Традиции воспитания детей раннего и дошкольного возраста в иудаизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Дети в иудаизме, да, как и в любой другой среде, являются главным сокровищем и самой большой радостью. Ведь дети это будущее, именно они будут продолжать делать то, что делаем мы, именно им придется жить в новом мире, и как и кем они будут всецело зависит от родителей и воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

ИУДАИЗМ.docx

— 67.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дети в иудаизме, да, как и в любой другой среде, являются главным сокровищем и самой большой радостью. Ведь дети это будущее, именно они будут продолжать делать то, что делаем мы, именно им придется жить в новом мире, и как и кем они будут всецело зависит от родителей и воспитания.

Поэтому в еврейском мире очень большое внимание уделяется воспитанию детей в традициях Торы. Ведь только благодаря тому, что на протяжении 3 с половиной тысяч лет еврейские родители передавали слово в слово Тору своим детям, благодаря этому живет еврейский народ, и как сейчас помнит все события, которые застали его на долгой дороге истории.

Тора говорит, что детей нужно начинать учить с трех лет, потому что именно в этом возрасте люди начинают осознавать себя, осознавать окружающий мир, чувствовать себя отдельной личностью и при этом частью общества, ну и любознательность в этом возрасте, а так же скорость впитывания информации просто сказочная.

Поэтому с трех лет детей учат простейшим вещам, таким как форма одежды (кипа для мальчиков, и юбка для девочек), праздники, Шабат, благословения перед едой и Шма перед сном. Как собственно в первом отрывке Шма и говорится «и будут слова эти на сердце твоем, И научи им детей своих».

 

 

 

 

 

 

 

1.традиции воспитания ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИУДАИЗМЕ

Создание детей и их подготовка к жизни (воспитание) – не является той главной целью, которая стоит  перед человеком. Человек не рождается  только для того, чтобы родить себе подобных. Иудаизм на это смотрит  просто: каждый человек появляется в этом мире для решения собственной  задачи, которая состоит как бы из двух областей: выполнить то, что  поручено всем (заповеди), и выполнить  то, что особенным образом поручено ему одному. Создание и воспитание потомства, а также забота о нем  в материальном плане – все  это элементы первой области, но и  только.

Общие принципы воспитания настолько  переплетены с основами еврейского существования, что впрямую из них  следуют, являясь их продолжением. Тора фактически ничего не говорит о том, как воспитывать детей. Она говорит, каким надо быть человеку. И из этого  следует первое. Хороший родитель, успешный воспитатель, учитель –  это в первую очередь хороший  человек. А хорошим, в рамках иудаизма, назван тот, кто удовлетворяет критерию великого мудреца Илеля: не делай никому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Возникающие при размышлении над этим правилом вопросы находят свои решения в изучении Торы, ибо Илель Тору называл комментарием к выше высказанной сентенции.

Если отметить, что вся проблематика практического воспитания выписывается в два положения, каким должен быть воспитатель и как он должен воспитывать, – то, согласно иудаизму, достаточно описать первое положение; второе будет следовать из него автоматически (не считая того, что считается приемами педагогики; они иногда вполне специфичны).

Итак, по Торе, никакого особого отношения  к детям нет, есть отношение к  людям – своим и чужим. Свои для родителей отличаются от чужих только степенью ответственностью за их судьбы и врожденной привычкой их любить, что немаловажно. Считается, что Всевышний специально вселил в сердце родителей изначальную бескорыстную любовь к собственным детям, иначе никто не заботился бы о младенцах.

Тем не менее (и это очень важно), мы понимаем, что наши дети даны нам  для того, чтобы мы заботились о  них больше, чем о других. Причем эта забота не должна идти за счет других и (не дай Бог) в ущерб другим.

В самом виде это фундаментальное  правило можно сформулировать так: наш ребенок – такой же автономный и независимый человек, как все  прочие люди, в частности – такой  же, как и мы, его родители. А  поэтому мы ни в чем не можем  нарушить его право на самовыражение. Т.е., на то, чтобы стать, кем хочет, используя свой свободный выбор. Все, что мы можем – только помочь ему в этом выборе. Как помочь? Щедро делясь своим опытом. Но ничего ему, не навязывая. Ничего в нем, не подавляя.

