Либерализм в наше время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:17, контрольная работа

Краткое описание

Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему, открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в общественной жизни и модифицирующуюся в соответствии с новыми реальностями. Об этом свидетельствуют все перипетии и основные вехи формирования и эволюции либерализма. В трактовке основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства и отдельного индивида, либерализм представляет собой весьма сложное и многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на межстрановом уровне.

Содержание

Введение……...……………………………………………………….......3
1.История либерализма в России……………………………………......4
2.Реформы Сперанского………………………………………………....6
3.Либерализм в наше время…………………………………………….16
4.Критика либерализма…………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………....26
Список литературы ……………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Либерализм и государственные гарантии.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

  Введение……...……………………………………………………….......3

1.История либерализма в России……………………………………......4

2.Реформы Сперанского………………………………………………....6

3.Либерализм в наше время…………………………………………….16

4.Критика  либерализма…………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………....26

Список литературы ……………………………………………………..28

 

 

Введение

Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему, открытую влиянию со стороны  других течений, чутко реагирующую  на изменения в общественной жизни  и модифицирующуюся в соответствии с новыми реальностями. Об этом свидетельствуют все перипетии и основные вехи формирования и эволюции либерализма. В трактовке основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства и отдельного индивида, либерализм представляет собой весьма сложное и многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на межстрановом уровне. Он ассоциируется с такими понятиями и категориями, как идеи самоценности индивида и соответственности за свои действия; частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы; свободного рынка, конкуренции и предпринимательства, равенства возможностей и т.д.; разделения властей, сдержек и противовесов; правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий и т.д.); всеобщего избирательного права1.

При всей своей многовариантности либерализм имеет общие корни и определенный комплекс концепций, идей, принципов и идеалов, в совокупности делающих его особым типом общественно-политической мысли. В силу этих обстоятельств в различные периоды либеральную инициативу проявляли главы государства, аристократия и интеллигенция.

Как отмечает большинство историков, эти усилия не имели в своей  основе политической программы и  потому часто страдали от копирования  западных решений без должного учёта  российских реалий, приводили к непредвиденным результатам и дискредитировали себя в глазах общества. Вся история России состоит из чередования периодов либеральных реформ и последующей реакции. Споры о том, необходимы ли либеральные реформы, или лучше авторитарная власть в стране, не угасают и сегодня.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История либерализма в России.

История либерализма в России берет свое начало 18 февраля 1762 г., когда император Петр III издал манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Произвол императорской власти по отношению к личности, обладавшей дворянским достоинством, ограничивался, а сам дворянин мог выбирать: служить ли монарху по военной или гражданской части или заниматься хозяйством в своем поместье. Так впервые в России появилось сословие, обладавшее гражданскими свободами и частной собственностью, признанной государством и защищенной законом.

В конце XVIII в. сложились  основные черты, характерные для  российского либерализма. Либеральные  свободы проповедовали представители  дворянства. Их идеалом стала британская конституционная монархия – сочетание экономических и политических свобод (свободы слова, печати и т. п.) с сохранением дворянских привилегий по отношению ко всем другим сословиям.

Царствование Александра I по праву может считаться эпохой наибольшего расцвета идей либерализма в дворянской среде. Воспитатель Александра гражданин республиканской Швейцарии Лагарп сумел убедить своего ученика в том, что эра абсолютных монархов миновала. Лагарп утверждал, что если Россия хочет избежать кровавого хаоса, то трону необходимо принять на себя инициативу в проведении двух главных реформ - отмены крепостного права и введения конституции. Учитель предупреждал Александра, что в деле совершения этих реформ монарху не следует рассчитывать на поддержку значительной части дворян. Нет, большинство их будет сопротивляться, защищая свое экономическое благополучие, основанное на труде тысяч крепостных. А потому не стоит спешить с отказом от самодержавной формы правления. Напротив, всю мощь царской власти необходимо использовать для проведения реформ и просвещения народа, чтобы подготовить его к принятию этих реформ.3

Понятие «либерализм» происходит от латинского слова liberalis, что в переводе означает «свободный». Следовательно, либерал – это человек, который выступает за свободу личности – политическую, экономическую, духовную. Известно, что либерализм как идейное течение пришёл к нам с запада, но, тем не менее, необходимо сказать несколько слов о некоторых семенах либерализма.

