Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:18, реферат
Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права. Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия принимать решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.
Централизованная модель управления системой образования предполагает концентрацию прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне управления. Такая централизованная модель управления (с некоторой передачей полномочий от центра местным властям) характерна для Италии, Испании, Греции, Португалии, Люксембурга, Франции и СССР.
Введение…………………………………………………………………………….3
§1. Исторический анализ развития образовательной системы в России……….4
§2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути …………………10
а) Проблемы и перспективы развития образования в России …………..….10
б) Федеральная программа развития образования …………………………14
в) Характеристика свойств современного образования в России …………17
§3. Управление образованием в России ………………………………………….19
а) Органы управления образованием в Российской Федерации …………….19
б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений ………………………………..21
§4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием ……………………………25
Список литературы…………………………………………………………………30
МИНИСТУРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛНЬОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пензенский государственный университет
архитектуры и строительства
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Психология и педагогика»
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ»
Выполнил: студент гр. ГСХ-41, Вяльшин Н.Р.
Руководитель: Нечаева А.Д.
Пенза
2012
Введение…………………………………………………………
§1. Исторический анализ развития образовательной системы в России……….4
§2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути …………………………………………………………...…10
а) Проблемы и перспективы развития образования в России …………..….10
б) Федеральная программа развития образования …………………………14
в) Характеристика свойств современного образования в России …………17
§3. Управление образованием в России ………………………………………….19
а) Органы управления образованием в Российской Федерации …………….19
б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений ……………………………………………………………………..21
§4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием ………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………
Введение
Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права. Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия принимать решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.
Централизованная модель управления системой образования предполагает концентрацию прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне управления. Такая централизованная модель управления (с некоторой передачей полномочий от центра местным властям) характерна для Италии, Испании, Греции, Португалии, Люксембурга, Франции и СССР.
Децентрализованная модель управления образованием предполагает передачу или делегирование ответственности за принятие ряда решений, а значит, и делегирование соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления. Активный сдвиг в сторону децентрализованной модели управления образованием наблюдается в последние двадцать лет ХХ века. В связи с этим, можно выделить шесть подходов к децентрализации, наблюдаемых в странах – членах Европейского Союза. Это рассредоточение власти среди социальных партнеров, региональная передача власти, региональная деконцентрация, локализация, институциональная автономия, маркетизация. Региональная модель управления характерна для Австрии, Германии, Бельгии. Местный контроль в управлении системой образования осуществляется в странах: Дания, Финляндия, Швеция, Ирландия. Институциональная автономия характерна для образовательных систем Нидерландов и Великобритании.
§1. Исторический анализ развития образовательной системы в России
С 1991 года образовательная
система России стоит на путях
эволюционного развития имеющей
главной целью - развитие интеллектуального,
культурного и экономического потенциала
страны. Основы были заложены в Государственной
программе развития образования в России, разрабатываемой
с 1992 года.
Концептуальный уровень в проекте данной
Программы отражали сформулированные
стратегические цели и принципы развития.
Так, среди целей в числе важнейших
были:
- повысить образовательный уровень населения
России в среднем до 14,5 лет к 2006 году, предоставив
каждому гражданину страны возможность
интеллектуального, культурного и нравственного
развития посредством получения высшего
образования и квалификации в соответствии
с его способностями и знаниями;
- обеспечить широту и качество образования,
повышающего профессиональную мобильность
и социальную защищенность личности в
условиях рыночной экономики. Разработать
многоуровневую систему высшего образования
и начать ее реализовывать в 1992-1993 годах.
Необходимо обратить
внимание на тот факт, что многие из предложенных новаций
были впоследствии закреплены в Законе
РФ "Об образовании", вышедшем в июне
1992 г.
Данный документ и содержащиеся в нем
концептуальные основы преобразуемой
образовательной системы в России строго
придерживались позиции уважения к традициям
и завоеваниям отечественного образования.
