ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Профессионализм
и мастерство педагогической деятельности.
Проблема профессионального несоответствия
в педагогической среде………………………………5
1.1 Профессия педагога и педагогическая
деятельность………………......5
1.2 Профессиональные качества педагога……………….………................9
1.3 Индивидуально-психологические факторы
успешности педагогической деятельности…………………………………………………………………………………...11
1.4 Педагогическая среда……………………..…………………….............15
1.5 Профессиональное самоопределение….…………………..................17
ГЛАВА 2
Исследование факторов профессионального
успеха педагога…………23
2.1 Понятие ключевых компетенций………………………………………23
2.2 Практическое исследование уровня сформированности
ключевых компетенций у педагога…………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ…………………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………34
Введение
В связи с падением в последнее
время педагогической и научно-исследовательской
деятельности возрастает необходимость
исследования этого явления. Обучение
данным профессиям не прекращается, но
все же меньше молодых специалистов
можно увидеть в наших школах. Образование
страны претерпевает кризис. В некоторой
степени это обусловлено низкой оплатой
за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная
сторона: если поднять заработную плату,
то в школы может попасть много случайных
людей. В то же время материальные стимулы
не являются ведущими в выборе профессии
учителя.
Профессия педагога – одна
из важнейших в современном мире.
От его усилий зависит будущее
человеческой цивилизации. Профессиональный
педагог - это единственный человек,
который большую часть своего
времени занимается воспитанием
и обучением детей. Если процесс обучения
детей учителем прекратится, то неизбежно
наступит кризис. Новые поколения из-за
отсутствия конкретных знаний не смогут
поддерживать культурный, экономический
и социальный прогресс. Без сомнения, общество
не получит учителей, подготовленных морально
и профессионально. Этой проблемой занимались
такие люди, как Макаренко А.С., Сухомлинский
В.А., Амонашвили Ш.А., Шаталова В.Ф. и
многие другие выдающиеся педагоги.
Актуальность проблемы усиливается,
когда речь касается вопросов психологической
адаптации студентов в новых
социально-экономических условиях
и новых системах образования (психологической,
профориентационной), а также изучение
личностных процессов, связанных с проблемой
формирования профессионального самоопределения.
К числу таких проблем относится и психологическое
изучение процесса формирования и развития
профессиональной направленности личности
на том этапе профессионального самоопределения,
когда выбор направления профессионального
развития уже совершен, на этапе обучения
в высшей учебном заведении.
Цель нашего исследования
является изучить факторы профессионального
успеха педагога.
При
рассмотрении данной темы я
поставила перед собой ряд
задач:
- изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
- раскрыть сущность темы;
- выявить особенности профессионального педагога;
- исследовать влияние сформированности ключевых компетенций.
Объектом исследования
является профессиональный успех
педагога.
Предметом
исследования является факторы
профессионального успеха.
Гипотеза ─
профессионализм педагога – это
то необходимое условие, при
котором может успешно функционировать
школа на современном этапе.
Для подтверждения
гипотезы мы использовали следующие
методы научно-психологического
исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, метод математической
обработки полученных данных.
ГЛАВА 1 Профессионализм
и мастерство педагогической деятельности.
Проблемы профессионального несоответствия
в педагогической среде
1.1 Профессия педагога
и педагогическая деятельность
Происхождение
слова «педагог» было рассмотрено
выше, а сейчас педагогами называют
людей, имеющих соответствующую
подготовку и профессионально
занимающихся педагогической деятельностью,
т.е. вопросами воспитания, образования
и обучения. Здесь следует обратить
внимание на слово «профессионально».
Педагоги занимаются педагогической
деятельностью профессионально,
а непрофессионально этой деятельностью
занимаются почти все люди. Между
тем трудно представить себе
другую деятельность, столь же
разнообразную и столь же требовательную
к качествам и возможностям
исполнителя. Требования к педагогу
определяются не только большой
важностью, но и редким своеобразием
педагогической деятельности. Издавна
ученых и педагогов-практиков
волновала проблема: какой фактор,
прежде всего и больше всего влияет на
успешность профессиональной подготовки
специалиста, а также на успешность его
будущей самостоятельной деятельности?
При этом исследовалась природа (особенности,
характер, направленность) и структура
профессиональной подготовки студентов
к их будущей педагогической деятельности.
Авторы научных трудов приходили к единому
выводу: таким фактором является профессионально-педагогическая
направленность личности учителя - воспитателя.
