Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:50, лекция
Российский педагог, анатом и врач; основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре, один из создателей теоретической анатомии.
Большое внимание Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр, как метода познания.
Московский Педагогический Государственный Университет
Факультет «Дошкольной педагогики и психологии»
(заочное отделение)
Контрольная работа по курсу «ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»:
«Учение и педагогическия деятельность Лесгафта П.Ф.»
3 курс 305 группа
Лесгафт Петр Францевич
21(9).10.1937г. – 28(11).12.1909г. Российский педагог, анатом и врач; основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре, один из создателей теоретической анатомии. В 1861 году окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и был оставлен при ней для научной работы. С 1865 года доктор медицины, с 1868 года профессор, заведующий кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете.
В 1871 году за выступление против произвола реакции части профессуры и властей Казанского университета был уволен.
Вернувшись в Петербург, занимался научной работой.
В 1872-1874 годах руководил кружком русских женщин, впервые допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии. В 1874-1886 годах работал в области организации физического воспитания и образования в военно-учебных заведениях.
В
1877 году основал учебно-гимнастические
курсы для офицеров при 2-й Петербургской
военной гимназии. В 1886-1897 годах читал
лекции по анатомии на естественном факультете
Петербургского университета, на Рождественских
женских курсах. Летом Лесгафт обычно
уезжал на Волгу, в имение Красное близ
Рыбинска. Имение принадлежало знакомому
генералу, предложившему Лесгафту для
проживания маленький домик, в котором
раньше жил мельник. Уезжал он туда, как
правило, со своим ближайшими учениками.
Живя в деревне, Лесгафт был занят главным
образом лечением больных крестьян, которые
стекались к нему толпами даже из соседних
губерний. Каждый день с утра он принимал
до сотни больных. Нередко больные крестьяне
приезжали к нему и в Петербург. По вечерам
все его ученики и ученицы собирались
перед его домиком на большой лужайке,
где устраивались всевозможные игры и
гимнастические упражнения.
В 1893 г. произошел неожиданный и радостный
как для самого Лесгафта, так и для его
многочисленных учеников случай. После
очередной лекции его ученик И. Сибиряков,
сын богатого золото-промышленника, предложил
своему учителю в полную собственность
200 тыс. рублей и большой дом стоимостью
в 150 тыс. рублей. В октябре 1894 г. эти средства
позволили открыть Биологическую лабораторию
— научный центр для проведения экспериментальных
работ по анатомии, физиологии и другим
естественным наукам, которая в 1918 году
была преобразована в Естественнонаучный
институт им. Лесгафта. Созданные Лесгафтом
в 1896 году Курсы воспитательниц и руководительниц
физического образования явились прообразом
созданных впоследствии в СССР и других
странах вузов физической культуры. Это
было первое в России и в мире высшее женское
учебное заведение, готовившее специалистов
по физическому воспитанию. Здесь преподавались
естественные, математические, а позднее
и гуманитарные науки. Эти курсы неоднократно
закрывались царскими властями, но вновь
возрождались и существовали до последних
лет жизни П. Ф. Лесгафта.
в 1919 году на базе курсов был открыт Государственный институт физического образования имени Лесгафта. Как общественный деятель и учёный Лесгафт сформировался под влиянием революционно-демократического движения в России 60-х годов 19 века. Он активно боролся за развитие народного образования в России, многое сделал для организации женского образования.
В 1905-1906 годах Лесгафт открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге.
В основе теории физического воспитания Лесгафта лежит принцип единства физического и умственного развития человека. Единство и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали Лесгафту основание рассматривать систему направленных упражнений, как средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Основой физического развития Лесгафт считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц. Большое значение Лесгафт придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребёнка. Рассматривая закономерности воспитания ребёнка в семье, формирования его темперамента и характера, Лесгафт даёт анализ биологических основ наследственности и развития детей.
С позиций естественного материализма П.Ф. Лесгафт объяснял влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности дошкольника. Особое место он уделял первому году жизни ребенка, когда начинается формирование опорнодвигательного аппарата. Разработанная им теория дошкольного воспитания определила главные основы: последовательность слова и дела, движение и гуманность в образовании.
Впервые в России он научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения.
