Либерализм как политическая идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является, раскрытие, сущности идеологии либерализма и как либерализм влиял и влияет на современные политические процессы и какие перспективы у либерализма в будущем.
Задачей исследования является показать влияние и значимость либерализма на современные политических процессы.

Вложенные файлы: 1 файл

Liberalizm_kak_politicheskaya_ideologia.docx

— 31.64 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Частное учреждение  образования  «Институт предпринимательской  деятельности»

 

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

Реферат по предмету: «Основы идеологии белорусского государства»

«Либерализм как политическая идеология».

 

 

 

 

 

 

Выполнил :                                                                      Золотарь Е. Г

 

Студент 2 курса

 

Факультет экономики и  бизнеса (заоч.)

 

Группа № З11ЭП

 

 

Проверила :                                                                      Рабышко О. Э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

ВВЕДЕНИЕ

Исторически первой сформулированной политической идеологией была идеология  либерализма, возникшая в XVIII веке. К  этому времени в европейских  городах созрел класс свободных  собственников, не принадлежавших к  дворянству и духовенству, так называемое третье сословие или буржуазия. Это  была активная часть общества, не удовлетворявшаяся  собственным материальным положением и видевшая свой путь в политическом влиянии.

Базовая ценность либерализма, как  следует уже из названия этой идеологии, состоит в свободе личности. Духовная свобода - это право на выбор в  религиозном вопросе, свобода слова. Материальная свобода - это право  на собственность, право купить и  продать из соображений собственной  выгоды. Политическая свобода - свобода  в буквальном смысле слова при  соблюдении законов, свобода в политическом волеизъявлении. Права и свободы  личности имеют приоритет над  интересами общества и государства.

Критика либерализма никогда не прекращалась. И особенно яростно  она стала звучать, когда эта  идеология воплотилась в тот  общественный строй, тот социально-экономический  уклад, который назвали капитализмом. Капитализм обеспечил небывалый  экономический рост и, соответственно, среднее благосостояние в тех  странах, где осуществлялись идеи либерализма.

Либеральные ценности с ростом производства и благосостояния населения всё  больше и боше начали укрепляться  в сознании и понятиях европейского общества, и, закреплённые в конституциях, эти ценности стали во многом определять общественные отношения в государстве. Рост влияния либерализма постепенно рос, и в итоге он обрёл мировые  масштабы и стал одним из факторов, который смог повлиять на мировые  политические процессы.

Целью данной работы является, раскрытие, сущности идеологии либерализма и как либерализм влиял и влияет на современные политические процессы и какие перспективы у либерализма в будущем.

Задачей исследования является показать влияние и значимость либерализма  на современные политических процессы.

Объектом исследования является идеология  либерализма, история его развития, основные направления либеральных  теорий.

Предметом исследования является проявления либерализма в различных сферах общественной жизни, его влияние  на современные политические процессы.

 

 

 

Либерализм в политической сфере

Идея правового государства  принадлежит к самим основам  либерализма. Наряду с идеей рынка  именно идея правового государства  переживает ныне возрождение, учитывая опыт тоталитаризма. Рыночная экономика  тоже не может нормально функционировать, если государство не создает и  не осуществляет для этого соответствующий  правовой порядок. Правовое государство, рожденное Французской революцией, составляет, пожалуй, величайшее политическое достижение в мировой истории. И  поскольку без правового государства  мы не жили бы в условиях свободы, всем нам нужно - при всей нашей критике  реального либерализма - защищать либеральные  принципы. Без них невозможно и  само правовое государство.

О правовом государстве можно говорить, когда все равны перед законом. Нормальный характер права в таком  государстве требует, чтобы правовые нормы соблюдались без исключений и не было в этом отношении ни у кого привилегий. Важнейшее достижение правового государства состоит в предсказуемости права, в устранении произвола.