Проблему профессионального призвания,
профессиональной пригодности исследовали
ученые Т.А. Воробьева, Ф.Н. Гоноболин, Л.П.
Доблаев, Н.В. Кузьмина, Р.И. Хмелюк, А.И.
Щербаков. «Педагогическую деятельность
можно определить как особый вид социальной
деятельности, направленный на передачу
от старших поколений младшим накопленных
человечеством культуры и опыта, создание
условий для их личностного развития и
подготовку к выполнению определенных
социальных ролей в обществе» Галкина
Е. В.В отношении педагогической деятельности
преобладает подход выделения ее компонентов
как относительно самостоятельных функциональных
ролей, для успешного осуществления которых
необходимы соответствующие способности.
В научной литературе им уделено достаточно
внимания. Применительно к педагогической
деятельности наиболее глубокое исследование
способностей провела Н. В. Кузьмина. Она
выделила основные компоненты деятельности
педагога, которым соответствуют те или
иные способности: конструктивный (способность
к проектированию личности, содержания,
средств осуществления педагогических
целей), организаторско-коммуникативный
(способность устанавливать взаимоотношения
с воспитанниками), гностический (способность
приобретать и использовать знания). В
профессиональной деятельности педагога
выделяют четыре группы функций:
- обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая;
- конструктивная и исследовательская;
- организаторская и коммуникативная;
- самосовершенствование.
Одним из
важнейших компонентом педагогической
деятельности является коммуникативная
компетентность педагога, определяющая
во многом качество и содержание
педагогического процесса [11, с. 37-38].
С другой стороны, эффективность
педагогической деятельности обусловлена
необходимостью выделения и учёта
педагогом особенностей своего
«Я», профессионального и личностного
самопонимания. Самопонимание «позволяет
постигнуть смысл своего существования,
сконструировать оценочно-ценностный
внутренний мир», приводит к внутреннему
согласованию продуктов самопознания
личности и реальности (Б.В. Кайгородов).
Реализация
профессиональных функций приводит
к образованию трех основных
подструктур личности педагога:
профессиональной направленности,
профессиональной компетентности,
профессионально-важных качеств
личности. Профессиональная направленность
- это интегральное качество личности,
определяющее отношение к профессии,
потребность в профессиональной
деятельности и готовность к
ней. К качествам, характеризующим
направленность личности, следует
отнести: профессиональную позицию,
профессионально-ценностные ориентации,
мотивы, призвание к педагогической
деятельности. А также общественную
активность, доминантность, социальный
оптимизм и др. Профессиональная компетентность
- это уровень осведомленности, авторитетности
педагога, позволяющий ему продуктивно
решать учебно-воспитательные задачи,
возникающие в процессе подготовки квалифицированного
специалиста, формирования личности другого
человека. В структуру профессиональной
компетентности входят: общественно-политическая
осведомленность, психолого-педагогическая
эрудиция, педагогическая техника, умения
и навыки по тематике и другое. Психологической
основой компетенции является готовность
к постоянному повышению своей квалификации,
мобильность профессиональных функций
[2, с. 43-44]. Профессионально-важные качества
- это система устойчивых личных качеств,
создающих возможность успешного выполнения
профессиональной деятельности. Реализация
воспитывающей функции требует от педагога
комплекса значимых качеств, к которым
относятся такие свойства, как идейная
убежденность, долг, гражданственность,
коллективизм, ответственность и социальный
оптимизм. Прежде всего, следует иметь
в виду, что педагогика лишь наполовину
наука, а наполовину искусство. Поэтому
первое требование к профессиональному
педагогу - наличие педагогических способностей.
