Учебно-познавательная деятельность студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Успех обучения во многом зависит от развитости познавательных способностей человека - его внимания, памяти, восприятия, воображения и т.д. Общеизвестно, что традиционное обучение хоть в школе, хоть в вузе построено с опорой на память обучающихся. Такие же психические процессы, как воображение и мышление, служащие базой развития творческой активности и инициативы, являются побочным продуктом традиционного обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Учебно познавательная деятельность студентов.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)


Учебно-познавательная деятельность студентов

 

Успех обучения во многом зависит от развитости познавательных способностей человека - его внимания, памяти, восприятия, воображения и т.д. Общеизвестно, что традиционное обучение хоть в школе, хоть в вузе построено с опорой на память обучающихся. Такие же психические процессы, как воображение и мышление, служащие базой развития творческой активности и инициативы, являются побочным продуктом традиционного обучения.

Активизация учебно-познавательной деятельности - едва ли не центральная проблема современной дидактики, а активные методы обучения - основная забота предметно-методических систем. Называть методы активными не совсем корректно, поскольку стимулировать активность ученика призван любой метод обучения (в противном случае он вообще не метод). Проблема "активизации познавательной деятельности" тоже в какой-то степени надуманная, поскольку в психологии познавательная деятельность - это "специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное отражение человеческим сознанием объективной действительности, её предметов, процессов и законов" [27]. В этом определении содержатся отличительные черты познавательной деятельности - это отношение активное, определяемое социальной природой человека.

Практически все психологи едины во мнении, что познавательная деятельность связана  не только с мышлением, но и включает в себя восприятие, память, внимание. Активизацию познавательной деятельности связывают в первую очередь с экстенсивным воздействием на её структурные составляющие, например, разрабатывают приёмы более прочного запоминания или привлечения внимания. Но ведь познавательная деятельность, как и любая другая деятельность, - это целостность функционирования психических процессов, их неразложимость на механические составляющие с момента появления познавательного интереса до момента достижения цели (усвоения знаний, идей и т.д.). При этом ясно, что достижение одной и той же цели требует от разных людей разных психических затрат и усилий, то есть "различной степени напряжения регуляторных механизмов и разной величины расхода функциональных резервов организма" [37].

Вопрос  здесь в следующем: можно ли назвать эффективной познавательную деятельность, если результат получен человеком за счет высокой напряженности труда? Думается, что нет, ведь познавательная деятельность - это не просто процесс, а процесс социальный, следовательно, его совершенствование и упорядочивание необходимо связывать с социальной обусловленностью психики, а не с количественной оценкой результата деятельности. Из приведённого выше определения познавательной деятельности вытекает, что она порождается уровнем развития общественного способа бытия людей для решения ими возникающих на этом уровне задач. Появление новых средств деятельности, технические открытия последних десятилетий, лавинообразный рост информации поставили перед человеческим сообществом и образовательными заведениями новую проблему - интенсификацию познавательной (и уже - учебно-познавательной) деятельности. Полагаем, что интенсификация познавательной деятельности - это не индивидуально-физиологическая проблема, а проблема социальная, актуальная на современном этапе развития науки и техники. На это обратил внимание ещё в 1975 году А.Н. Леонтьев, который писал, что "следует поставить во главу угла не столько проблему разработки интенсивных методов, применяемых не всюду и не всегда, сколько проблему интенсификации любого обучения" [38]. Это наблюдение учёного совпадает по времени с бурным внедрением в учебный процесс обучающих технологий, главной целью которых является повышение эффективности учебной деятельности, в первую очередь, за счет использования ресурсных возможностей когнитивно-аффективных процессов и за счет создания оптимальных условий организации учебного процесса.

Термин "интенсификация" (от лат. Intensio - "усиление, напряжение") своей этимологией указывает на чисто количественное увеличение физических или умственных затрат в единицу времени. Надо отметить, что в экономике и в материальном производстве интенсификация труда долго связывалась с увеличением его производительности. Под интенсификацией многие экономисты до сих пор понимают количественное увеличение затрат как источник увеличения продукции. А между тем в понятия "интенсивность" и "интенсификация" в последние два-три десятилетия расширили своё содержание и изменили сферу применения. Сейчас не только в производственных, но и в социальных практиках с этим понятием связывают не столько производительность, сколько эффективность деятельности, то есть акцентируется внимание на качественном значении терминов. Это и понятно: ведь вполне можно добиться роста производительности и эффективности труда и без физических затрат и усилий. Но при этом человек должен изменить прежде всего средства труда (или шире _ средства производства). Ещё К. Маркс связывал рост эффективности общественного производства с дальнейшим совершенствованием орудий труда и называл это основной тенденцией развития производства в рамках человеческой истории [41].