Либерализм - это система  воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентаций и установок. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика.

Либерализм ассоциируется  с такими ставшими привычными для  современного общественно-политического  лексикона понятиями и категориями, как:

- идея самоценности  индивида и его ответственности  за свои действия;

- идея частной собственности,  как необходимого условия индивидуальной 

  свободы;

- принципы свободного  рынка, свободной конкуренции  и свободного 

  предпринимательства, равенства возможностей;

- идея правового государства  с принципами равенства всех  граждан перед 

  законом, терпимости  и защиты прав меньшинств;

- гарантия основных  прав и свобод личности;

- всеобщее избирательное право4.

 

  1. Реформы М.М. Сперанского

Начало светской карьеры М.М, Сперанского положило назначение секретарем к князю А.Б. Куракину. Вступление на престол Павла I и взлет карьеры Куракина, назначенного генерал-прокурором, круто изменили и положение Сперанского. Он возглавил канцелярию генерал-прокурора. Служба здесь сблизила его со многими вельможами, а его блестящие способности и необычайное трудолюбие обеспечили ему быстрое служебное продвижение.

Таким образом, начало карьеры  Сперанского пришлось на последнее  десятилетие XVIII в. – конец государствования Екатерины II и время правления Павла I. Это были годы обучения Сперанского, а затем преподавания в Петербургской духовной семинарии и первых его шагов на статской службе. В эти годы он сформировался и как всесторонний образованный, с обширными, поистине энциклопедическими познаниями ученый, и как опытный государственный служащий, резко выделявшийся на фоне косной чиновничьей среды. Своими знаниями он обязан не столько обучению во Владимирской и Петербургской семинариях, сколько самообразованию.

В 1802 -1804 гг. Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: «О коренных законах государства», «О постепенности усовершения общественного», «О силе общего мнения», «Еще нечто  о свободе и рабстве», «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», которые опираются на глубокое теоретическое обоснование.

В его записках и проектах (1802–1804 гг.) подчеркивается, что любое  государство основано на общей воле народа и передаче им правительству  известного количества сил. Из физических сил народа составляется войско, из народных богатств – деньги, из уважения – почести. Если правительство распорядится этими силами неправильно, то чрезмерное войско создаст лишь минутный признак вооружения, но обессилит и расслабит государство, выпуск денег в большем количестве, чем позволяет народный труд, создаст мнимую монету (т.е. породит, инфляцию), обильное расточение почестей – неуважаемые чины и ложные отличия. “Таким образом, могут быть в государстве войска без силы, деньги, без богатства и почести без уважения”.

Целью любого государства, отмечал Сперанский, является обеспечение  безопасности личности, собственности  и чести каждого. Поначалу существовали лишь деспотические правительства, воле и усмотрению которых народ предоставил правила достижения этой цели. Затем предпринимались попытки народа принять коренные законы, ставящие пределы самодержавной воле. Собрание этих коренных законов называется “конституция”. Однако конституция останется пустой теорией, если у законодательной власти не будет сил заставить исполнительную власть подчиняться конституции. Суть дела в том, полагал Сперанский, что любое правительство стремится к самовластию и для достижения этой цели ослабляет народ, делит его на борющиеся между собой классы по принципу “разделяй и властвуй”. В этих условиях тщетно писать конституции, не обеспечив их выполнение действительной государственной силой.

Сперанский различает  “внешний образ правления” (постановления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) и “внутренний образ правления”, который определяется им как “расположение государственных сил”.

Рассуждение, что сила правительства может быть ограничена волей народа, Сперанский отвергает: “Это бы значило хотеть пространство измерить весом”.

Действительная конституция страны существует не на бумаге (“внешний образ правления”), а в реальном (“вещественном”) распределении сил государства на все состояния народа, подчеркивал он.

Сперанский дает очень  резкую характеристику современному ему  общественному и государственному строю России. Этот строй основан на зависимости крестьян от помещиков, а дворян – от государя. “Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи.  Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов”.

Разделение на дворян и рабов (их интересы противоположны) оставляет на стороне правительства  всю неограниченность действия; поэтому, писал Сперанский, сколько бы грамот и положений ни было принято, сколько сенатов или парламентов ни было бы учреждено – “государство сие есть деспотическое”. Со времен Петра было произведено так много различных преобразований, что “внешний образ правления” вообще не имеет определенного вида и ощутимо противоречит внутреннему: “Ни в каком государстве политические слова не противоречат столько вещам, как в России”.