Либеральная демократия немыслима  без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является плюрализм. При реальном социализме не было фактически общественности, которая участвовала бы в общественной дискуссии независимо от органов, ответственных  за формирование политического сознания и осуществление политических решений. В обществе не было плюрализма. Но плюрализм  как выражение различных мнений и интересов возможен, с другой стороны, лишь в том случае, если общественная дискуссия ведется  на основе определенного основного  консенсуса. Основной консенсус составляет условие и рынка (договора должны соблюдаться), и общественного плюрализма. Спор имеет смысл лишь до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры лишь разжигают еще  более конфликты, которые могут  разрушить и погубить общество.

В целом же индивид в либеральном  государстве совершенно свободен, он располагает свободой мнений и свободой совести. Либеральное государство  ограничивает сферу своего вмешательства  только самым необходимым, оставляя индивиду свободное пространство, в  котором тот действует по своему усмотрению. Основные права человека определяют границы вмешательства  государства в жизнь отдельного человека. Все это предполагает отделение общественной сферы от частной. Отсюда и вытекает типичный для либерализма феномен - разделение между государством и обществом.

Общество есть в принципе ничто  иное как совокупность отношений, развивающихся в результате самостоятельной деятельности отдельных лиц. Революции 1989 г. были направлены на осуществление именно этого принципа разделения между государством и обществом, между сферами частной жизни и общественной. В гражданском обществе действуют лишь отдельные индивиды, и граждане осуществляют свое право объединяться в ассоциации, союзы.

Права граждан - важный элемент либерализма. Либеральное государство наделяет индивида определенными свободами. Субъектом свободы является для  либерализма отдельный индивид. Индивид - основная категория социальной философии либерализма. Для либерализма  речь идет не об общих интересах  государства или народа, а именно о правах и свободах отдельного индивида. В этой связи нужно всегда помнить  о том, что обеспечение основных прав человека возможно лишь тогда, когда  государство располагает волей  и властью защитить эти обещанные  права и свободы человека. Покушения  каких-либо иных сил на свободы индивида должны пресекаться государством.

В чем же состоит конституирующий  принцип политической философии  либерализма? В поисках ответа нам  приходит в голову прежде всего принцип свободы, понимаемой как полная свобода произвольных действий индивида. Однако отождествлять либерализм с произволом индивида было бы ошибкой. От либерализма в такой форме мы как раз и страдаем ныне. Это либерализм, переживающий распад. В таком обществе каждый отталкивает другого локтями, чтобы пробиться вперед. Ситуацию, при которой все борются в обществе друг против друга, может предотвратить сильное государство, устанавливающее определенные рамки, условия и контролирующее их соблюдение.

Свобода, которую либеральное государство  гарантирует отдельному индивиду, всегда есть свобода в рамках закона. Пренебрежение  законом, свобода от него означает разрушение либерализма как такового. Либеральное  государство функционирует лишь при условии, что между гражданами есть консенсус по меньшей мере в отношении принципа права и его понимания в соответствии с законом. Без консенсуса либеральное общество не выживет. Консенсус нужен в признании права и в том, что каждый из граждан соблюдает самодисциплину, пользуясь своими правами только в рамках закона.

Различение между государством и обществом, осуществление индивидуальной свободы выражается в свободе  совести каждого. И здесь мы сталкиваемся с либеральным ответом на вопрос об истине. Либерализм предполагает отказ  от публично признанной истины. Именно при этом условии либерализм и  стал исторически возможен. До эпохи  Нового времени этого вообще нигде  не было.

Обобщая сказанное, можно сказать, что отказ от публично признанной истины имеет для всякого либерального строя центральное значение. Из этого, естественно, вытекает, что во всех вопросах, связанных с истиной, индивид  должен в конечном счете принимать решение сам. Каждый решает сам, что он считает истиной.

Либеральное государство не требует  от своих граждан признания решений, принятых в соответствии с установленной  процедурой, в качестве правильных и истинных. В этом состоит сила и либеральность данного государства. Обязанность гражданина - признать решения, принятые корректно и в  установленном порядке, даже в том  случае, если он считает их неверными.