В иудаизме есть такое понятие как йецер-ара, плохое начало. Под ним подразумевается, как бы встроенное в человека врожденное качество распознавать зло и в некоторых случаях стремиться к нему. Плохое начало развивается вместе с человеком, становится сильнее по мере роста у человека потребностей абсолютно любого толку. Задача йецер-ара – "подтолкнуть" человека к плохому выбору, расписать ему (в виде внутреннего диалога) все выгоды и удовольствия, которые он получит, послушав его совета. Цель йецер-ара как творения Всевышнего: предоставить человеку возможность преодолеть этот зов, совершить правильный выбор, заслужить то, что в Торе называется наградой. Без сопротивления встроенному соблазну нет преодоления препятствия, которое, как экзамен в конце семестра, подводит итог нашей учебе, в данном случае – итог каждого нашего поступка.

Йецер-ара нужен человеку, как  спортсмену нужен тренер, как студенту нужен преподаватель-куратор. Причем система внешних испытаний, которыми обставлена жизнь человека, реализована  на уровне внутреннего диалога человека со своим йецер-ара.

Так вот, действия маленького ребенка  полностью управляются его йецер-ара. Он телесно познает мир. На начальном  этапе голос его тела (а это, практически, и есть голос йецер-ара) важнее, чем все духовные параметры, которыми он овладевает позже, когда научится управлять телом, окрепнет и подрастет.

И, если любя других людей, мы помогаем им (если они обращаются к нам  за помощью) победить в себе плохое начало, то тем более нам надо помочь в этом своему ребенку. Считается, что наш ребенок уже обратился  к нам за помощью. Мы не вправе ему  отказать. Это и есть задача еврейского воспитания.

Ребенок – тот же взрослый. Просто он еще не вырос. И относиться к  нему надо, как к взрослому человеку, который еще не вырос. Никакого пренебрежения  ребенком, построенного только на том, что он маленький. Никакого взгляда  сверху вниз. Мы с ним ежедневно  общаемся так, будто вся хроника  событий записана на пленку, и эта  пленка проигрывается в будущем, причем зрителями являемся мы и наш  выросший ребенок. Пусть нам не будет  стыдно за свое поведение перед этими  взрослыми людьми. Ведь они, возможно, будут опытнее нас, умнее и  выше в духовном плане. То, что мы не знали, кем они станут, – не аргумент. Надо знать!

В традиционном иудаизме обязанность воспитания детей лежит не на матери, а на отце. Так как отец всегда воспринимается в семье как авторитет, которого следует слушаться, и который может быть строгим, в отличие от матери, которая может дать ребенку послабление и баловать его сверх меры. И ко всему прочему, мама гораздо больше времени проводит с детьми, а отец может весь день работать и встречаться с семьей по выходным, что бы избежать такой ситуации Тора обязывает отца воспитывать детей, уделять им время, не смотря на усталость и занятость.

Есть традиция в Песах, праздник памяти выхода из Египта, что дети задают вопросы своему отцу по поводу всего празднества, которое они видят вокруг. Эти вопросы есть четырех типов, отображающих 4 типа детей.

Первый — умный сын, который много знает и стремится к знаниям, он спрашивает отца о законах Песаха, и отец должен рассказать ему что-то, что он считает важным.

Второй сын — дерзкий, сын который отошел от своего народа, который свысока смотрит на традицию и историю, который считает, что только силой руки можно добиться чего-то в этом мире. Он спрашивает «Зачем вам все это?» В вопросе сразу видно разделение — вам, т.е. не ему, а всем остальным. И ответить нужно так, что бы он понял, что Песах праздник когда Бог вывел нас из Египта из дома рабства на свободу. Именно нас, а не его, потому что такие, кто не хотел иметь связи со своей семьей, не смогли выйти из Египта.

