Макс Вебер как политолог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

Исследования политики в европейской науке XIX века сводилось в основном к изучению государства в трудах философов и правоведов (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс и др.). В конце XIX--XX вв. проблематика политической науки значительно расширилась. Европейские исследователи стали обращать внимание на изучение таких проблем, как сущность, место и роль политики и власти в обществе, происхождение, функции, типы и динамика политических элит, особенности, условия и причины утверждения различных политических режимов, сущность и специфика функционирования различных политических институтов (партии, парламенты, оппозиция и др.)

Содержание

Введение
1. Основные концепции политики Запада
2. Биография Макса Вебера
3. Политические взгляды
4. Основные работы
Выводы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 
Введение

1. Основные концепции  политики Запада

2. Биография Макса Вебера

3. Политические взгляды

4. Основные работы

Выводы

Список литературы

Введение

Исследования политики в  европейской науке XIX века сводилось  в основном к изучению государства  в трудах философов и правоведов (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс и др.). В конце XIX--XX вв. проблематика политической науки значительно расширилась. Европейские исследователи стали обращать внимание на изучение таких проблем, как сущность, место и роль политики и власти в обществе, происхождение, функции, типы и динамика политических элит, особенности, условия и причины утверждения различных политических режимов, сущность и специфика функционирования различных политических институтов (партии, парламенты, оппозиция и др.)

Крупнейшей фигурой в  политической науке этого периода  является немецкий исследователь Макс Вебер (1864--1920), некоторые факты из жизни которого, его политические взгляды, а также основные работы мы рассмотрим в данном реферате.

1. Основные концепции политики Запада

Политическая мысль нового времени, связанная с победой  Великой французской революции, утверждением и развитием индустриального  общества и буржуазной государственности, характеризуется такими общими чертами, как:

а) дальнейшая углубленная разработка многих идей, выдвинутых на предшествующем богатейшем этапе истории политической мысли;

б) становление, утверждение  и расцвет таких важнейших  направлений политической теории и  практики, как либерализм, консерватизм, социализм.

в) пристальное внимание к анализу социальных основ политики, государства и к соотношению и взаимодействию экономики и политики;

г) широкое распространение  позитивизма в изучении политико-правовой проблематики (О. Конт, Г. Спенсер и  др.);

д) выделение в конце  данного периода политологии в особую самостоятельную область научного знания.

В центре развития политической мысли этого периода находились взгляды Б.Констана и И. Бентама, А. Токвиля и Дж. С. Милля, О. Конта  и Г. Спенсера, классиков утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) и марксизма (К. Маркс и Ф. Энгельс), Л. Гумпловича и Г. Е. Еллинека, В. Парето и Г. Моска и др.

Английский социолог Герберто Спенсер (1820--1903), рассматривал политические проблемы в рамках своих философско-социологических  концепций. Он был родоначальником органического направления в социологии и отстаивал политические взгляды с позиций позитивизма..

В отличие от Конта, Спенсер  выступил как твердый сторонник  политического и экономического либерализма, личной свободы и свободы  конкуренции, противник вмешательства государства не только в экономику, но и во все другие сферы жизни общества. В определенной мере он с симпатией относился к целям и идеалам социализма, хотя в целом не был его сторонником, ибо считал, что социализм может породить больше проблем, чем разрешить. Характеризуя политическую мысль второй половины XIX в., выделим также теорию насилия австрийского профессора Людвига Гумпловича (1838--1909). Л. Гумплович -- представитель социологического направления политической мысли. Но, в отличие от марксизма, он видел причину возникновения государства и политической власти вообще не в развитии социально-экономических основ общества, а в насилии, в завоевании одних племен другими. «Сила идет впереди права», -- провозглашал Гумплович. В его идеале «современного культурного государства» -- режим либеральной демократии, равноправие и законность.

Видное место  в истории политической мысли  конца XIX -- начала XX в. заняли учения итальянских  социологов политики Вильфредо Парето (1848--1923) и Гаэтано Моска (1858--1941), известных как основоположники теории элит. С выходом в свет в 1896 г. первого тома двухтомного труда Г. Моска «Основы политической науки» часто связывают появление современной политологии как самостоятельной специфической науки Прогресс этой науки целиком основан на наблюдении и изучении социально-политических фактов, которые могут быть получены только из истории различных наций на основе применения исторического метода, являющегося основным методом политологического исследования.

Роберт Михельс (1876--1936)--немецкий политолог и социолог. Первые политологические сочинения  Михельса отличались руссоистско-синдикалистским  максимализмом; в них утверждалось, что подлинная демократия -- непосредственная, прямая, а представительная демократия несет в себе зародыш олигархичности.

Немецкий исследователь  Макс Вебер (1864--1920). Его наиболее важные работы в области политологии: «Политика  как призвание и профессия» «Протестантская  этика и дух капитализма», «Объективность социально-научного и социально-политического познания».