Имена талантливых педагогов широко известны,
а вот о бездарных педагогах говорить
не принято. Но еще Ч.Дарвин, вспоминая
свои студенческие годы, говорил: «Лекции
доктора Донкана - это нечто, о чем страшно
вспомнить, лекции Джемсона по геологии
и зоологии невероятно вялы. Единственный
эффект, произведенный ими на меня, состоял
в том, что я решился никогда в своей жизни
не читать ни одной книги по геологии и
ни за что не изучать этой науки». К сожалению,
и по сей день в педагогических вузах при
наборе студентов не проводится диагностики
их педагогической одаренности; берут
всех, кто выдержит общеобразовательный
конкурс. Вот почему в школы и другие учебно
- воспитательные учреждения попадает
много людей, заведомо профессионально
ущербных, что отрицательно, а порой просто
губительно сказывается на их учениках
и воспитанниках [17, с. 35-36]. Вторая специфическая
черта педагогической деятельности - многофакторность
воспитательного процесса. Воспитательный
процесс идет в семье, школе, внешкольных
учреждениях, при всех формальных и неформальных
контактах воспитанника с другими людьми,
его обращении к литературе, искусству,
средствам массовой информации. Успех
в воспитании каждого конкретного человека
зависит от влияния многих факторов и
условий. Однако это не принижает роли
профессионального педагога. Он выступает
главным координатором, комментатором,
оппонентом, своеобразным фильтром всех
воспитательных влияний. А эти функции
педагог может выполнить, лишь, будучи
разносторонне образованным человеком.
Педагога невозможно переучить, и, строго
говоря, никакие знания для него не будут
лишними, избыточными. Стало уже банальным
сравнивать педагога с аккумулятором.
Но аккумулятор надо периодически подзаряжать.
Вот почему педагогу так необходимо иметь
время для самосовершенствования, постоянного
повышения своей квалификации. Третья
специфическая черта воспитательного
процесса - его длительность. Конечно,
процесс воспитания идет с разной скоростью,
но значительно форсировать его нельзя.
Ведь для того, чтобы только узнать человека,
нужно, как говорит народная пословица,
«пуд соли с ним съесть». Нельзя быстро
воспитать чуткого трудолюбивого человека.
Особенно медленно идет процесс перевоспитания.
Нет таких быстродействующих методов,
которые бы позволили эгоиста быстро переделать
в альтруиста, а лентяя - в труженика. А
это, в свою очередь, делает результаты
воспитания малозаметными, скрытыми.
1.2 Профессиональное
качество педагога
Очень часто
педагог, прикладывая много сил,
долго не видит позитивных
изменений. Успешно работать в
таких условиях может только
терпеливый оптимист. Терпение и
оптимизм - важнейшие профессиональные
качества педагога. Может быть, поэтому
педагоги нашей страны могут
так долго успешно работать
в условиях перманентной бедности.
Раздраженность - это ржавчина педагогической
квалификации, и если эта ржавчина
стала частью личности, второй
натурой, надо срочно менять
профессию. Четвертая особенность процесса
воспитания - концентризм в содержании
воспитательной работы. Это означает,
что в процессе воспитания к одним и тем
же качествам личности приходится многократно
возвращаться. Пятая специфическая черта
воспитания заключается в том, что это
активный двусторонний процесс. Поэтому
важнейшая задача педагога - воспитать
у учащихся постоянную потребность в самоанализе,
самооценке, самовоспитании. Необходимо
вызвать у воспитанников волну собственных
усилий, пробудить их внутреннюю активность,
максимально развить их самостоятельность.
Успешное решение этих задач требует от
педагога развитой эмпатии, т.е. способности
видеть ситуацию глазами другого человека,
умения поставить себя на место своего
воспитанника и взглянуть на проблему
его глазами. Шестой особенностью воспитания
является то, что результаты этого процесса
малозаметны для внешнего восприятия.
Проверить и оценить работу воспитателя
довольно трудно. Как и все большое, она
видится на расстоянии. Конечно, на расстоянии
не географическом, а на временном. Поэтому
педагог должен быть готов к тому, что
его усилий не только быстро не увидят,
но его еще и порицать будут, что называется,
за чужие грехи. Вот почему педагог должен
быть очень скромным человеком, и не только
чтобы служить должным примером своим
воспитанникам, но и для сохранения своего
душевного равновесия при нередких, к
сожалению, случаях несправедливого отношения
к себе. И, наконец, седьмая особенность
процесса воспитания: это деятельность,
устремленная в будущее. Каждый педагог
должен помнить, что его воспитанники
вступают в жизнь при изменившихся условиях,
в иных общественных отношениях [7, с. 192].
Педагогический профессионализм связан
еще с понятием мастерства педагогического
общения. Трудно себе представить общение,
которое бы совсем не несло познавательного
или воспитательного заряда. Тем не менее,
в литературе и практике все больше и используется
сравнительно «молодое» словосочетание:
педагогическое общение. Профессор А.А.