Третий сын — простой, который не силен в каких-то познаниях, но при этом он добрый хороший человек, который не стремится сделать что-то плохое. Он спрашивает «что это?». Ему нужно объяснить, что Бог, вывел всех нас из Египта, что бы мы стали народом, который будет исполнять Его волю, и нести всем народам мира свет Торы. 
Четвертый сын - это самый интересный вариант, потому что он хочет что-то узнать, но либо стесняется либо не так сильно ориентируется в происходящем, что просто не находит слов, чтобы спросить. Такому сыну нужно подробно рассказать свою историю выхода из Египта, от начала до конца. Что бы он, получив много новой информации, сам задал вопросы. Ведь когда ребенок узнает что-то новое, он тут же генерирует вопросы по поводу этого.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВОСПИТА́НИЕ в иудаизме детей раннего и дошкольного возраста

2.1. Библейский период

В древнейший исторический период у евреев не существовало особых образовательно-воспитательных институций. Воспитание детей осуществлялось в семейных и клановых рамках. В религиозной традиции система еврейского образования (существует не менее трех тысяч лет) неразрывно переплетается с принципами и задачами воспитания. В основу еврейского воспитания было положено привитие социальных, трудовых и религиозно-культовых навыков преимущественно через участие детей в семейной и общинной деятельности. Залогом успеха в этот период была семейная, клановая и племенная солидарность и патриархальная организация семьи с ее непререкаемым авторитетом родителей, в первую очередь, отца. Воспитание детей в раннем возрасте возлагалось преимущественно на мать, когда сыновья подрастали, их дальнейшее воспитание переходило в ведение отца, в то время как воспитание дочерей вплоть до замужества оставалось в руках матери, которая также обучала их домашним работам и женским ремеслам однако ответственность за распутное поведение дочерей возлагалась на отца. Главное внимание уделялось воспитанию мальчиков, которые были продолжателями рода и хранителями семейного имени и имущества. Библия особо подчеркивает ответственность отца за религиозное воспитание детей и вменяет в обязанность главе семьи обучать детей религиозным заповедям. По-видимому, уже в эпоху первого храма началось формирование жанра литературы мудрости, в которой проблемы и идеалы воспитания занимали значительное место. Библейское предписание «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» означает требование обучать детей — по крайней мере сыновей — чтению. По мнению ряда исследователей, Гезерский календарь был упражнением в письме. Детей, которые должны были стать священнослужителями, готовили к этому с раннего возраста. 
Пленение вавилонское привело к усилению еврейского религиозно-национального сознания и возникновению нового религиозного института — синагоги, посещение которой детьми постепенно стало частью их религиозного воспитания.

Введенное Эзрой регулярное публичное чтение Торы превратилось в мощный образовательно-воспитательный фактор. Родительские наставления более не могли удовлетворять возросших требований общества к воспитанию детей, и потому в этот период сложилась концепция общественного воспитания, согласно которой до 13 лет мальчики должны получать образование у профессиональных учителей, как правило, интерпретаторов Торы — софрим (предшественники фарисеев). Такое воспитание получило распространение преимущественно в городах, в то время как в сельских поселениях дети воспитывались в семейном кругу, хотя и там большое значение имела синагогальная проповедь. Впрочем, и в городах социальные и религиозно-политические различия обусловливали разный подход к воспитанию. Так, саддукеи (жреческая аристократия), наряду с религиозным обучением Письменному Закону, заботились об обучении детей — особенно девушек — греческому языку и элементам греческой культуры. Однако большинство городского населения находилось под влиянием фарисеев, обучавших детей не только законам Торы, но и основам Устного Закона; у детей воспитывали глубокое уважение к законоучителям. В этих кругах изучение Торы постепенно стало рассматриваться не только как средство соблюдения религиозного Закона, но и как самоцель; обучение Торе и Устному Закону стало основным средством воспитания и формирования личности.  
В дидактических произведениях эпохи второго храма уделяется много внимания проблемам воспитания. Требуется воспитывать детей в духе добродетели и формировать у них навыки, необходимые для жизненного преуспеяния. Среди качеств, которые следует прививать юноше, — трудолюбие, воздержание от излишеств, верность в дружбе, послушание старшим, в первую очередь — уважение и повиновение родителям, милосердие к бедняку, честность в делах; однако решающее значение придается мудрости. В воспитании девушки идеалом служит эшет хайл — добродетельная супруга и энергичная хозяйка дома.

