Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:12, контрольная работа
Государственно-политическое становление колоний. Война за независимость. Декларация независимости 1776 г. Статьи конфедерации 1781 г. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.
Введение.
Конституционная система США привлекала и продолжает привлекать внимание специалистов-историков и юристов-государствоведов в силу своей уникальности. Для многих в мире эта страна продолжает оставаться синонимом демократических конституционных идеалов. Именно Соединенным Штатам принадлежит первенство в создании писаной Конституции, которая была принята в 1787 г. А "Билль о правах" — первые десять поправок к Конституции США, регламентирующие основные права и свободы граждан, заложил юридическую основу для практической реализации американской концепции гражданских прав и свобод, которая, в свою очередь, является уникальной среди других концепций и поэтому заслуживает отдельного исследования.
1. Государственно-политическое становление колоний.
Первые постоянные английские поселения были основаны в 1607 г. на территории современного штата Виржиния, а к середине XVIII в. в Северной Америке было уже 13 английских колоний.
Важной особенностью социально-экономического
развития североамериканских колоний
было наличие рабства. Широкое применение
рабского труда в колониях вызывалось,
прежде всего, тем, что колонисты
сравнительно легко приобретали
здесь землю. Источниками «белой»
рабской силы были иммигранты, лица,
осужденные по политическим мотивам, уголовные
преступники, несостоятельные должники.
Постепенно «белое рабство» было вытеснено
более дешевым «черным
В южной группе колоний, где выращивались сахарный тростник, хлопок, табак, экономика основывалась на рабовладении. Экономика северной группы колоний, где начали развиваться фермерские хозяйства и мануфактуры, стала быстро приобретать капиталистический характер.
С развитием капитализма, постепенным
складыванием в колониях единого
рынка и усилением
По мере экономического развития колоний
возрастали противоречия между ними
и метрополией. Правительство Англии
рассматривало колонии как
Непосредственной причиной, вызвавшей массовое движение против метрополии, являлись меры, принятые английским правительством в 60-х гг. XVIII в.: запрет на переселение колонистов за Аллеганские горы, принятие закона о гербовом сборе, ужесточение борьбы с контрабандной торговлей, что ущемило интересы почти всех американских купцов. В 1765 г. в колониях собрался конгресс, отказавшийся признать за метрополией право на обложение налогами колоний, не имевших своих представителей в английском парламенте.[1]
2. Война за независимость.
Причины вооруженного конфликта между
североамериканскими колониями
и метрополией вскрыты в
а) король отказывался утверждать необходимые колониям новые законы;
б) досрочный роспуск местных представительных учреждений и запрет их созыва;
в) принятие законов, затрудняющих эмиграцию в Америку;
г) постановка судей в зависимости от королевской власти;
д) содержание в колониях значительных военных контингентов за счет американцев, независимость военной власти от гражданской;
е) солдат, совершивших преступление против мирных жителей, судили особым судом (только для вида, чтобы избавить от наказания);
ж) прекращение торговли колоний с европейскими государствами (за исключением Англии);
з) введение налогов без согласия американцев (забвение принципа "налогообложение через представительство";
и) король начал войну против своих американских подданных с использованием диких индийских племен, иностранных наемников и т.д.
В "Декларации" указывалось, что все люди рождаются свободными и равными в правах (жизнь, свобода, стремление к счастью). Именно для защиты этих прав создаются людьми правительства (теория "общественного договора") и если правительство не только не защищает, а наоборот попирает эти права, народ имеет право на восстание (которым американцы и воспользовались). "Декларация" провозглашала создание союза суверенных государств-штатов, однако в момент ее провозглашения союз еще не был создан.
Задачами начавшейся войны (буржуазной революции форме войны за независимость) были:
а) ликвидация колониальной зависимости от Великобритании, мешавшей нормальному развитию (промышленному, торговому, политическому) североамериканских штатов;
б) оформление государственности (штаты-республики), создание союза (конфедерации); принятие конституции;
в) отмена рабства (задача, не решенная
в ходе войны за независимость, т.к.
плантаторы - рабовладельцы были главными
патриотами, на деньги которых зачастую
вооружалась и содержалась
Особенности войны за независимость (буржуазной революции):
а) произошла на территории, не знавшей
феодализма, поэтому главным было
не ликвидировать пережитки
б) отсутствие политических партий (они появились позже), объясняемое единством интересов и плантаторов, и промышленников, и фермеров, и рабочих;
в) мощный демократический элемент в революции приводит к установлению в штатах республиканской формы правления (не временной, как в Англии в период буржуазной революции, а постоянной);
г) феодальные государства Европы
в большинстве своем
Поддержка европейских держав (создание
по инициативе России "Лиги нейтральных",
срыв континентальной блокады, посылка
на помощь восставшим колониям французского
и прусского военных
В конечном итоге в 1783 г. был подписан Парижский мирный договор, по которому Великобритания признавала независимость и суверенитет своих бывших колоний. Главная цель войны была достигнута.[2]
3. Декларация независимости 1776 г.