В педагогической деятельности Лесгафт добивался от учителей отличного знания своего предмета на основе научных достижений в анатомии, физиологии, психологии. Хороший педагог, по его мнению, – это отменная дисциплинированность, сдержанность в управлении своими эмоциями, любовь к детям, внешняя опрятность и изящность в движениях.
Повышенные требования П.Ф.Лесгафт предъявлял к гигиене питания занимающихся физическими упражнениями. Он не признавал никаких «прибавочных раздражителей»: горчицы, перца и других пряностей, в которых не нуждаются доброкачественные и разнообразные продукты.
Большое внимание Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр, как метода познания.
Он классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:
1)простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;
2)упражнения
с увеличивающимися
3)упражнения,
связанные с изучением
4)систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.
Интересно определение игры: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни». При этом он раскрывал различие между играми для детей дошкольного возраста и играми для учащихся школы. Первые – игры в творческом повторении того, что дети видели и заметили в окружающей действительности. Вторые – игры, организованные педагогом для развития самостоятельной двигательной деятельности с целым рядом методических положений. Примечательно также, что и дошкольник, и школьник, согласно его теории, в игровых ситуациях – активно действующие личности во всех своих проявлениях, во взаимоотношениях с окружающей средой.
Ценны и по-современному актуальны требования Лесгафта к играм: постепенность в подборе игр и соответствие их развитию ребенка; обязательность постановки целей и задач каждой игры; безусловное выполнение участниками игр установленных правил; настойчивое введение самоуправления в игре; систематичность влияния игр на детей с постепенным их усложнением; исключение из обихода игр, вызывающих проявление у детей отрицательных качеств – жестокости и пр.
Заслуживает внимания и предложенная им классификация игр, в основу которой положены организация коллектива играющих и формирование характера взаимоотношений между ними с учетом возрастных особенностей. На этой основе выделены две группы игр: простые и сложные. В каждой из этих групп он подразделяет игры по сложности и продолжительности отдельных двигательных действий на игры с бегом, метанием, борьбой. Эти подгруппы, в свою очередь, подразделяются по видам упражнений с усложнением требований. Например, в играх с бегом можно применять бег в прямом направлении, по кругу, в наклонном положении, вдвоем, цепью, коллективные двигательные действия.
Велик
его вклад в разработку закономерностей
воспитания детей в семье, формирования
их как личностей с позиций учения о типах,
темпераменте и характере человека с учетом
роли общественной среды и сфер воспитания.
Им были определены главные основы воспитания
детей в семье: чистота, движение, гуманность
в образовании, последовательность слова
и дела, отсутствие произвола, насилия
и угнетения.
Последовательно боролся он за равноправное
и равноценное физическое образование,
как мальчиков, так и девочек.
Научная деятельность педагога была тесно
связана с его общественной работой. В
90-е гг. XIX в. П. Ф. Лесгафт много внимания
уделяет разработке и популяризации своей
системы физического образования. Через
созданные им и его учениками Общества
содействия физическому развитию устраивает
детские площадки для игр, катки для детей
и взрослых в Петербурге и других городах
России. На средства, собранные учениками,
при поддержке передовой русской общественности
Лесгафт основывает ряд научных и учебных
заведений.
Особое
внимание Лесгафт обращал на использование
народных игр. Он видел в них большое воспитывающее
значение. В играх дети повторяют то, что
видят вокруг себя. Его советы предоставлять
детям больше времени для свободных игр
и упражнений на свежем воздухе актуально
звучат и в наше время.
Подвижные игры служат методом совершенствования
уже освоенных детьми двигательных навыков
и воспитания физических качеств.
В процессе игры ребенок направляет свое
внимание на достижение цели, а не на способ
выполнения движения. Он действует целеустремленно,
приспосабливаясь к игровым условиям,
проявляя ловкость и тем самым совершенствуя
движения.
Поэтому
например, такая игра, как «Волк во рву»,
проводится тогда, когда дети уже овладели
прыжком в длину с разбега.
П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется
все то, что усваивается при систематических
занятиях, поэтому все производимые здесь
движения и действия вполне должны соответствовать
силам и умению занимающихся и производиться
с возможно большей точностью и ловкостью».
Скончался П. Ф. Лесгафт 11 декабря 1909 г. в Египте, где находился на лечении. Похоронен на литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге.
Список литературы:
| |
Информация о работе Учение и педагогическия деятельность Лесгафта П.Ф.