
050100.62 Педагогическое образование/ Олигофренопедагогика |
Дисциплина |
Педагогика |
Форма контроля |
Зачет |
Курс / семестр |
2 курс, 3 семестр |
Дата |
23.11.2014г |
Примечание деканата |
Введение…………………………………………………………
1 Технологический подход в образовании…………………………………5
2 Понятие «технология» в педагогической науке и практике…………….8
Заключение…………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Технологический подход в образовании
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.
Системы образования наиболее развитых стран в последние десять-двадцать лет перешли к новому этапу. Вхождение России в мировое образовательное пространство сталкивается со многими трудностями: социальными, политическими, экономическими и др. Процессы модернизации образования не поспевают за требованиями времени.
Вместе с тем в современном российском образовании накоплен огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки и опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.
Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.
Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, мета предметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. В ХХ веке технологии, основанные на достижениях физики, химии, энергетики, биологии, математики, информатики и других наук, произвели технологическую революцию.
Образовательная технология – это систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Система образования перешла к новому этапу, который характеризуется изменением:
Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, происходит дальнейшее развитие: предлагаются иное содержание, новые подходы, новое право, новые отношения, новое поведение.
Формируется новый педагогический менталитет:
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности; он позволяет:
выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем
Технологический подход к обучению, предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.
По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.
Конечно, следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и др. направлений науки и практики.
Понятие «технология» в педагогической науке и практике
Для того, чтобы знание могло стать фактором управления, оно само должно быть известным образом упорядочено, структурировано и организовано. Именно благодаря специальной дидактической обработке научного знания, связанной с преобразованием его в форму учебной информации, последняя становится фактором управления.
Выбор той или другой технологии обучения определяется, прежде всего, спецификой содержания учебного предмета и способом его конструирования. Всякая перестройка в структуре учебного предмета влечет за собой перемены в способах преподавания и учения.
«технология
обучения» и «педагогическая
технология» все чаще стали
осознаваться как система
Новые образовательные технологии прошли несколько этапов развития. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения. Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
Технологизация педагогического процесса – это тенденция его развития, которая направлена на повышение эффективности образовательного процесса, гарантию достижения учащимися запланированных результатов обучения.
Любая человеческая деятельность имеет как бы два уровня: первый – технологический («как это делается») и второй – трудовой («как это сделать» или «как я это буду делать»). Технология всегда разрабатывается, проектируется заранее. Планирование трудового процесса осуществляется на основе технологии. Технология объективна, она не зависит от личных свойств человека, ее реализующего.
Научно обоснованная технология является промежуточным звеном между определенной наукой и соответствующим производством. Ясно, что законы физики нельзя непосредственно использовать на производстве, минуя их технологизацию. И технология обучения является как бы связующим звеном между теорией обучения и ее практической реализацией. Для того чтобы использовать теорию в учебном процессе, научные знания необходимо технологизировать, превратить в инструмент решения педагогических задач.
Вопрос о месте, которое занимают технологии в современной педагогике, не является однозначно решенным. Представление о месте технологий зависит от того, какое значение вкладывается в это понятие.
Технология как часть науки, изучающую способы обучения, воспитания и образования, то можно представить ее место следующим образом: педагогическая теория – педагогическая технология – педагогическая практика. То есть педагогическая технология является как бы связующим звеном между теорией и практикой. Для того чтобы использовать теоретические положения в практике, их нужно технологизировать, расписать в виде деятельностных процедур.
Технология на уровне образовательного учреждения, охватывает весь процесс от постановки цели до диагностики результата. Другими словами, технология представляет собой часть педагогической системы школы (образовательного учреждения), совокупность способов решения педагогической задачи общего или профессионального образования.
Технология на уровне деятельности отдельного учителя, будет выступать как способ этой деятельности, способ, дающий высокий результат. Наиболее распространенным является именно такое толкование педагогической технологии. Так как в педагогическом процессе всегда участвуют две стороны – учитель и учащийся, то в технологии обучения как процедуре деятельности можно выделить два «слоя»: первый (внутренний) составляет деятельность учащегося, второй (внешний) – деятельность учителя. «Внутренний слой» технологии обучения представляется нам как взаимодействие содержания обучения («инструмента») и учащегося («материала»), в процессе которого происходит его преобразование – собственно технологический процесс. «Внешний слой» технологии обучения можно рассматривать как деятельность по реализации собственно технологического процесса в конкретных условиях.
Информация о работе Технология образования и ее место в педагогической науке и практике