Уровни Интернет-зависимости студентов, и ее коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявление уровня Интернет-зависимости студентов.
Гипотеза исследования: у студентов-очников будут выявлены средний и начальный уровни Интернет-зависимости, а у студентов-заочников минимальный и средний уровни Интернет-зависимости.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме Интернет-зависимости у студентов.
Анализ полученных в ходе исследования результатов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ................................................6
1.1 Понятие Интернет-зависимости и её причины..............................................6
1.2 Психологические особенности студенческого возраста...............................9
1.3 Особенности Интернет-зависимости в студенческой среде.......................12
Вывод......................................................................................................................16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ..............................................17
2.1 Методика исследования..................................................................................17
2.2 Анализ результатов диагностики...................................................................17
2.3 Профилактическая программа.......................................................................20
Вывод......................................................................................................................41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................43
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................45

Вложенные файлы: 1 файл

Инт-завис студентов.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ 
ФГБОУ ВПО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Психолого-педагогическая коррекция»

на тему:

Уровни Интернет-зависимости студентов, и ее коррекция

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса 1 группы

Доржу Анай-Хаак Мергеновна

Научный руководитель: ст. преп. Сат Майя Дарыжыковна

                                      

                                  

Кызыл -2013

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ................................................6

1.1 Понятие Интернет-зависимости  и её причины..............................................6

1.2 Психологические  особенности студенческого возраста...............................9

1.3 Особенности  Интернет-зависимости в студенческой  среде.......................12

Вывод......................................................................................................................16

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ..............................................17

2.1 Методика исследования..................................................................................17

2.2 Анализ результатов  диагностики...................................................................17

2.3 Профилактическая  программа.......................................................................20

Вывод......................................................................................................................41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................42

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................43

ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета в профессиональной и в обыденной жизни миллионов людей. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. На сегодняшний день каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно. С помощью Интернета делаются покупки, происходит общение, распространяется информация, реализуются сексуальные и игровые пристрастия.

Доступ в Интернет осуществляется с домашних компьютеров, с компьютеров  в различных Интернет-кафе и даже с мобильных телефонов. Особенно популярными на сегодняшний день стали различные социальные сети, такие как vkontakte, «одноклассники» и другие, а также программа для общения ICQ. Они позволяют общаться не только со своими знакомыми, но и находить новых собеседников из других городов, а порою даже и стран. Некоторые социальные сети уже имеют десятки и даже сотни миллионов зарегистрированных пользователей, а 2007 год стал «годом социальных сетей в России», когда совсем недавно возникшие российские сети увеличили свою аудиторию до нескольких миллионов человек.

В связи с возрастающей в последнее  время компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета, обозначенная в зарубежной литературе И. Голдбергом и Кимберли Янг в конце 80-х годов прошлого столетия. Речь идет об Интернет-зависимости.

Проблема зависимости от сети Интернет достаточно молодая. В России она затрагивается в трудах таких учёных, как Генисаретский О. и Носов Н., которые впервые в России упомянули понятие «виртуальная реальность», Войскунский А.Е., комплексно изучавший Интернет-зависимость, и многих других.

Основными пользователями Интернета  в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических  опросов, являются молодые люди в  возрасте от 18 до 24 лет, большая часть  которых - студенты. Интернет для них  является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности и(или) получения удовольствия. Поэтому профилактика Интернет-зависимости в студенческой среде становятся особенно актуальной в последнее время, так как в большинстве своём именно среди студентов выявляется наибольшая часть Интернет-зависимых.

Проблема исследования: каковы уровни  Интернет-зависимых студентов.

Объект исследования: Интернет-зависимость.

Предмет исследования: уровни Интернет-зависимых студентов.

Цель данной работы: выявление уровня Интернет-зависимости студентов.

Гипотеза исследования: у студентов-очников будут выявлены средний и начальный уровни Интернет-зависимости, а у студентов-заочников минимальный и средний уровни Интернет-зависимости.

         Задачи исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме Интернет-зависимости у студентов.
  2. Анализ полученных в ходе исследования результатов;

         Методы исследования:

  1. Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Эмпирический:  проведение методики «Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости» (А. Карелин).

Методика исследования: «Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости» (А. Карелин).

Теоретико - методологические основы исследования: использовались труды  Бабаева Ю.Д., Войскунского А.Е. и мн. др.

Теоретическая значимость: изучение уровня интернет-зависимых студентов.

Практическая значимость: данная работа может быть использована педагогами-психологами ВУЗов и СУЗов при разработке коррекционной программы. А также преподавателями и студентами, которые интересуются данной проблемой.

База исследования: Кызылский Педагогический Колледж и Тувинский Государственный Университет дневной и вечерней формы обучения.

