Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа
Цель исследования: создать оптимальные условия обучения детей развитию диалогической речи через занятие с использованием сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через занятия средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить основные методы, формы использования сюжетно ролевой игры в процессе развития диалогической речи детей и разработать методику их комплексного применения.
ВВЕДЕНИЕ....……………………………………………………………........….….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста …………………………………………………………..….5
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….………5
1.2. Особенности развития диалогической речи у дошкольников.……….…....12
Выводы..…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………………………..…..……………...…19
2.1. Программа исследования…………………………………...…………………19
2.2. Проведение констатирующего эксперимента……………..…………..……..20
2.3. Программа формирующего эксперимента……………………..……….…..23
2.4 Контрольный эксперимент.…………………………………………….……...28
Выводы …………...………………………...………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….……36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста …………………………………………………………..….5
1.2. Особенности развития диалогической речи у дошкольников.……….…....12
Выводы..…………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей
дошкольного возраста………………………………………..…..……
2.1. Программа исследования……………………
2.2. Проведение констатирующего
эксперимента……………..…………..……..2
2.3. Программа формирующего эксперимента……………………..……….…..
2.4 Контрольный эксперимент.………………
Выводы …………...………………………...…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ….………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы определяется тем, что современное школьное обучение требует, чтобы ребенок в совершенстве владел своей речью, умел правильно и точно выразить свои мысли, четко отвечал на поставленные вопросы. В связи с этим развитие диалогической речи в период дошкольного детства является одной из важнейших задач умственного воспитания.
Проблему диалога на современном этапе рассматривали многие исследователи В. С. Библер, А. А. Брудный, Ж. Дерриз, В. Б. Куликова, Б. Г. Соколова и др.
Диалог – это особый
вид речевой деятельности, функции
которого реализуются в процессе
непосредственного общения межд
Все достижения ребёнка в любом виде деятельности (в математике, развитие речи, ознакомление с миром природы и социума) не будут заметны, если они не выражаются в речи. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению диалогической речи.
Цель исследования: создать оптимальные условия обучения детей развитию диалогической речи через занятие с использованием сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через занятия средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
2. Определить основные методы, формы
использования сюжетно
Гипотеза исследования: предположение о том, программа, состоящая из серии занятий с использованием сюжетно-ролевых игр с учётом современных требований способствует повышению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: 1. теоретический анализ литературы, 2. наблюдение, 4.беседа, 3. педагогический эксперимент.
База исследования: МДОУ № 44 «Колобок».
Выборка: в исследование участвовало 10 человек детей. Возраст 5-6 лет.
Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов: Алексеевой Н.М., Выготского Л.С., Винокура Т. Г., Гвоздева А.Н., Сохина Ф.А., Ушаковой О.С., Яшиной В.И. и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения, приложения.
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста
1.1. Психологические
особенности детей
Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка в период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка.
Основным фактором,
оказывающим существенное
Позднее же
игровая деятельность ребенка
все больше получает
Подобная трансформация игровой деятельности ребёнка отражает основные закономерности и тенденции психического развития маленького человека.
На первых этапах
рассматриваемого возрастного
Развитее ощущений ребенка в значительной степени обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.). Если абсолютная чувствительность достигает достаточно высокого уровня развития уже в первый год жизни ребёнка, то на последующих этапах взросления у малыша развивается способность различать ощущения, что прежде всего отражается во времени реакции на физические раздражители. Так, начиная с 3,5 лет и кончая студенческим возрастом происходит постепенное и неуклонное укорочение времени реакции индивида на раздражитель.
Одновременно с развитием ощущений у детей дошкольного возраста продолжается развитие восприятия. По мнению А.В. Запорожца, развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при переходе от раннего к дошкольному возрасту. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое [7, с.94].
Важнейшим условием для
Важнейшим условием успешного психического развития ребёнка является его постоянный контакт со взрослыми. Такой контакт легче всего установить в игре. Принимая участие в игре ребенка, родители и ближайшие родственники обеспечивают успешное развитие его психических познавательных процессов.
Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов. У ребенка начинают значительно развиваться произвольная память, речь, мышление, воображение и внимание.
Память у дошкольника
Кроме этого, у детей в этом
возрасте существенно
Развитие речи дошкольника
идет в нескольких направлениях. Совершенствуется
ее практическое употребление. Речь становится
основой перестройки психически
В этот период продолжает
Ребёнок практически усваивает строение родного языка, типы склонений, спряжений. В этом возрасте ребенок проявляет наибольшую чуткость к языку. Продолжает развиваться фонематический слух. Ребенок хорошо дифференцирует слова, звуки.
Связная речь – как важнейшее
новообразование дошкольника.
По мере расширения круга
Планирующая функция сливается с мышлением. Взрослый должен развивать эту функцию, а именно: рассказывать о ходе выполнения действий, задавать вопросы о последовательности выполнения и оценивать действия, деятельность ребенка. Ребенок, в свою очередь сопровождает свои действия речью.
К 5-6 годам ребенок учится
По мнению Л.С.
Выготского, эгоцентрическая речь
интериоризируется во
Знаковая функция заключается
в том, что слово является
своеобразным знаком, который используется
для хранения и передачи
Слово приобретает
В восприятии действительности
у ребенка зарождается
На протяжении всего
- наглядно-действенное –
- наглядно-образное –
- логическое – характеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на понятие. Ребенок в состоянии продумать план действия в уме и затем выполнить соответствующее действие.
При развитии мышления большую
роль играет речевая
Отношение взрослого к детским
вопросам и определяет во