Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 14:03, курсовая работа
Актуальность исследования. На фоне социально-культурных, экономических, политических преобразований в современном обществе в педагогической науке возникает особый интерес к вопросам конструктивного общения между субъектами образовательного процесса. Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром, но и является важным условием полноценного развития личности ребенка и ее успешной самореализации в последующей жизнедеятельности. Снижение уровня речевой культуры в обществе, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; отсутствие единого подхода к организации подготовки детей к школе выступают обстоятельствами, ограничивающими качество процесса формирования готовности дошкольников к речевому общению.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 6
1.1.Лингвистические основы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 6
1.2.Особенности формирования у детей морфологической стороны речи 8
1.3.Типичные трудности освоения детьми морфологической стороны речи 15
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 19
2.1.Выявление уровня сформированности грамматических форм у детей 19
2.2.Содержание и методика формирования морфологической стороны речи 26
2.3.Выявление динамики изменения степени сформированности различных форм грамматических форм 29
Заключение 31
Список литературы 33
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На фоне социально-культурных, экономических, политических преобразований в современном обществе в педагогической науке возникает особый интерес к вопросам конструктивного общения между субъектами образовательного процесса. Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром, но и является важным условием полноценного развития личности ребенка и ее успешной самореализации в последующей жизнедеятельности. Снижение уровня речевой культуры в обществе, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; отсутствие единого подхода к организации подготовки детей к школе выступают обстоятельствами, ограничивающими качество процесса формирования готовности дошкольников к речевому общению. В связи с этим, повышаются требования к системе дошкольного образования детей, актуализируя необходимость дальнейшего изучения и совершенствования процесса подготовки дошкольников к обучению в школе, включая формирование готовности к речевому общению. Это предполагает также специальное внимание к вопросу профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В современных исследованиях
Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь ребёнка - аморфна (бесформенна). Морфологическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребёнком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются а речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблений сложноподчинённых предложений.
Основополагающее значение для понимания особенностей формирования грамматического строя речи у дошкольников имеют работы отечественных и зарубежных психологов: Ж. Пиаже, Д. Слобина, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна и педагогов А.Н. Гвоздева, Ф.А. Сохина, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, их идеи и ранние исследования О.С. Ушаковой, А.Г. Тамбовцевой, С.Н. Карповой и др.
Цель исследования: изучить дидактические игры как средство развития морфологической стороны речи детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: морфологическая сторона речи детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития морфологической стороны речи детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить лингвистические
- рассмотреть особенности
-выявить типичные трудности
освоения детьми
- провести экспериментальное
Гипотеза исследования: развитие морфологической стороны речи детей среднего дошкольного возраста будет успешным при использовании дидактические игры.
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент.
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста
1.1.Лингвистические основы
формирования морфологической
Фундаментальным трудом в области грамматики является работа А.Н. Гвоздева «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка», посвященная выяснению того, как ребенок овладевает русским языком, как складывается система языка со всем характеризующим ее многообразием грамматических явлений, как возникают, создаются отдельные грамматические категории.
А.Н. Гвоздев определил ряд
Из зарубежных психологов большой вклад внесли исследования В. Штерна, он раскрыл механизм усвоения грамматического строя речи, Д. Слобина, он рассматривал когнитивные предпосылки развития грамматики, доказал, что закономерности речевого развития ребенка носят универсальный характер.
В современных исследованиях по психолингвистики изучаются разные проблемы усвоения грамматического строя речи ребенком: место семантического компонента в языковой способности (А.М. Шахнарович), стратегия усвоения ребенком грамматических категорий (Н.И. Лепская, С.Н. Цейтлин) [1].
Некоторые особенности становления лексико-грамматического строя речи изучены в физиологии. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика (результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга) есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.
Таким образом, основополагающее значение для понимания особенностей освоения грамматического строя дошкольниками имеют работы отечественных и зарубежных ученых: А.Н. Гвоздева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Д. Слобина. Их исследования послужили основой для дальнейших разработок теории развития детской речи в психологическом педагогическом и методическом аспектах.
