Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 06:44, курсовая работа
Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования: методика использования средств наглядности на уроках математики начальных классов.
Цель исследования – рассмотреть средства наглядности и изучить вопрос об их использовании в процессе обучения математике в начальных классах.
Введение
Глава I. Теоретические основы использования наглядных пособий при изучении математики в начальной школе
1.1. Принцип наглядности в обучении
1.2. Наглядные пособия: классификация, практическое применение
1.3. Особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов
1.4. Использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе
Глава II. Экспериментальная работа по использованию наглядных пособий в процессе обучения математике
2.1. Диагностика уровня математического развития детей младшего школьного возраста
2.2. Организация работы по использованию наглядных пособий в процессе обучения математике
2.3. Оценка эффективности использования средств наглядности на уроках математики
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы использования наглядных пособий при изучении математики в начальной школе
1.1. Принцип наглядности в обучении
1.2. Наглядные пособия: классификация, практическое применение
1.3. Особенности восприятия
младшими школьниками
1.4. Использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе
Глава II. Экспериментальная работа по использованию наглядных пособий в процессе обучения математике
2.1. Диагностика уровня
математического развития
2.2. Организация работы
по использованию наглядных
2.3. Оценка эффективности
использования средств
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы. Одним из важных в работе с младшими школьниками средств является использование наглядности. Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.
Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе овладения математическими знаниями. Большие возможности дают наглядные средства для развития конструктивной деятельности учащихся (составление различных геометрических фигур по образцу и без образца).
Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.
Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности.
Применение средств наглядности способствует решению одной из важнейших задач начального обучения математике – воспитательной. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрении младших школьников. Непосредственно воспринимая множество предметов, пересчитывая число их элементов, объединяя или удаляя части множеств, учащиеся убеждаются в том, что такие математические понятия, как число, арифметическое действие, геометрическая фигуpa взяты из окружающей жизни. Наглядно представленный числовой материал расширяет кругозор школьников. Опыт работы школ показывает значительное повышение интереса учащихся к предмету, если учитель привлекает на уроках при изучении различных тем наглядные пособия.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Степень изученности. Изучением и применением методов наглядности занимались Жан-Жак Руссо, Песталоции, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и др.
В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, А.С. Пчелко, А.М. Пышкало, Л.Н. Скаткина и др.).
Н.Л. Менчинская и М.И. Моро указывают на необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности учащимися начальной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования: методика использования средств наглядности на уроках математики начальных классов.
Цель исследования – рассмотреть средства наглядности и изучить вопрос об их использовании в процессе обучения математике в начальных классах.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: систематическое целенаправленное использование наглядных пособий на уроках повысит качество усвоения знаний, уровень сформированности математических умений и навыков.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- раскрыть принцип наглядности в обучении;
- рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных пособий на уроках математики в начальной школе;
- определить особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов;
- изучить использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе;
- экспериментальным путем проверить эффективность использования наглядных пособий в процессе обучения математике.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования;
- педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся;
- выдвижение гипотезы и проведение педагогического эксперимента, статистическая обработка полученных данных.
Экспериментальная база. Для проведения экспериментальной работы нами были выбраны 2 «А» и 2 «Б» классы МБОУ Таежная ООШ, Селенгинский район, п. Таежный.
Практическая значимость работы состоит в определении средства наглядности, повышающих качество усвоения знаний, уровень сформированности математических умений и навыков. Результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике педагогов начальных классов.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, 7 параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 32 наименований, приложения.
Глава I. Теоретические основы использования наглядных пособий при изучении математики в начальной школе
Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы.
Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было эмпирическое применение наглядности – без ее теоретического обоснования. Впервые оно было дано Ян Амос Коменским (1592 – 1670 гг.). Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено “золотое правило” дидактики: “Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие – либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.1
Я.А. Коменский гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имеющийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.
Вслед за Коменским большое внимание принципу наглядности уделял и Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самостоятельности, сообразительности, умения наблюдать. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность – сама природа, сами жизненные факты, с которыми ребенок непосредственно знакомится.
Более глубокое, чем у Я.А. Коменского обоснование наглядности дал Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.). Он считал, что без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, невозможно развивать мышление и речь ребенка.
Песталоцци не был знаком с педагогической системой Коменского в целом, но знал его учебные книги. Это дало ему право утверждать: “Когда в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же, собственно, я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания”.2
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.), исходя, из психологических особенностей детского возраста так же большое значение придавал принципу наглядности. Наглядное обучение, по словам К.Д. Ушинского, такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком.
Воспитательно-образовательная работа в начальных классах должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований школьной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Познание окружающего мира дошкольниками и младшими школьниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками, ощущениями вообще, отсюда необходимость для детей наглядного обучения, которая строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей этого возраста.
Обосновывая принцип наглядности обучения, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть “опыт, сообщаемый нам через посредство наших чувств”.
В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. В концепции Ушинского нет той переоценки наглядности, какая характерна для Коменского, и нет того формализма и педантизма при знакомстве детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци. Ушинский отвел наглядности надлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.
Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, рассказа и так далее. Наглядность особенно важна в обучении математике ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления.
Большое значение придал жизненности преподавания, приучая, учащихся к наблюдательности Лев Николаевич Толстой (1828-1940 гг.), широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинами, хотя предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде, отдавая должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа наглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде так называемых “предметных уроков”. 3
Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924 гг.) утверждал, развитие ребенка в учебном процессе – это естественное явление жизни. Задача педагога состоит в том, чтобы при организации учебного процесса применялись такие методы обучения и воспитания, которые учитывали бы возрастные, индивидуальные особенности ребенка, уровень развития познавательных и творческих способностей. В этом и заключается главная проблема обучения и воспитания.
Указанной проблеме Вахтеров посвятил специальное педагогическое сочинение под названием «Предметный метод обучения». Он показал, какие интересы и способности развивает у детей наглядное обучение (глава ХI), определил наглядное обучение в начальной школе фундаментом, на котором зиждется развивающее обучение. В данном педагогическом труде Вахтеров стремился показать взаимосвязь дидактики с частными методиками обучения.
Как и в учебных книгах К.Д. Ушинского, в учебных книгах Вахтерова художественные тексты органически связаны с научно-популярными, и все это, подчеркиваем, иллюстрируется разнообразной наглядностью. Приемы обучения должны быть согласованы с природой изучаемого предмета, вытекать из сущности предмета обучения. Этот принцип, замечает Вахтеров, должен быть положен в основу методики каждого учебного предмета.4
Принцип наглядности остается одним из главных и ведущих принципов дидактики и сегодня. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:5