Надо отметить прозорливость К. Маркса: он понимал интенсификацию не утилитарно, а скорее как рациональную многофакторную систему. Так, он особое внимание уделял эффекту взаимодействия людей в коллективе, поскольку считал, что оно увеличивает производительную силу человека при грамотном управлении совместным трудом. Кроме социальных, К. Маркс связывал интенсификацию также с экономией сырья, ресурсов и другими факторами, что позволяет рассматривать её как интегративно-многофакторное явление ведущее к росту эффективности. А.И. Анчишкин считает, что "в конечном итоге понятие интенсификации можно определить как одну из частных характеристик процесса изменения эффективности" [2]. Он отмечает также, что и в экономике под интенсификацией в последнее время понимают процесс расширенного воспроизводства за счёт качественных, а не количественных факторов. Этот процесс основывается не только на новых прогрессивных средствах производственной деятельности и их рациональном использовании, в него вовлекаются и другие компоненты деятельности: высококвалифицированные кадры, благоприятные (адаптивные) условия труда, оптимальное управление трудом, более высококачественный предмет труда.

Сегодня эффективность  - это уже не столько экономическое понятие, сколько социальное. Эффективность характеризует не просто любую деятельность, она определяет прогресс общественного развития и является результатом интенсификационных процессов.

Анализ  работ А.Д. Урсул, А.М. Зимичева, Л.Д. Ершовой и др. позволяет сделать следующее определение. Интенсивная деятельность - это такое количество действий за единицу рабочего времени, которое обеспечивает высокую эффективность деятельности за счёт рационального использования рабочего времени и средств, за счёт повышения качества функционирования психологических механизмов субъекта деятельности, за счёт создания оптимальных условий организации деятельности. Способами интенсификации вступают оптимизация и рационализация, а также различные открытия, изобретения и усовершенствования. Показателями интенсивного труда можно считать:

высокую работоспособность  и быструю восстанавливаемость;

короткий  период вхождения в проблему, "врабатываемость";

высокую стабильность результатов;

сбалансированность, согласованность действий и элементов  процесса;

использование резервных физических, эмоциональных, интеллектуальных возможностей для обеспечения оптимального хода процесса.

Интенсификация как тип расширенного воспроизводства (и в том числе знаний) означает опережающий рост производства новых знаний по сравнению с ростом затрат. В этом случае интенсификация познавательной деятельности заключается в том, что "в каждый момент времени неизменное или даже меньшее количество усилий субъекта приводит в движение всё большую массу прошлого знания, воплощённого в более совершенных средствах познавательной деятельности, создаёт при меньших затратах всё большее количество продукта познания" [42]. Интенсификация учебно-познавательной деятельности означает, таким образом, что высокие результаты познания достигаются обучающимся при меньших затратах и ресурсах за счёт использования качественно новых средств познавательной деятельности. Прежде всего таким средством является технология обучения.

Технология включает в себя целый  арсенал средств интенсификации. К таковым можно отнести создание оптимальных психолого-педагогических и организационных условий познавательной деятельности, а также использование компьютеров в учебном процессе. Э.Г. Юдин к таким средствам относит также характер управления, регулирования и корректировки [63]. И.С. Морозова связывает интенсификационный процесс с четырьмя компонентами деятельности - потребностями, субъектом, средствами и предметом. А.М. Зимичев пришел к выводу, что ведущим психологическим фактором интенсификации профессиональной подготовки, ведущей к эффективности обучения, является оптимизация всей психологической структуры учащегося [21]. Авторы сборника "Интенсификация учебного процесса в вузе культуры. - Барнаул, 1988" под интенсификацией учебного процесса понимают увеличение дозы знаний на единицу времени на основе применения передовых АМО и компьютеризации (Петрик Л. К); использования идей педагогики сотрудничества и игровых методов обучения (Тамарин В.Э., Тамарина Н. В); образного изложения материала (Попов И. С). К психолого-педагогическим средствам интенсификации познавательной деятельности студентов авторы названного сборника относят высокую самооценку (Лукьянова З. Н); общение (Лагусева Н. Н); стиль общения (Клейберг Ю. А); сотрудничество (Корнев В. С); развитие индивидуального творческого мышлении (Бегун П.И., Шукейло А. Ю). Уплотнение и обобщение информации на основе структурно-логических схем, конденсирование информации во фреймах, опорах, слотах и т.п. мы бы также отнесли к резервам оптимизации обучения.

Источником любого процесса, в том  числе и интенсификации, служат психические процессы и внутренние противоречия субъекта, детерминированные какими-либо внешними условиями. С точки зрения источника интенсификации познавательной деятельности все факторы, её инициирующие, можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние источники учебно-познавательной активности - это любознательность, пытливость. Психологи называют их влечениями, мотивами, интересом, стремлением к самосовершенствованию. Внутренним источником познавательной активности может выступать также потребность в самосохранении.