Таким образом, изучением грамматического строя у детей дошкольного возраста посвящены работы таких авторов как Арушановой А.Г, Ушаковой О.С., Запорожец В.А. в своих работах они рассматривали формирование грамматического строя речи как одно из наиболее важных в структуре речи., а именно грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности. Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте, системой словообразования начиная со среднего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст характеризуется увеличением лексического запаса, освоением всевозможных форм и исключений, осваивается сложный синтаксис, ряд категорий словообразования.
1.2.Особенности формирования у детей морфологической стороны речи
Усвоение морфологической
В дошкольном возрасте основное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи:
- согласование слов;
- чередование звуков в основах;
- образование
сравнительной степени
Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов с помощью приставок. А.Н. Гвоздев указывает, что формирование согласования в роде проходит длительный путь развития и усваивается относительно поздно. В его материалах содержатся также указания на то, что на начальных этапах развития речи преобладает согласование в женском роде, затем появляется согласование в мужском роде и смешанное согласование [12,13].
Развитие морфологической
Усвоение форм склонения проходит у детей дошкольного возраста при ведущем значении ориентировки ребенка на форму слова (его окончанием в именительном падеже). Формирование системы связей, появляющихся с ориентировкой на форму, происходит в определенной последовательности на протяжении всего дошкольного возраста. Усвоение склонения существительных среднего рода происходит несколько позднее и с большим трудом. Установлено, что в отношении усвоения эти существительные очень четко разбиваются на две группы: быстрее устанавливается правильное изменение по падежам у существительных среднего рода с ударными окончаниями и более продолжительное время - с безударными.
В среднем дошкольном возрасте дети не всегда ориентируются на их окончания в именительном падеже, смешивая при склонении этих слов окончания I и II склонений. Встречаются случаи «двойного» склонения одного и того же слова, в зависимости от того, как оно произносится в именительном падеже. Усвоение морфологической системы русского языка, столь интенсивно проходящее именно в дошкольном возрасте, происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов [12].
Словарь ребенка дошкольного возраста быстро увеличивается не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложения по законам грамматики. В данный период происходит интенсивное усвоение морфологической системы родного языка. Ребенок практически осваивает, в основных чертах, типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола, детенышей и других).
В среднем дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл, добавляя различные суффиксы [12].:
- медведь - мишульчик; тигр - тигричек;
- слон - слонишка; крокодил - крокодильчик;
- зебра - зеберчик; лось - лосик;
- жираф - жирафчик; кролик - кроличек и т.д.
Языковое поведение ребенка, в данном случае, показывает, что за словом он видит реальный предмет. Так, если взрослая особь - большое животное (лось), то его детеныш - маленькое животное (лосик), но если взрослая особь - небольшое животное (муха), то его детеныш - тоже небольшое животное, то есть тоже «муха». В этом случае нужда в уменьшительном суффиксе отпадает - муха и так маленькая.
Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в словоизменениях, которые ребенок строит по имеющимся образцам. Дошкольный возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям.
Наряду с ориентировкой на смысл слова, на обозначающую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова, независимо от его значения.
Ориентировка на звуковую форму слов выражается не только в стихосложении. Дети среднего дошкольного возраста изменяют слова, учитывая исходную форму. В зависимости от того, как ребенок произносит слово в именительном падеже, он будет изменять это слово и по остальным падежам. Произнося слово «ограда», например, ребенок изменяет его по первому склонению, а произнося это слово как "оград", изменяет его по второму склонению.
Как ориентировка на смысловую сторону языка, так и ориентировка на его звуковую сторону осуществляется в процессе практического применения и изменения слов и до известного момента не связана с осознанием речи, которое предполагает понимание связи между звучанием и его значением. Однако, постепенно развивающееся языковое чутье и связанная с ним умственная работа над языком приводят к попыткам осознания речи. На пятом году у ребенка появляются попытки осмыслить значение слов и объяснить их происхождение. Ребенок пытается сопоставить одни слова с другими созвучными словами. Например: слово «город» ассоциируется со словом «горы» [33].