Условия развития умственной активности детей старшего дошкольного возраста при изучении загадки как жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования: проанализировав научную и методическую литературу, выявить методические условия, способствующие развитию умственной активности дошкольников при использовании загадок.
Объект исследования: процесс изучения загадки как способа развития умственной активности в дошкольной практике.
Предмет исследования: методические условия, способствующие умственному развитию на материале загадки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ загадки как жанра русского фольклора. 7
1.1 Определение понятия. 7
1.2 Эволюция загадки и процесс ее изучения. 9
Глава 2. Методика работы с загадкой. 13
2.1 Педагогическая ценность загадок. 13
2.2. Анализ программ развития дошкольников с использованием загадки. 14
Глава 3. Условия развития умственной активности детей старшего дошкольного возраста при изучении загадки как жанра. 17
3.1 Констатирующий эксперимент. 17
3.2 Формирующий эксперимент. 20
3.3 Контрольный эксперимент. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

юле.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ  

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Анализ загадки как  жанра русского фольклора. 7

1.1 Определение понятия. 7

1.2 Эволюция загадки и  процесс ее изучения. 9

Глава 2. Методика работы с  загадкой. 13

2.1 Педагогическая ценность  загадок. 13

2.2. Анализ программ развития дошкольников с использованием загадки. 14

Глава 3. Условия  развития умственной активности  детей старшего дошкольного возраста при изучении загадки как жанра. 17

3.1 Констатирующий эксперимент. 17

3.2 Формирующий эксперимент. 20

3.3 Контрольный эксперимент. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ 

 

 

  

 

 

Введение 

 

Развитие умственной активности – один из компонентов в общей  системе обучения, развития и воспитания детей дошкольного вощраста. 

Цели развития умственной активности с помощью загадок: ввести ребёнка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но созидателем духовных ценностей [5, c. 16]

Литературное развитие как  учебный процесс предполагает  развитие способности к непосредственному восприятию искусства слова,  сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное,  руководствуясь при этом эстетическими критериями  и развитие собственного литературного творчества детей [15, c. 157].

На занятиях чтения дети старшего дошкольного возраста изучают лучшие произведения детской литературы.  Истоки детской литературы - в сказочном  волшебном царстве устного народного творчества. Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из её ярчайших жемчужин [15, c. 157].

Жанр загадки  отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка  имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки  предполагает наличие знаний, представлений  о целом ряде предметов, явлений  окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает  внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. Д [15, c. 158]. 

Художественные  образы загадок не только знакомят с языком народной литературы, но и помогают созданию художественной картины мира, тем самым выполняя не только познавательную, но и эстетическую функцию литературы. Эстетическое воспитание осуществляется путём  выявления и использования средств эстетического содержания, что позволит детям взглянуть на мир и человека в нём с художественной стороны,   облагородит  личность  ребёнка, поможет общему и литературному развитию [15, c. 158]. 

При отгадывании  развивается чёткая логика, способность  к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Сочиняя загадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как личность, развивают свою речь, как устную, так и  письменную. Коллективное                   отгадывание загадок и последующее обсуждение также развивает речь и способствует формированию  коммуникативных  способностей [15, c. 159]. 

Тайный условный язык загадки заставляет  рассуждать, соображать, пристально всматриваться в окружающую действительность, находить поэзию в самых простых вещах. «Ни для какого жанра, кроме загадки,- пишет В. Митрофанова,  - не представляет  интереса простой сучок в бревне или доске, заслонка русской печи, оконное стекло, ледяная сосулька, свисающая с крыши, ковш в воде, иголка, ножницы и т.п. А загадка умеет включить этот будничный мир мелочей в яркую систему образов».  Загадки  дают представление не только о быте, но и о культуре нашего народа, о его истории. В загадках обращается  внимание на близкие и дорогие детям понятия: семья, дом, Родина, родная природа, человеческие взаимоотношения, интерес к родному языку. Это определяет духовное развитие детей [15, c. 160].