 
2.2. Талмудический период

Этот период знаменовал окончательную победу идеологии фарисеев; идеал всеобщего школьного обучения мальчиков стал жизненной нормой. Существовавшие прежде различия в воспитании детей между сельским и городским населением и между различными слоями городского населения практически исчезли. Воспитательная роль учителя, под наблюдением которого дети находились с раннего утра до вечера, была необычайно велика, и потому в Талмуде уделено большое внимание вопросу о том, какими качествами и способностями должен обладать учитель. Однако значение семьи в воспитании детей не только не уменьшилось, но, напротив, возросло: с разрушением Храма большее значение стало придаваться домашней религиозной обрядности, например, седеру. Семья продолжала оставаться решающим фактором в воспитании девочек, так как они не посещали общественных школ.

Идеалы воспитания, сформировавшиеся в талмудический период, продолжали служить основой воспитания детей в средние века, хотя изменившиеся условия жизни и нееврейское окружение оказывали заметное воздействие на процесс воспитания. Поэтому наряду с тенденциями, общими для всего еврейского мира, в воспитании обнаруживаются определенные различия между общинами. В странах ислама в высших слоях еврейского общества детям давали наряду с религиозным также и светское воспитание, как это было принято у мусульман. Оно включало не только изучение светских наук, но и привитие хороших манер, выработку красивого почерка, умение сочинять стихи. Шмуэль ха-Нагид сложил несколько стихотворений, темой которых было воспитание его сына Иосефа. В моральном воспитании большую роль играли этические идеалы. В низших слоях общества воспитание сохраняло более традиционный характер.

С началом упадка исламской цивилизации в 13 в. евреи начали возвращаться к традиционному еврейскому воспитанию. Аналогичный процесс произошел также среди евреев, изгнанных из Испании  и расселившихся в пределах Османской империи. В общинах изгнанников детям стремились привить не только общееврейские традиции, но и сохранить специфические традиции евреев страны исхода. Воспитание в этот период характеризуется распространением каббалистических мистических верований. С упадком Османской империи (начиная с конца 16 в.) и ухудшением условий жизни ее еврейского населения усилилась роль семейной солидарности и, как результат, возросло влияние патриархальной семьи на воспитание детей.

У ашкеназов средневековой Европы еврейскому воспитанию и образованию детей придавалось огромное значение, в то время как светское воспитание и изучение светских наук не получило распространения. Хотя законоучители считали, что к изучению Талмуда мальчики должны приступать в возрасте 15 лет, в европейских общинах детей, как правило, отдавали изучать Талмуд в возрасте 10 и даже 8 лет. Эта практика объясняется тем, что большинство детей прекращали учебу в 13 лет, и родители стремились успеть дать им по меньшей мере первичные религиозные знания. Поскольку среди евреев Северной Франции и Германии было распространено занятие международной торговлей, и глава семьи надолго отлучался из дома, роль матери в воспитании детей была особенно велика. Жестокие преследования евреев Западной Европы в 11-14 вв., а позднее — погромы Б. Хмельницкого на Украине (1648-49), неоднократно ставившие евреев перед выбором между насильственным крещением и смертью, оказали влияние на воспитание, в котором все больше подчеркивался идеал готовности умереть за веру.  
С изобретением книгопечатания получило широкое распространение чтение нравственной и дидактической литературы, что было тесно связано с воспитанием детей. Особенно значительным было влияние литературы на идиш на воспитание девушек, так как они обычно не знали иврита. Немалую воспитательную роль играли еврейские ремесленные цехи, члены которых рассматривали себя как одну семью, имели, как правило, свою синагогу, организовывали совместные празднества и заботились о воспитании осиротевших детей своих членов.

Информация о работе Традиции воспитания детей раннего и дошкольного возраста в иудаизме