2. Биография Макса Вебера

Макс Вебер  родился в 1864 г. в Эрфурте. Его  отец был юристом, а по политическим ориентациям -- национал-либералом. Мать была образованной и глубоко религиозной  женщиной. До 29 лет Вебер жил с  родителями. В их доме встречались довольно известные философы, историки и политики Германии последней трети XIX в.

В возрасте 4 лет  Вебер заболел воспалением мозга. Чтобы предотвратить последствия  болезни, родители свели к минимуму его общение со сверстниками. С раннего детства Вебер общался в основном со взрослыми и много читал. К 12 годам он познакомился с сочинениями классиков античной литературы, философии, истории, с трудами Макиавелли, Лютера, Спинозы, Канта и Шопенгауэра. Веберологи отмечают раннее интеллектуальное развитие ученого. Так, в 1877 г. мальчик подарил родителям на рождество два сочинения. Одно из них было посвящено истории Германии, второе -- истории Рима в эпоху от Константина до великого переселения народов. Спустя два года родители опять получили рождественский подарок: сочинение под названием «Размышления о национальном характере, развитии и истории индогерманских народов».

В 1882 г. он заканчивает  гимназию и начинает изучать право  в Гейделъбергском, а затем -- Берлинском, Страсбургском и Геттингенском университетах. Кроме права интересуется историей, экономикой и философией. Одновременно участвует в исследовании аграрных отношений на востоке Германии, изучает роль биржи в экономике страны и публикует в 1890-е гг. результаты данных исследований.

В 1893 г. Вебер  женился на Марианне Шнигтер. Осенью 1894 г. занял место профессора кафедры  политической экономии Фрейбургского  университета, а с 1896 г. работает в  Гейдельбергском университете.

В 1897 г. Вебер тяжело заболел  от умственной перегрузки. Это вынудило вначале частично, а затем полностью оставить преподавательскую деятельность. Лишь спустя 4 года он возвращается к научным исследованиям и публикует работу по истории организации и хозяйственной деятельности средневековых монастырей. И 1904 г. становится соредактором журнала «Архив социальной науки и социальной политики», на страницах которого было опубликовано много сочинений Вебера, в том числе -- «Протестантская этика и дух капитализма».

Многие университеты Германии предлагают ему место профессора на льготных условиях. Но Вебер отвергает эти предложения и вплоть до 1919 г. занимается только наукой и журналистикой. В 1918--1920 гг. он был консультантом комиссий по выработке условий мира между Германией и Францией и проекта конституции Веймарской республики. После смерти Л. Брентано в 1919 г. занимает место профессора кафедры политической экономии в Мюнхенском университете.

Неожиданно заболел пневмонией и скончался в июне 1920 г.

Для жизни и деятельности Вебера характерна глубокая взаимосвязь  между теорией и практикой, наукой и политикой. Но эта связь не была свободной от противоречий. Они проявлялись прежде всего в бесконечных колебаниях о том, какую деятельность -- научную или практическую -- предпочесть. К 27 годам у него уже было имя в науке. В отношениях с людьми он был мягок и деликатен. При этом его всегда интересовало стремление к власти как черта человеческого характера. Большую часть жизни Вебер занимался наукой. Но считал себя предназначенным для профессии военного и политика. При анализевласти стремился к максимальной объективности.

3. Политические взгляды

На протяжении своей относительно короткой жизни Вебер был свидетелем объединения Германии во второй половине XIX в. под руководством Бисмарка и  интенсивного перехода германского  капитализма в государственно-монополистическую фазу. Но ему пришлось увидеть и почти полную потерю Германией своей политической роли после первой мировой войны. Это обстоятельство существенно повлияло на политические взгляды ученого.

Хорошо известно, что в  идеологии либерализма личности и ее свободе приписывалось универсальное, всемирно-историческое значение. Классическая немецкая литература и философия отражала эту общую мировоззренческую установку. Система образования, сложившаяся в Германии в начале XIX в., тоже укрепляла гуманистические стремления буржуазии и ее литературных и политических представителей. Но поражение в революции 1848--1849 гг. и социальная и политическая неустойчивость в эпоху Бисмарка придали гуманитарным стремлениям немецкой буржуазии консервативно-охранительную форму.

После объединения Германии господствующими сословиями в ней  стали крупные землевладельцы-юнкеры, армия, офицерский корпус и государственная  бюрократия. Поэтому понятия свободы, чести, долга, совести, служения народу -- фетиши немецких философов от Канта до Гегеля -- переплелись с материальными интересами и политическими установками господствующих сословий. Речь идет о послушании старшим по возрасту, чину и положению, требовательности и патернализме господ в отношении подчиненных: «Политическая мысль Германии отличается удивительным парадоксом. С одной стороны, в ней осталось еще очень много романтизма и возвышенного идеализма. С другой стороны, политическая мысль Германии отличается таким реализмом, который граничит с цинизмом и абсолютным пренебрежением к каким бы то ни было идеалам и моральным принципам. Но прежде всего бросается в глаза поразительная тенденция связывать оба указанных элемента в одно целое. В результате получается грубый, брутальный романтизм и романтический цинизм». Вебер не вышел за пределы этой тенденции. Она и объясняет, в конечном счете, связь либеральных и консервативных установок в его мировоззрении.