Педагогическая  направленность народных загадок очевидна, все вышеперечисленные особенности, характеристики и признаки загадки  определяют её богатые дидактические возможности [15, c. 160].

Великие педагоги – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой применяли  этот жанр для обучения детей чтению, для их развития, воспитания. Авторы учебников чтения применяли загадки.  К. Д. Ушинский писал: » Загадку я  помещал для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение» [24, c.115]. В “Азбуке”  Л. Н. Толстого широко применены загадки, отражающие быт крестьянина, русскую природу.

В наше время  возможности загадки для развития детей возрастают в связи с  тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным жанром стала жанром  литературным. Авторы современных загадок сохраняют и продолжают традиции русского фольклора, в новых загадках отражаются предметы и явления, окружающие современного ребёнка, природа, близкий и знакомый ребёнку мир [24, c.116].

Учитывая актуальность проблемы, мы выбрали тему исследования: “Загадка как умственная активность детей дошкольного возраста” [24, c.116].

Цели исследования: проанализировав научную и методическую литературу, выявить методические условия, способствующие развитию умственной активности дошкольников при использовании загадок.

Объект исследования: процесс изучения загадки как  способа развития умственной активности в дошкольной практике.

Предмет исследования: методические условия,  способствующие умственному развитию на материале загадки.

Задачи исследования:

1. Анализ учебных  программ по чтению в дошкольном  образовании. 

2. Анализ литературы  о специфике жанра загадки,  об                                              особенностях литературного развития дошкольников в контексте исследования.

3. Выявить уровень  представлений детей о понятии                                           “загадка”, о загадке как жанре литературы.

4.Обучить выявлению  жанровых особенностей загадки,  приёмов построения  в ней художественных образов.

5. Использование  полученных знаний в самостоятельном                                              речевом и литературном творчестве.

6. Обучение методике  отгадывания загадки.

7  Определение изменения уровня знаний и умений      детей старшего дошкольного возраста после экспериментального  обучения.

Методы исследования: 

1.   Наблюдение за работой детей на занятиях по чтению.

2.   Беседа.

3.   Интервьюирование.

4.   Анкетирование.

5.   Тестирование.

6. Творческие задания, сочинения по аналогии с                                  литературным образцом.

7. Опытно-экспериментальная  работа на базе детского сада  № 50

г. Минска.

Гипотеза:

Изучение загадки  как литературного явления, её структуры  и формальных особенностей способствует развитию умственной активности детей дошкольного возраста, помогает освоить такие сложные явления литературного произведения как сравнения, метафора. Умственное развитие дошкольников может быть эффективным в процессе изучения загадок при соблюдении следующих условий:

1.Взаимосвязь  языкового образования и литературного  развития.

2.Обеспечение  правильности понимания жанровых  особенностей загадки.

3.Использование методики  выявления жанровых особенностей      загадки, её художественных средств.

4.Сочетание изучения загадки с творческими заданиями, использование полученных знаний при сочинении загадок, в собственной речи.

5.  Отбор загадок с учетом возрастных особенностей, интересов                           детей. 

 

Глава 1. Анализ загадки  как жанра русского фольклора

 

 

1.1 Определение  понятия

 

 

При определении жанра  загадки мы столкнулись с противоречием: с одной стороны никто не ошибётся в отношении жанровой принадлежности загадок, с другой стороны – определений  жанра много и порой они  противоречат друг другу[24, c.101].

Энциклопедический словарь  Брокгауза Ф. А. и Ефрона Е. А. предлагает такое определение: «Загадка, метафорическое выражение, в котором один предмет  изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство» [4, c. 47]

Большой справочник по литературе так определяет: «Загадка – вид  устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует  разгадки» [3, c. 11]. 

Ожегов С. И. в «Словаре русского языка» толкует смысл слова  «загадка» так: «Изображение или  выражение, нуждающееся в разгадке» [20, c.112].

Энциклопедический словарь издательства «Большая советская  энциклопедия»: «Загадка, замысловатый вопрос или иносказание, требующие  ответа, выраженные в краткой и  занимательной форме, иногда стихотворной» [26, c. 486].