Леонтьев определяет его так: «Педагогическое
общение - это профессиональное общение
преподавателя с учащимися на уроке или
вне его (в процессе обучения и воспитания),
имеющее определенные педагогические
функции и направленное (если оно полноценное
и оптимальное) на создание благоприятного
психологического климата, оптимизацию
учебной деятельности и отношений между
педагогом и учащимся внутри ученического
коллектива». Эффективность педагогического
воздействия во многом будет определяться
волевыми свойствами педагога, его настойчивостью,
инициативностью, целеустремленностью,
решительностью и самостоятельностью.
Наряду с этими свойствами ему важно обладать
выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью
поведения, способностью предвидеть реакцию
учащихся при изменении педагогической
ситуации, готовность к перестройке способов
воздействия, способностью к сотрудничеству
с учащимися. Педагогическая деятельность
предъявляет высокие требования к эмоциональной
сфере личности. Эмоциональная отзывчивость,
способность поставить себя на место учащегося,
эмпатия , доброта, душевная щедрость
наряду с такими стабилизирующими эмоциональное
состояние свойствами как уравновешенность,
уверенность в себе, самообладание, саморегуляция
эмоциональных проявлений, составляет
необходимые условия педагогического
взаимодействия с учащимися[14, с. 480]. Управление
учебно-воспитательным процессом требует
от педагога интереса к общественной работе,
склонности к организаторской деятельности,
способности отражать психологический
настрой учебной группы, наличие установки
на достижение успеха, высокого качества
учебно-воспитательной работы, особой
чувствительности к межличностным отношениям,
умение проектировать и создавать педагогические
ситуации, адекватно и быстро реагировать
на их изменения, требовательности, практической
направленности ума, критичности, ответственности.
Важным компонентом большой группы профессионально-значимых
качеств педагога является коммуникативность
- качество необходимое для усиленного
выполнения любой педагогической деятельности.
Это общительность, эмоциональная экспрессия,
развитая речь (правильное произношение,
логичность, стройность изложения мыслей
и т.п.), педагогический такт, способность
прочесть душевное состояние учащегося
по выражению лица, мимике, жестам, позе,
походке.
1.3 Индивидуально-психологические
факторы успешности педагогической
деятельности
Обозначим
необходимость и широту общих,
но совершенно необходимых способностей
педагога. Завоевание и поддержание
авторитета педагогом - сложная,
кропотливая работа по совершенствованию
им своего духовного и физического
состояния. За авторитет надо бороться
ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Обозначим
специальные способности педагога. К моральному
облику учителя предъявляются высокие
требования. Ему необходимо обладать человеческими
нравственными качествами и быть хорошим
организатором, умело регулирующим и направляющим
взаимоотношения, деятельность детей
и взрослых в коллективе [2, с. 52]. Педагогическая
деятельность именно педагога немыслима
без нравственной чистоты, стремления
к творческому труду, любви к детям, единства
слова и дела, инициативы и ответственности,
требовательности к себе и товарищам.
Созданию нормального нравственного климата
в общешкольном воспитательном коллективе
активно способствуют такие человеческие
качества, как искренность, честность,
прямота, сердечность, дружелюбие, доброжелательность,
справедливость, правдивость, принципиальность.
Систематическое идейно-нравственное
самосовершенствование педагога придает
высокий социальный смысл его организаторским
способностям и талантам, не позволяет
ему скатываться на позиции формализма,
бюрократизма и делячества. В организации
учебно-воспитательного процесса нельзя
пройти мимо такого мощного педагогического
фактора, как характер воспитателя, свойства
и качества его личности. У одного педагога
слишком твердый характер и крепкая воля,
большая общественная активность. Он стремится
все сделать сам, подавляет спонтанность
детей, оставляет их непричастными и равнодушными
зрителями. У другого - мягкий, он не способен
потребовать от учащихся элементарного
порядка. Плохое знание педагогики и психологии,
нежелание преодолеть себя, формировать
свой характер в соответствии с педагогическими
требованиями дают простор непосредственному
проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости
или бесхарактерности, нетребовательности.
Эффективная организация педагогического
процесса воспитателем невозможна без
авторитета человеческой притягательности,
без доброжелательности и взаимной, педагога
и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое
взаимопритяжение есть самая благоприятная
и эффективная атмосфера педагогического
взаимодействия. Эффект человеческой
притягательности возникает в учителе
не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной
развитости. Он образуется как следствие
таланта человеческого интереса, любви
учителя к другому человеку [8, с. 45-47].