Из радикальных теоретических  посылок Сперанский делал относительно умеренные практические выводы. Он пишет о трудности основания  “монархического правления” в стране, где половина населения находится в рабстве, а это рабство связано и с политическим устройством, и с воинской системой страны.

В России много земель и малочислен народ – быстрое  освобождение крестьян может побудить их “обратиться к некоторому роду кочевой жизни”, что пагубно и для них, и для государственной экономики. Поэтому отмену крепостничества Сперанский предлагал провести в две эпохи. В первую эпоху намечалось определить законом крестьянские повинности, урегулировать отношения крестьян и помещиков так, что крестьяне “из личной крепости помещиков перейдут в крепость земле”. “Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка и должна быть приготовлена многими частными распоряжениями, возвратится крестьянам и древнее их право свободного перехода от одного помещика к другому...”

В проектах 1802–1803 гг. Сперанский предлагал для охраны законов  создать в России “высший малочисленный  класс истинного монархического дворянства”, который был бы независим  от монарха. Поначалу в этот класс  следовало зачислить служилых дворян первых двух, трех или четырех классов Табели о рангах (т.е. статский и военный генералитет), затем этот класс будет пополняться на началах права первородства (наследование всего имения старшим сыном). Этот класс станет блюстителем основных законов страны, посредником между престолом и народом.

Гарантией незыблемости законов в  монархическом государстве Сперанский называл также свободу печати, гласность государственных дел  и силу общественного мнения.

Поскольку формирование высшего класса, полагал он, займет длительное время, а еще более продолжительным будет первый этап освобождения крестьян, у дворянства на какое-то время останется “право владеть крестьянами в крепость”. Однако в конце концов в России останутся лишь народ и “высший малочисленный класс”, причем народу будет предоставлено право участвовать в принятии законов, по крайней мере – коренных. “Дворянин будет носить имя и, если угодно ему, будет им и гордиться. Но правами, ему равными, будет пользоваться вся Россия”.

Впоследствии Сперанский отказался от плана создания в России малочисленного класса родовитой знати, соответствующего не столько идеям Монтескье о роли дворянства в монархии, сколько честолюбивым помыслам екатерининских вельмож в кругах, близких к императору. Очень резко и неоднократно Сперанский порицал вредное и опасное для государства феодальное право первородства (майорат).

Гораздо радикальнее записки и  проекты Сперанского 1809 г. В них  много ссылок на примеры истории, на политическую практику Англии, Франции  и других европейских стран, а также “Соединенных Американских областей” (т.е. США).

“Все политические превращения, в  Европе бывшие, – писал Сперанский, – представляют нам непрерывную, так сказать, борьбу системы республик  с системою феодальною. По мере того как государства просвещались, первая приходила в силу, а вторая – в изнеможение”. Третья система правления, которую Сперанский называл деспотической, не допускающей ни меры, ни границ власти, утверждалась на Востоке.

С течением времени первая феодальная система в Европе (период феодальной раздробленности), разъяснял он, переросла во вторую феодальную систему, “которую можно назвать феодальным самодержавием”, где государственная власть не ограничена и еще не существует ни политической, ни гражданской свободы. Вторая феодальная система (феодальное самодержавие) сложилась в результате создания регулярных войск и упорядочения государственных сборов; на Западе этому способствовали крестовые походы, в России – “походы татарские”.5

Проекты реформ и записки Сперанского не лишены предостерегающих (угрожающих) рассуждений: “Никакое правительство, с духом времени не сообразное, против всемогущего его действия устоять не может”. “Нет в истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться”. “Дух народный переменяется по обстоятельствам. Всякий век имеет свою физиономию”.

Эти суждения (в записках и проектах, адресованных императору) носят, разумеется, не революционный, а либерально-реформистский  характер в духе И. Канта 1, возлагавшего вину за кровавые революции на тупость правительств, медлящих с проведением назревших реформ. “Сколько бедствий, сколько пролития крови можно было бы упредить, – писал Сперанский, – если бы правители держав, точнее наблюдая движение общественного духа, сообразовывались ему в началах политических систем и не народ приспособляли к правлению, но правление к состоянию народа”.

Информация о работе Либерализм в наше время