Выдающуюся роль в развитии американской демократии и конституционализма сыграла Декларация независимости 1776 г. Этот документ, написанный Т. Джефферсоном и утвержденный Третьим Континентальным конгрессом, имел для своего времени, безусловно, революционный характер.
Провозглашение Декларацией
B Декларации было сказано: "Мы
считаем самоочевидным
К числу "определенных неотъемлемых прав" Декларация относит право на жизнь, свободу, стремление к счастью. В этом перечне нет права частной собственности. Т. Джефферсон не случайно "забыл" включить частную собственность в Декларацию. Он не считал владение частной собственностью естественным правом человека. По его мнению, она была продуктом исторической эволюции. Исключение права частной собственности из перечня естественных прав вовсе не означало его упразднения, что было бы просто немыслимым в буржуазной Америке.
В Декларации сказано, что для обеспечения естественных прав "люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". Эта Формула полностью порывает с божественной теорией происхождения государства. Согласно Декларации государство основывается на общественном договоре, заключенном между людьми, а не между управляемыми и управляющими.
Важнейшее значение имело положение Декларации о праве и даже обязанности народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство: "Но когда длинный ряд злоупотреблении и насилии обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа — свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности". Декларация независимости никогда не была юридическим документом в собственном смысле слова и не входит в корпус действующего американского права, но ее предписания оказали большое влияние на весь ход развития американского конституционализма, на политическое и правовое сознание американского народа.[3]
4. Статьи конфедерации 1781 г.
Первая конституция Штатов получила название "Статей конфедерации" (1781 г) Они создавали не столько государственный, сколько межгосударственный союз. Каждый штат сохранял "суверенитет, свободу, независимость и всякую власть, юрисдикцию и право", имел свой парламент, свое правительство, свою конституцию.
Делегации штатов, уполномоченные их парламентами, собирались на ежегодно созываемые сессии конгресса, где каждый штат располагал одним голосом из тридцати.
Основные вопросы политики: объявление
войны, заключение мира, международных
договоров, чеканка монеты, бюджет и
пр. - решались квалифицированным
В промежутках между сессиями конгресса его функции переходили комитету штатов, в котором каждый из них имел своего представителя.
По образному выражению Д. Вашингтона, "Статьи конфедерации" представляли собой "веревку из песка". Слабость созданной ею центральной власти сказалась тотчас же на ходе войны.
Крайняя финансовая нужда заставила конгресс прибегнуть к таможенному обложению экспорта. Все были согласны с этим, кроме штата Род-Айленд, и дело сорвалось.
В специальном воззвании, обращенном к конгрессу и стране, Д. Вашингтон требовал изменения конституции, угрожая "анархией" и распадом Союза.[4]
5. Конституция США 1787 г.
В 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный
конвент, на который 12 штатов (кроме
штата Род-Айленд) прислали 55 делегатов.
Почти все делегаты имели большой
опыт государственно-правовой работы
или предпринимательской
Итогом четырех месяцев
Законодательная власть вручалась
Конгрессу, состоящему из двух палат: сената
и палаты представителей. Его важнейшей
прерогативой было законодательство,
прежде всего финансовое (бюджет, налоги
и т.д.). В этой области обе палаты
наделялись равными правами за некоторым
исключением: законопроекты относительно
налогов должны были исходить от палаты
представителей, сенат мог предлагать
поправки. Законопроект, принятый обеими
палатами, приобретал силу закона после
подписания его президентом в
течение 10 дней (по истечении этого
срока законопроект считался принятым).
Если президент отклонял законопроект,
Конгресс мог добиться его утверждения,
повторно одобрив 2/3 голосов в обеих
палатах, т.е. предусматривалось
Исполнительную власть возглавлял президент, который наделялся правомочиями главы государства и главы правительства. Как глава государства он был главнокомандующим, имел право помилования и отсрочки исполнения приговоров, "по согласию и совету" сената назначал послов и других высших должностных лиц, созывал палаты Конгресса в экстренных случаях, а также осуществлял некоторые другие полномочия. Как глава правительства президент руководил текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавал административные распоряжения, которые не должны, однако, выходить за рамки законов.
Третья власть была представлена судом. Общефедеральную судебную систему возглавлял Верховный суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных.
Таким образом, предусматривалась конституционная система "сдержек и противовесов". Конгресс мог отклонить законопроекты, внесенные президентом, сенат – не согласиться с предложенной президентом кандидатурой на важный должностной пост. Конгресс получил право привлечь президента к ответственности в порядке импичмента. В этом случае палатой представителей возбуждалось дело и формулировалось обвинение, а сенат рассматривал дело под председательством главного судьи Верховного суда США. Для признания подсудимого виновным требуется 2/3 голосов присутствующих сенаторов. При этом осуждение должно ограничиваться "...удалением от должности, запрещением занимать в США какую-либо должность, с которой соединяется почет, доверие и выгода". В свою очередь президент, используя право отлагательного вето, мог замедлить принятие закона, а при поддержке части конгрессменов добиться снятия его с обсуждения.