Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:01, реферат
На сегодняшний день такие познавательные процессы как восприятие, память, мышление, воображение входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
В данной работе я постараюсь дать, общую характеристику каждого познавательного процесса, раскрыть особенности и закономерности каждого из них. А также учесть данные познавательные процессы при построении занятия.
Также в работе будут отражены классификация видов познавательных процессов, их свойства, функции, механизмы протекания, а также физиологические основы.
Введение
Глава I. Общая характеристика познавательных процессов
1.1. Восприятие
1.2. Память
1.3. Мышление
1.4. Воображение
Глава II. Учет общих закономерностей познавательных процессов и индивидуальных различий при построении занятий
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава I. Общая характеристика познавательных процессов
1.1. Восприятие
1.2. Память
1.3. Мышление
1.4. Воображение
Глава II. Учет общих закономерностей познавательных процессов и индивидуальных различий при построении занятий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На сегодняшний день такие познавательные процессы как восприятие, память, мышление, воображение входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
В данной работе
я постараюсь дать, общую характеристику
каждого познавательного
Также в работе будут отражены
классификация видов
Так как, человек является единственным сознательно действующим существом и прежде чем совершить какое-либо действие, какой-то поведенческий акт, он должен воспринять ситуацию, оценить ее, проанализировать, вспомнить свои цели и принять решение. А приняв решение, он продолжает сопровождать свою практическую деятельность целым набором психически - познавательных процессов.
Итак, к познавательным процессам
мы отнесем: ощущения и восприятие как
отображение непосредственно
Без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Глава I. Общая характеристика познавательных процессов
1.1. Восприятие
Восприятие — это целостное
отражение предметов, ситуаций, явлений,
возникающих при
Восприятие мы классифицируем по двум признакам: по основной модальности и по форме существования. По первому признаку Восприятие бывает зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое. По форме существования восприятие подразделяется на:
1) Восприятие пространства. Свойства предмета величина (чем больше изображение предмета на сетчатке, тем большим нам кажется предмет); форма (восприятие формы является константным, т.е. постоянным и устойчивым. Основой этого постоянства является то, что учитывается поворот предмета к нам), положение в пространстве (в восприятии трехмерного пространства прежде всего задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и прежде всего его глубины, является аппарат бинокулярного зрения).
2) Восприятие времени.
В зависимости от длительных
нервных процессов,
3) Восприятие движения. Для
восприятия движения важна не
афферентная информация о
4) Непреднамеренное – мы руководствуемся заранее поставленной целью или задачей – воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.
5) Преднамеренное - с самого начала регулируется задачей воспринять то или иной предмет или явление, ознакомиться с ним; может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения.
Также восприятие обладает следующими свойствами:
Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия.
Целостность – восприятие дает целостный образ предмета.
Структурность – восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой.
Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.
Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.
Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия.
Осмысленность - перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Активность (или избирательность)- в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.
Восприятие выполняет функцию перцептивной деятельности субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Механизмы протекания познавательного
процесса, такого как восприятие таковы,
что под действием
1.2. Память
Память - это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
Различают следующие виды памяти:
По характеру психической активности:
Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и вос-произведение различных движений.
Эмоциональная память — это память на чувства.
Образная память — это
память на представления, картины природы
и жизни, а также на звуки, запахи,
вкусы и др. Словесно-логическая
память выражается в запоминании
и воспроизведении наших
По характеру целей деятельности:
Непроизвольная - запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.
Произвольная - ставится
специальная цель что-то
По продолжительности сохранения материала:
Кратковременная память —
это вид памяти, характеризующийся
очень кратким сохранением
Долговременная - оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
Память обладает следующими свойствами:
Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Быстрота воспроизведения - характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Точность воспроизведения - отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность - отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности, может быть динамическим и статическим. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.
Воспроизведение - это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.
Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающих возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один психический процесс может вызвать другой.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
1.3. Мышление
Мышление- одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.
Мышление классифицируется по следующим признакам:
1. По форме:
Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
Наглядно-образное мышление
— это вид мыслительного
Абстрактно-логическое.
2. По характеру:
Теоретическое – человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
Практическое.
3.По степени развернутости: дискурсивное; интуитивное.
4. По степени новизны: репродуктивное; продуктивное.
Мышление образует основные формы и мыслительные операции. К первому относится понятие, суждение, умозаключение. К основным мыслительным операциям относится анализ, синтез, абстракция, конкретизация и др.
Понятие - это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями.
Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся.
Основные мыслительные операции:
Анализ - это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Синтез - это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Абстракция - это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Конкретизация - это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Индукция - это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Дедукция - это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Сравнение -логическая операция, анализируются используемые основания для сравнений, легкость перехода от одного из них к другому и пр. Классификация - система группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. Обобщение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.
Мышление позволяет отражать окружающую действительность: обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.
Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным.
1.4. Воображение
Воображение— это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Классификация воображения:
Непроизвольное - является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Произвольное воображение проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Мечта - самостоятельное создание новых образов. Пассивное - характеризуется непроизвольной игрой воображения. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей - грезы. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Галлюцинации - человек воспринимает несуществующие объекты. Активное воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека.