Экологические праздники и досуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, выработка первоначальных практических навыков гуманно-осознанного и эмоционально чувственного взаимодействия с природными объектами его ближайшего окружения. Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии осознанно-правильного отношения к природе. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка эмоционального осознанно-правильного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды. Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольника к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Жизненный путь человека с самого первого шага не мыслим вне живого мира. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важна для воспитания подрастающей личности.

Содержание

Введение.
Педагогическая значимость праздников и досугов.
Тематика и содержание праздников и досугов для детей дошкольного возраста.
Методика организации и проведения праздничных мероприятий в ДОУ.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

К.р экология.docx

— 41.62 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

                         Агентство образования администрации Красноярского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

«Красноярский педагогический колледж  №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологические праздники и досуги

Контрольная работа по дисциплине                                                                 «Методика экологического образования дошкольников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнила:  Попова Е.Г.,  группа 18                                                                                                      

                                                                                 Проверила:  Борбат Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2010

План

    1. Введение.
    2. Педагогическая значимость праздников и досугов.
    3. Тематика и содержание праздников и досугов для детей дошкольного возраста.
    4. Методика организации и проведения праздничных мероприятий в ДОУ.
    5. Заключение.
    6. Список литературы.
    7. Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В современном мире человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с природой. Вся предшествующая история развития человеческого знания была связана с потребностью познания и преобразования окружающей действительности, что сформировало антропоцентрический характер науки и практики, неприемлемый в современных условиях.   В настоящее время резко возросли требования к экологическому воспитанию молодого поколения на всех этапах его развития и, в частности, к начальному этапу. Особая роль в этом процессе принадлежит ДОУ. Для современного экологического образования дошкольников характерна потребность в развитии осознанно-правильного эмоционального отношения детей к природе. Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в ДОУ. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, В. А. Ситаров, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева, Н. Н. Вербитский и другие.

Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, выработка первоначальных практических навыков гуманно-осознанного и  эмоционально чувственного взаимодействия с природными объектами его ближайшего окружения. Дошкольный возраст —  самоценный этап в развитии осознанно-правильного  отношения к природе. В этот период происходит качественный скачок, в  значительной степени определяющий процесс развития экологической  культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка эмоционального осознанно-правильного отношения  к окружающему миру, в том, что  он начинает выделять себя из окружающей среды. Исходным звеном воспитания осознанно-правильного  отношения дошкольника к природе  является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Жизненный путь человека с самого первого шага не мыслим вне живого мира. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важна для воспитания подрастающей личности.

Главной формой экологического воспитания детей в ДОУ являются занятия, на которых дети познают  огромный и интересный мир природы. Но самым эмоциональным и увлекательным  познанием природы являются праздники  и досуги.

Педагогическая  значимость праздников и досугов

 

Праздник - это особое состояние  души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни  человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива. Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании. В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка. Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.

Детский праздник - важная часть  жизни ребенка, это радостное  событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой  и просто отдохнуть от будней. И  уже почти афоризмом стали  слова: “Без праздников не бывает детства!”  Праздники духовно обогащают  ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать  старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Значение праздников и  досугов как формы экологического воспитания детей трудно переоценить. Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка не возможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Для того чтобы преодолеть расхождения  между знаниями моральных норм и  реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание  той или иной ситуации, но и положительное  отношение к событию. Эмоциональное  развитие, "воспитание чувств" детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталон эмоционального отношения к окружающему, в том числе и к природе. Роль праздников и досугов заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Они несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. В таких праздниках важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях. В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание в ходе праздников и досугов, является деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждении, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае.

Педагогический смысл  праздников и досугов заключается  в том, чтобы вызвать у детей  положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому  праздники и досуги следует проводить  регулярно, завершая ими сезон или  какой-либо содержательный блок, но не чаще одного раза в 1,5—2 месяца. В ходе праздников экологической направленности дети не только получают положительные  эмоции, у них формируются элементарные экологические представления о  природе, понимание важности охраны окружающей природы; гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, а также осознание выполнения определенных норм поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематика  и содержание праздников и досугов  для детей дошкольного возраста.

Экологические праздники  могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью); снежной и ледяной скульптуре (зимой); весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

Одним из наиболее значимых является праздник, посвященный Дню Земли: он создает представление о планете в целом показывает ее значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как ее важной части. Сценарии праздника могут быть различными, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, a также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное исполнение детьми, педагогом и родителями торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.

Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. Например, в подготовительной группе можно организовать праздник, посвященный А.С.Пушкину. Чтение отрывков из произведений, воспевающих природу, может сочетаться с театрализованными постановками сказок поэта (или отдельных их фрагментов). В сценарий можно включить стихотворения «Зимний вечер», «Осень», отрывки из «Евгения Онегина» («Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало «Зима! Крестьянин, торжествуя...», «Вот север, тучи нагоняя...», «В тот год осенняя погода...»), а также из поэмы «Цыганы» и других произведений. Поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарий «Зимушка-зима» включаются стихотворения разных поэтов (А.С.Пушки на, Н.А.Некрасова, С.А.Есенина) — дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства. В старшей группе праздники могут быть построены на произведениях С.Я. Маршака, А. Л. Барто, К. И.Чуковского, у которых много стихов о животных, написанных с любовью к ним. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные

темы — их организует воспитатель. Интересно  проходят досуги с участием кукол (концерты для них, чаепития с ними). Например, досуг «Елка для кукол» может быть проведен в конце декабря во всех возрастных группах, он станет своего рода репетицией перед Большим праздником. К этому времени дети уже знают много новогодних песен, игр, стихотворений. Воспитатель готовит елку для кукольного уголка, дети украшают ее, наряжают кукол в чистые и красивые одежды, сажают на стулья. Ребята-артисты выступают перед ними, берут их в некоторые игры, а потом вместе пьют чай, угощая кукол печеньями, конфетами.

 

Методика организации  и проведения праздничных мероприятий  в ДОУ

 

Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во-вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В-третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

Сценарий детского праздника  – это подробная литературнотекстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано  излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части  действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки  из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного  оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким  образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную  педагогическую программу организации  праздничной деятельности.

Работа над сценарием  включает в себя несколько этапов.

1й этап – определение  идейно-тематического замысла праздника  – четкое формулирование темы  и идеи, которые тесно связаны,  но отличны друг от друга.  Тема – круг жизненных событий,  явлений, которые найдут свое  отражение в сценарии. Идея –  это основная мысль, оценка  изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать  детям о чем-либо. Идея наших  праздников состоит в том, чтобы  через песни, танцы, игры пробудить  интерес к творчеству. Тема праздника  задается в сценарии, как правило,  с самого начала. К идее, как  общему главному выводу, подводят  в процессе театрализованного  действия. В сценарии детского  праздника обязательно должен  быть сюжет, т. е. развитие  событий, выявление характеров  в действии, основной конфликт. Поиски  яркого, интересного материала для  организации сюжета – неотъемлемая  часть работы над сценарием.  Для его построения необходим  особый сценарный ход – своеобразный  прием расположения материала,  который пронизывает все содержание  и является как бы цементирующим  началом.

2й этап – построение  композиции  – реализация сюжета  и конфликта в развивающемся  конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала  – включает в себя:

Информация о работе Экологические праздники и досуги