Принятый Закон провозгласил область
образования приоритетной.
Закон декларировал, что под получением
гражданином (обучающимся) образования
понимается достижение и подтверждение
им определенного образовательного ценза,
которое удостоверяется соответствующим
документом.
Право на образование является одним из
основных и неотъемлемых конституционных прав
граждан Российской Федерации, а образование
в Российской Федерации осуществляется
в соответствии с законодательством Российской
Федерации и нормами международного права.
Были определены принципы государственной
политики в области образования:
1) гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного
развития личности. Воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье;
2) единство федерального культурного
и образовательного пространства. Защита
и развитие системой образования национальных
культур, региональных культурных традиций
и особенностей в условиях многонационального
государства;
3) общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный
характер управления образованием. Автономность
образовательных учреждений.
Центральным структурным элементом системы образования являются образовательные учреждения. Образовательным учреждением называется такое учреждение, которое осуществляет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе.
В системе образования выделяются следующие типы образовательных
учреждений:
1. Дошкольные: ясли, детские сады.
2. Общеобразовательные (начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего
образования): школы, гимназии, лицеи и
пр.
3. Учреждения начального профессионального
(училища), среднего профессионального
(техникумы, колледжи), высшего профессионального
(институты, университеты, академии) и
послевузовского профессионального (аспирантура
и докторантура, курсы, институты повышения
квалификации и переподготовки) образования.
4. Специальные (коррекционные) для обучающихся
воспитанников с отклонением в развитии:
школы для слабовидящих, глухих и пр.
5. Учреждения дополнительного образования
детей, музыкальные, художественные, спортивные
школы, центры творчества детей и юношества,
станции юных техников и пр.
6. Учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей: интернаты,
детские дома.
7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный
процесс.
Вместе с тем, как
свидетельствует исторический путь
развития образования в 90-х годах,
Программа-92 оказалась слишком оптимистичной.
На многие ее проекты, такие, как создание
национальной системы баз знаний, масштабная
информатизация высшей школы и другие,
не было выделено средств, и они не были
выполнены в указанные сроки.
Разработчики отечественной образовательной
программы в середине 90-х годов настойчиво
пытались воплотить в жизнь намеченные
преобразования. Так, осенью 1994 года была
создана и внесена Правительством Российской
Федерации в качестве проекта на рассмотрение
Государственной Думы Федеральная программа
развития образования. Данный документ
по сравнению с Программой-92 содержал
большее число различных проектов, здесь
более детально были проработаны и просчитаны
необходимые затраты на его реализацию.
В Федеральной программе 1994 года был усилен
акцент на обеспечение соответствующих
социально-экономических условий развития
высшей школы, укрепление ее материальной
базы и социально-культурной инфраструктуры.
На первый план выдвигались проекты интеграции
научных исследований и учебного процесса,
развития дистанционных форм обучения,
реализация инновационных и информационных
технологий. Однако ни этот, ни скорректированный
впоследствии (1997-1998 гг.) проект Федеральной
программы развития образования не был
рассмотрен Государственной Думой и практически
не профинансирован.
В качестве краткого итога рассмотрения
исторического пути развития и создания
системы образования в России необходимо
отметить, что в 1994-1999 годах проектом Программы
был предусмотрен переход к сбалансированному
развитию системы образования в новых
политических и социально-экономических
условиях. Основные цели указанного этапа
заключались в определении и осуществлении
комплекса мер, направленных на сохранение
системы образования, реализации программы
структурно-содержательных преобразований,
создании нормативной правовой базы, механизмов
изменений и развития системы образования.
На этой основе планировалось осуществить
дальнейшее всестороннее развитие системы
образования. Поставленные цели в полной
мере не были реализованы в связи с трудностями
экономического и организационного характера.
§2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути
а) Проблемы и перспективы развития образования в России
б) Федеральная программа развития образования
в) Характеристика свойств современного образования в России