Выборка: всего — 71 студентов  из них: студенты дневного отделения — 52 ч. в возрасте от 17 до 28 лет; студенты вечернего отделения — 19 ч. в возрасте от 26 до 43 лет.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ

 

    1. Понятие Интернет-зависимости и ее причины

Интернет-зависимость определяется психологами как "навязчивое желание  выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line" [20].

Свободная энциклопедия Википедия определяет Интернет-зависимость  как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету  и болезненная неспособность  вовремя отключиться от Интернета [26].

На английском языке  порочные, болезненные пристрастия называются addiction, отсюда возник термин “аддиктивное поведение”. Сам термин “аддикция” стали использовать как равнозначный термину “зависимость”. Существует три вида аддикций [6]:

1. Химические (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).

2. Биохимические (анорексия,  булимия).

3. Нехимические (подсознательные).

Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) относится к классу нехимических зависимостей. Определяя аддиктивное  поведение как уход от реальности посредством изменения психического состояния (Короленко Ц.П.) [11], можно говорить, что создаваемая компьютером реальность, несомненно, изменяет психическое состояние, чем склонные к Интернет-аддикции личности и стали пользоваться. Компьютер становится фетишем, составной частью того или иного ритуала, заменяя собой наркотик, азартные игры и коллекционирование одновременно. Пользователь компьютера, склонный к аддикции, при использовании его находится в изменённом состоянии сознания - психологическом трансе. Застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция (или её отсутствие) на внешние раздражители - вот характерный вид некоторых пользователей, склонных к аддиктивному поведению [11].

К. Янг охарактеризовала пять основных типов Интернет-зависимости [30]:

1) компьютерная зависимость: пристрастие к различной работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

  1. компульсивная навигация в Сети: компульсивный поиск информации в удаленных базах данных;
  2. перегруженность информацией: патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
  3. кибер коммуникативная зависимость: зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными;
  4. кибер сексуальная зависимость: зависимость от «киберсекса», то есть от посещения порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».

Этот же автор отмечает четыре признака, по которым можно судить об Интернет-зависимости. Это [30]:

1) Навязчивое желание проверить  e-mail;

2) Постоянное  желание следующего выхода в  Интернет;

3) Жалобы  окружающих на то, что человек  проводит слишком много времени  в Интернет;

4) Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Более развернутую  систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет - зависимость при наличии 3 пунктов из следующих [24]:

1) Количество  времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает;

2) Если  человек не увеличивает количество  времени, которое он проводит  в Интернет, то эффект заметно  снижается;

3) Прекращение или сокращение  времени, проводимого в Интернет, приводит пользователя к плохому самочувствию, которое развивается в промежутке от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами: эмоциональное и двигательное возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет, фантазии и мечты об Интернет, произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

Такие эмоциональные  изменения, происходящие с человеком, пытающимся отказаться или сократить  время пребывания в сети, указывают на его психологическую зависимость от Интернета и на языке психиатрии называются "синдром отказа" или "абстинентный синдром". В данном случае он отличается от "абстинентного синдрома" курильщиков, наркоманов, алкоголиков и переедающих людей (обжор) тем, что у них развивается не только психологическая, но и физическая зависимость к вредным веществам и их отмена переживается намного тяжелее. Преимущество Интернет - зависимости в отсутствии физиологического компонента. Синдром отмены вызывает у пользователя снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности [24].

Признаками сформировавшейся Интернет-аддикции, согласно К. Янг, являются следующие критерии [30]:

- всепоглощенность Интернетом;

- потребность проводить в Сети все больше и больше времени;

- повторные попытки уменьшить использование Интернета;

- возникновение симптомов отмены, причиняющих беспокойство при прекращении пользования Интернетом;

- проблемы контролирования времени;

- проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);

- ложь по поводу времени, проведенного в сети;

- изменение настроения посредством использования Интернета.

Интернет-аддиктам свойственно устанавливать  приоритет в приобретении или  поддержание электронных взаимоотношений, а Интернет-независимые предпочитают поддерживать в сети уже имеющиеся отношения [28].

Конечно, по сравнению с зависимостями  от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость  в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем.  Вместе с психологическими и физическими изменениями, указанными выше, которые вызывает патологическое увлечение Интернетом, у Интернет-зависимого сужается круг интересов, все они постепенно начинают переходить в сферу виртуальной реальности, начинаются проблемы с общением в реальном мире, а в самых тяжёлых случаях Всемирная паутина настолько затягивает пользователя, что он перестаёт узнавать своих родных и уже неспособен вырваться из этих сетей самостоятельно [25].

 

    1. Психологические особенности студенческого возраста

Студенческий возраст  представляет собой особый период жизни человека. По утверждению Б.Г. Ананьева, он является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [9].

За время обучения в вузе при наличии благоприятных  условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.

Как возрастная категория, студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя  собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет) [13].

Информация о работе Уровни Интернет-зависимости студентов, и ее коррекция