Внешние источники вытекают из общественных условий жизни человека. И.А. Зимняя называет их социогенными потребностями - это стремление к престижу, к достижениям, желание приносить пользу обществу, служение каким-либо идеалам [22].

И.С. Морозова выделяет семь групп факторов, влияющих на продуктивность познавательной деятельности:

тип, характер и сложность решаемых задач;

психофизиологические и антропометрические характеристики человека;

организация рабочего места;

организация деятельности, то есть наличие алгоритмов и инструкций деятельности, режим функционирования, учет всех факторов и обстоятельств деятельности;

санитарно-гигиенические факторы;

факторы мотивации деятельности;

объективные условия и ситуации деятельности.

Показательным результатом интенсификации познавательной деятельности она считает её эффективность.

Интересны описания автора социально-психологических  механизмов интенсификации познавательной деятельности. К ним она относит: общение, настроение, чувства коллективизма, гордости, стыда и другие эмоциональные реакции и переживания. Это и понятно, ведь эмоциональные образы хотя и не могут постигать сути социальных явлений, но они показывают значимость познавательных объектов для человека. Так, в когнитивной психологии широко известен факт, что люди в плохом настроении склонны к негативным умозаключениям, у них возникают негативные ассоциации, суждения, они совершают недоброжелательные поступки. Тогда как люди в хорошем настроении чаще способны на альтруистические поступки и выдвижение оптимистических гипотез [64]. Испытуемые в позитивном настроении применяют более комплексные стратегии в оценочных задачах, у них ускоряются мыслительные процессы, "упрощается воспринимаемая сложность решений. Они делают умозаключения, основанные на меньшем количестве информации по сравнению с другими испытуемыми. "Счастливые" и "довольные" люди опускают избыточные детали, не вязнут в мелочах, они уверены в себе, а потому они более, чем угнетенные и унылые, эффективны в своих решениях. Они склонны к оптимизму, лёгкой эйфории, а потому легко идут на риск" [64].

Взаимосвязь когнитивных и аффективных процессов  хорошо известна опытным педагогам  и технологам образования как  психолого-педагогическое условие "эффективность обучения на основе мотивации достижений и аффилиации". Аффилиация (от лат. аffilite - присоединять, присоединяться) - это потребность человека в общении, в эмоциональных контактах. По А. Маслоу, эта потребность является у нас базовой, она проявляется в стремлении быть членом группы, оказывать помощь членам сообщества и принимать её от других. Наличие или отсутствие желания быть членом определённой части общества (учителей, врачей, инженеров) служит предпосылкой той или иной профессиональной пригодности. Х.И. Лийметс, исследуя способы групповой работы и возможности обмена социальными ценностями (помощью, поддержкой, информацией) между учащимися, предлагал рассматривать взаимное обогащение учащихся на уроке, т.е. по сути аффилиацию, как дидактический принцип. Студент, у которого доминирует мотив достижений и аффилиации, имеет психику, которая "избирательно ориентирована в направлении поставленной цели" [18].

По сути аффилиация включает в себя ряд мотивов: мотив познания, т.е. овладение знаниями через другого человека; мотив самоутверждения в присутствии значимых для тебя людей; мотив сотрудничества; мотив общения ради самого общения, т.е. осознанное желание быть среди "своих", среди однокурсников, избегание одиночества в среде приятных тебе людей. Если интерес к предмету дополняется интересом к общению, то происходит заметная активизация студентов на занятии. В технологии модульного обучения создание мотива достижений и аффилиации используется весьма широко, поскольку обязательность мотивационного этапа является основой сотрудничества и партнерства в процессе самосмыслополагающих и самоцелеполагающих действий студента. Приведем перечень используемых в модульном обучении приемов для побуждения мотивации достижения и общения:

создание  проблемной ситуации с обязательным позитивным финалом, решение проблемы должно быть осуществлено самими студентами;

создание  оптимистической установки ("Ты, конечно же, можешь!", "Ты справишься, я верю в твои силы" и т.д.);

поощрение, одобрение, доброжелательность в поведении  педагога;

создание  ситуаций, предполагающих личную ответственность за общий исход дела;

приведение  примеров из жизни, науки, производства;

возбуждение интереса к знаниям повышенной сложности, стимулирование пытливости, смекалки, с обязательным указанием путей  достижения цели;

формирование установки на коллективную деятельность, подкрепление стремления к познавательному общению.

Одним из условий  модульного обучения является принцип культивирования удачи, поскольку неудачи - основной барьер на пути личностного и профессионального саморазвития студентов. Необходим симбиоз эмоционального раскрепощения и учебной активности для того, чтобы студент почувствовал радость и удовольствие от собственного труда как интеграционной составляющей общечеловеческой культуры [35].

Информация о работе Учебно-познавательная деятельность студентов