На протяжении жизни Вебер  наблюдал и изучал политику кайзеровской Германии и не питал в отношении  ее никаких иллюзий.

Политика -- это борьба между классами, группами и индивидами с противоположными материальными интересами и убеждениями. В этой борьбе побеждает тот класс или группа, которая обладает большей силой и умеет ее эффективно использовать. Нетрудно увидеть связь данного убеждения Вебера с культом «политики с позиции силы», которым Бисмарк систематически насыщал свою политическую фразеологию, а опосредованно -- и немецкий либерализм. Значительно важнее выявить классовые основы данного убеждения.

Известно, что любая наука, изучающая социально-исторические отношения и процессы,-- элемент социально-исторической практики. Общественную науку создают люди, принадлежащие своему времени и классу. Они обладают определенным социальным положением. И потому занимают определенную позицию в общественной, политической и идейной борьбе своего времени. Политическая позиция и .взгляды ученого-обществоведа не существуют сами по себе. Они связаны с проблематикой и выводами его научных исследований. Как эта связь проявилась в мировоззрении Вебера?

Он неоднократно определял  себя как буржуа чистейшей воды, классово-сознательного буржуазного  политика. Конечно, существуют отличия  в содержании общественно-политических взглядов выдающегося ученого и  социальными установками типа «Кляйне, абер майне». Но между ними гораздо больше единства. Оно состоит в признании частной собственности и основанных на ней отношений наилучшей, всеобщей формой человеческого существования. В этом смысле Вебер -- дюжинный буржуа. Он считал капитализм проявлением рационализма, воплотившегося в организации всех сфер жизни и культуры. Понятый так рационализм -- основной критерий отличия Запада от Востока: «Именно на Западе и только здесь возникли культурные явления, которые... находятся на линии развития универсального значения и важности». Капитализм рационализирует прежде всего экономику. И потому доминирует над всеми известными из истории системами хозяйства, одновременно гарантируя шансы для поддержки самобытности западной цивилизации. Эта самобытность заключается в создании условий для культивирования и сохранения определенных социально-политических ценностей и идеалов: индивидуализма, свободы слова, союзов и политического действия, равенства граждан перед законом.

На основе данной мировоззренческой  установки Вебер положительно оценивал развитие капитализма в Германии. Но понимал его как важнейшее условие сохранения культурной и национальной самобытности Германии, на которой-де лежит обязанность «исполнить свой долг» в мировой истории. Уже в 1895 г. он писал: «Наши потомки возложат на нас историческую ответственность не столько за то, какой тип хозяйства мы им оставим, а за то, сколько метров свободного пространства мы им оставим в результате нашей борьбы. Процессы экономического развития -- это, в конечном счете, борьба за мощь нации. Интересы национального могущества, если они станут в порядок дня,-- самые высшие и решающие интересы, на службу которым необходимо поставить экономическую политику. Наука о национальной политической экономии -- это политическая наука».

Вебер, таким образом, считал капитализм лучшей из возможных форм социально-экономического строя. И  потому составлял программы социальных преобразований, которые должны обеспечить политическую гегемонию буржуазии. Но эти программы, по его мнению, не могут быть осуществлены ни немецкой буржуазией, ни прусским государством. Идеалы первой сводятся к погоне за прибылью. А во втором крупные юнкеры-землевладельцы занимают господствующее положение. Классово-сознательный буржуа Вебер не был некритическим апологетом капитализма. Однако его критический и реформаторский пыл в значительно большей степени зависел от националистических установок, нежели от ценностей либерализма. Это было обусловлено традициями исторической школы права и политической экономии, в которой марксизм толковался весьма своеобразно.

Вебер изучал и неплохо  знал основные произведения Маркса. Он поражался его «гениальным конструкциям»  и считал, что Маркс верно показал  сущность капиталистического способа  производства. Вебер разделял и мысль  о том, что отделение непосредственного производителя от средств производства -- один из главных источников появления и пауперизации пролетариата. Но этот процесс он толковал как универсальную социально-историческую тенденцию, в рамках которой развиваются процессы отделения управленческого персонала от средств управления, солдата -- от средств ведения войны, ученого -- от средств проведения исследований. И потому Вебер сомневался в том, что социализм сможет преодолеть эти процессы и снять отчуждение труда. Он соглашался с Марксом в том, что классовая борьба -- необходимая составная часть капитализма. Но не соглашался с тем, что она -- основной источник социально-исторического развития. Классовая борьба, по Веберу, представляет собой явление не столько объективное, сколько обусловленное субъективными установками. В соответствии с этой посылкой источники классовой борьбы при капитализме усматривались им в погоне буржуазии за прибылью и отсутствии у нее социальной, политической и моральной ответственности.

Информация о работе Макс Вебер как политолог