Чтобы институционализировать правовой порядок и контролировать его поддержание, для осуществления санкций в случае нарушения права необходимо государство. И для выполнения своих функций государству нужно иметь власть, иначе наступит анархия. Вечная проблема либерализма состоит в том, сколько власти позволить государству. Степень самоограничения государства в употреблении власти зависит от конкретного положения в данном обществе. Процветающая ФРГ с ее выдающимися экономическими успехами, естественно, нуждается в том, чтобы было меньше государственного вмешательства.

Проблема политической власти решается либерализмом путем замены власти на право. Либеральное государство  специфично тем, что оно само ограничивает свою власть, чтобы обеспечить и  гарантировать основные права гражданина.

Основная проблема либеральной  философии - это проблема ограничения  власти. Основные права человека должны охраняться самим правом. Либерализм стремится к сведению власти до минимума, к ее нейтрализации, в этом состоит его долгосрочная стратегия. Функции современного правового государства сокращаются до основных, в остальном же общественная жизнь, как предполагается, должна складываться свободно по усмотрению граждан и общественных групп. Либерализм понимает свою историческую миссию как устранение власти и замену ее в конечном счете правом. Либеральное конституционное государство видит свой исторический долг в том, чтобы ликвидировать отношения господства и подчинения; не люди управляют людьми, а закон правит. Исполнение власти должно по идее утратить личный характер.

Либеральное конституционное государство  следует принципу разделения властей, имея в виду, что различные ветви  власти должны взаимно контролировать и нейтрализовать друг друга. Как  же обстоит дело с соотношением законодательной  и исполнительной власти в Германии? Формально между ними существует разделение властей, но фактически правительство  представляет собой нечто вроде  комитета, назначаемого парламентским  большинством. При этом парламент  выполняет свои контрольные функции  лишь весьма условно. Законы принимает  фактически не парламент в целом, а блок, существующий между парламентской  фракцией большинства и правительством.

Еще сложнее обстоит дело с независимостью третьей власти, судебной. Федеральный  конституционный суд контролирует парламент. Он проверяет законы на предмет  их соответствия конституции. Следствием этого является все более возрастающая юридификация политики. Высшей и последней инстанцией уже не является более законодательная власть, эта роль принадлежит ныне федеральному конституционному суду.

Четвертую власть представляет общественное мнение. Согласно идее либерального государства  общественное мнение должно было бы осуществлять постоянный контроль и тем самым  политическую власть в собственном  смысле слова. Свобода мнений и свобода  слова, в том числе право публикации своего мнения относятся в либеральном  государстве к основным правам человека. Постоянный общественный диалог должен быть по идее более действенным средством  обеспечения либеральных свобод, чем разделение властей, потому что  общественное мнение дает возможность  постоянного контроля всех видов  деятельности государства и каждой конкретной формы политики.

Классический либеральный ответ  на вопрос о взаимоотношениях между  общественностью и политическим руководством выражается в идее общественного  договора, идущей от Томаса Гоббса. В  естественном состоянии каждый был  вправе делать все, что вздумается. Это естественное состояние характеризовалось  войной всех против всех. Жизнь индивида, говорит Гоббс, была бесчеловечной, короткой и напрасной. Невыносимость  этого состояния, в котором царил  постоянный страх перед смертью, побуждала к поискам выхода.

Ответ Гоббса гласит: выход состоит  в заключении общественного договора. Люди договариваются между собой ограничить власть до такой степени, чтобы сделать возможной мирную совместную жизнь граждан. Это означает, во-первых, что каждый может в ладах со своей совестью жить в собственной вере. И, во-вторых, что индивиды смогут самостоятельно заниматься своей хозяйственной деятельностью. Субъектом заключенного договора являются индивиды.

Информация о работе Либерализм как политическая идеология