Литературоведы  по-разному определяют загадку как  малый жанр устного народного  творчества. « Загадка - иносказательное  описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса» - писал  В. И. Чичеров [25, c. 57].

П. Г. Богатырёв  определял так: «Загадка как художественное произведение представляет собой иносказательное изображение предмета или явления на основании черт сходства между скрытым  предметом и тем, который его заменяет» [2, c.91].   

У А. Квятковского своё определение: «Загадка - замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде. Загадка является своеобразной формой отстранения  и строится обычно на принципе замедленной метафоры(вернее - симфоры), каламбурного алогизма и затруднённого параллелизма» [11, c. 51].      

Аристотель определял  загадку как хорошо сформулированную метафору.      

В. П. Аникин писал: «Определяя загадку по существу её жизненного назначения, по её смыслу, можно  сказать, что загадка - это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и богатство предметно-вещественного мира» [22, c. 15].  

М. А. Рыбникова утверждала: «Загадки в их тематике образуют круг примитивного мироведения <…> загадка, давая конкретный предмет, опознаёт его в его происхождении, в его назначении и в диалектике его жизни. Загадка играет соединением предметов, их взаимодействием, соотношением. Свежая, сохранившаяся загадка звучит повествованием, диалогом, встаёт метонимией или метафорой» [12, c. 176].  

У Митрофановой В. В.: «Загадка – краткое, требующее  отгадки, опирающееся на иносказание (чаще всего метафору во всех её проявлениях) поэтическое произведение о явлениях природы и предметах, окружающих человека в его повседневной  жизни и труде» [14, c. 164] 

Сам народ придумал такую краткую и чёткую формулу: «Без лица в личине». Предмет загадывания  – «лицо» скрыт под личиной, то есть иносказанием [14, c. 164].

Из вышеприведённых  примеров видно, что конкретное определение  загадки как жанра вопрос не простой. Попытка дать более развёрнутое  понятие загадки, чем у Ожегова, неизбежно суживает круг явлений, которые  относятся к загадкам. Поэтому  как основное, универсальное возьмём определение Ожегова: «изображение или выражение, нуждающееся в разгадке». Хотя в практике нас будут интересовать те загадки, которые можно определить как краткое иносказательное, требующее отгадки, ритмичное, часто рифмованное поэтическое произведение о предметах и явлениях, близких человеку,  описывающее предмет загадывания обычно при помощи метафор, сравнений.

Большую роль в  таких загадках играют звуковая организация  образа, ритм, рифма. «Ритм создаётся  и созвучием слов при произношении и всем интонационным рисунком фразы» [14, c.14].

Лаконизм в  загадке «достигается преодолением описаний, пропуском отдельных членов предложений и союзов» [14, c. 16].

Главным жанровым признаком загадки является требование отгадать её. Это и интригует  детей. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре[14, c. 16].  

1.2 Эволюция загадки  и процесс ее изучения

 

 

Русские народные загадки не раз привлекали внимание учёных, но часто интересовали как  подсобный материал при изучении различных общих проблем. А. Н. Афанасьев рассматривал загадку в связи со сказаниями и мифами древних славян. «Народные загадки, - писал он, сохранили для нас обломки старинного метафорического языка» [14, c. 16].

Исследуя «поэтические воззрения на природу», в качестве примеров, подтверждающих отдельные выводы, он привлекал загадки, параллельно делая наблюдения над образами в них, «писал о том, что в загадках народ запечатлел »свои старинные воззрения на мир»»[22, c.15], и что “нельзя отрицать связи загадок с тайной речью, но нельзя не замечать и их вхождение в обряд, магического значения в определённых условиях, обрядовых действиях» [14, c 16].   Ф. И. Буслаев обращался к загадкам в связи с изучением мифологии и относил их к « древнейшему  периоду первых проблесков человеческого ума», он утверждал: «Загадка сохранила<…>свой первобытный мифический характер» [14, c. 16].

Информация о работе Условия развития умственной активности детей старшего дошкольного возраста при изучении загадки как жанра