Межэтнический конфликт : источники возникновения и проблемы разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:24, реферат

Краткое описание

Задачами, вытекающими, из цели являются:
Анализ причин межэтнических конфликтов
Выявление динамики этнического конфликта
Рассмотрение способов урегулирования межэтнических конфликтов.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
1. Причины межличностных конфликтов…………………4
2. Динамика этнических конфликтов………………………10
3. Способы урегулирования конфликтов………………... 13
Заключение………………………………………………… 18
Список литературы……………………………………….. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Межэтнический конфликт.docx

— 49.43 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессиональное образования

«Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»)

 

 

 

Кафедра: СПП

Курс: Конфликтология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДПР

Межэтнический конфликт : источники возникновения и проблемы       разрешения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Выполнил: студент 2 курса  ГФ, Гр-31

Маськов А.С. 
Проверил: Логутова М.А.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
                                          Новосибирск - 2014

 

 

 

 

                                       Содержание: 
 
  Введение……………………………………………………..
1. Причины межличностных конфликтов…………………4 
2. Динамика этнических конфликтов………………………10 
3. Способы урегулирования конфликтов………………... 13 
Заключение………………………………………………… 18  
  Список литературы……………………………………….. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Когда мы слышим слово “конфликт” нам в голову сразу приходят разные варианты, такие как межэтнические конфликты, революции, религиозные противоречия, столкновение полов и т.д. И действительно, различные анализы показывают, что межэтнических конфликтов в чистом виде не возникает. Зон общества, принципиально свободных от конфликтов не существует, т.к. конфликты неразрывно связанны с повседневностью жизни. 
         Межэтнический конфликт — специфическая форма проявления социального конфликта, где стороны (или одна из сторон) мобилизуются, действуют или притесняются по этническому признаку. Различные ученые обращают внимание на различные аспекты межэтнических конфликтов. Так Л. М. Дробижева подчеркивает функциональную основу этнического конфликта, заложенную не в этничности, а в социальных проблемах, возникающих между группами, консолидированными на этнической основе.                    Межэтнические конфликты достаточно актуальная проблема на сегодняшний день. По данным Стокгольмского международного институт по исследованию актуальным проблем мира, две трети острых социальных конфликтов в 1990-х годах XX века являлись межэтническими. Более 100 млн. человек погибло в наше столетие.  
                       Большинство ученых, утверждают, что этнический конфликт, является, чуть ли не самой опасной внутренней угрозой государству, т.к. дестабилизирует общество, тормозит социально-экономическое развитие.

    Задачами, вытекающими, из цели являются:

    • Анализ причин межэтнических конфликтов
    • Выявление динамики этнического конфликта
    • Рассмотрение способов урегулирования межэтнических конфликтов.

Причины межэтнических конфликтов. 
 
        Причины межэтнических конфликтов могут быть достаточно разные: территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда и др.

     Территориальные споры. В современном мире проживает несколько тысяч этносов, а государств около 200, это означает, что практически все из них являются полиэтничными. Когда какой-то этнос стремиться создать своё государство это неизбежно будет приводить к конфликтам и территориальным спорам. Этнотерриториальные конфликты предполагают перестройку существующего пространства. Для обоснования перестройки обычно используются исторические факты или иначе сказать историческое право на владение территорией. Дело в том, что за многие века этнических процессов, территория не раз меняла своих хозяев и этнические граница, так что дата от которой проводится отсчет выбираться тщательно, с учетом своих интересов. Углубление в историю с обеих сторон не приводит к разрешению конфликта, а только усиливает его. Претензии на историческое право владения территорией достаточно часто используются политическими лидерами и являются главным признаком назревающего конфликта. 
        По мере демокртизации общества этнос может, достаточно хорошо резвится в социально-экономическом плане, что повысит его статус, развить совою культуру, а государства своего не иметь, поэтому возникают движения с целью создания независимого национального государства, тем более, если этнос уже имел собственное государство на протяжении его истории.  Подобные стремления к изменению своего государственного статуса служат одной из наиболее частых причин этнических конфликтов. К такого рода конфликтам можно отнести грузино-абхазский и армяно-азербайджанский. 
        Борьба за ресурсы и собственность. Стремление этноса завладеть какими-либо материальными ресурсами, среди которых наиболее важными является земля и её недра, непременно приведет к конфликту, где одни будут пытаться доказать другим право на “естественное” пользование ресурсами. Ресурсные конфликты имеют тупиковый характер, поскольку передел собственности ведет к противоречию местных элит с федеральным центром. Происходит стремление к суверенизации. Примером такого конфликта может быть чеченская война.

    Стремление к изменению статуса местных элит. Статусные конфликты возникают всегда из-за стремления элит перераспределить, изменения, смены властные полномочия в обществе и главенствующей политической элиты. Чаще всего такие конфликты происходят в условиях переходного общества, в условиях которого всю социальную напряженности элиты могут перевести межэтнический конфликт. В основе этнических конфликтов этого типа лежат процессы модернизации и интеллектуализации народов. . Создание интеллектуальной элиты в этнических общностях приводит к тому, что в престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и основными этносами. Вследствие представлений о самодостаточности и самостоятельности представители титульных этносов начинают претендовать на престижные и привилегированные места, в том числе и во власти.

        Изменение системы распределения труда. Как показывает практика, практически во всем полиэтничных государствах складывается негласное разделение труда между группами этносов. А так как каждый труд даёт разный доход, то из-за этого начинается скрытая конкуренция между этносами. Когда же существует определенная зависимость между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает напряжение в межэтнических отношениях - первый признак назревающего конфликта. 
        Историческая память. Немаловажным детерминирующим фак тором этнических конфликтов может выступать историческая память народов, сохраняющая следы насильственных действий в области национальной политики, таких, как произвольное изменение национальных границ, искусственное расчленение этнических общностей, несправедливое национальное устройство, вынужденное переселение «рабочей силы», депортации народов и т.д.

        Этот список можно продолжать и дальше, разрабатывать каждую из этих причин более глубоко. Современное их многообразие позволяет \то сделать, но необходимо также учитывать специфика каждого вида межэтнических конфликтов, тем более что она может меняться в ходе самого конфликта1.

        По официально версии бытовавшей в СССР, главным фактором происхождения межэтнических конфликтов считается отступление от ленинской национальной политики. Одни ученые видели это в сталинских репрессиях, депортациях целых народов, в декларативном характере федеративных отношений в обществе.

        Другие ученые считают, что отступление от ленинской национальной политики произошло тогда, когда большевики согласились на федеративное устройство в бывшем СССР и отошли от единого централизованного государства.

        Как следствие коммунистического тоталитарного политического режима рассматривал конфликтолог и этносоцилог И. М. Крупник, считавший это простым “возвращением насилия прошлого”.

        Кроме политических версий была предложена новая социально-структурная модель, суть которой заключалась в том, что в основе межэтнической напряженности лежат процессы, связанный с современной модернизацией и интеллектуализацией общественного разделения труда. Этот процесс привел к тому, что начала нарастать конкуренция в различных сферах труда между русскими и титульными этносами. По мнению ученых в 70-х годах XX века сложилась не только полиструктурная интеллигенция, но также научная, художественная-творческая, производственная, начали складываться новые этносоциальные ценности и представления, в том числе о самодостаточности и большей этнической самостоятельности. Но это не воспринималось всерьёз правительством СССР. Большинство русских, приезжавших в республики, с установкой на помощь местному населению чувствовали себя выше титульного этноса.

        Этот подход даёт нам понять, что на определенном отрезке времени происходит изменение потенциала внутри этнических групп, претендующих на привилегированные места. Такая ситуация в обществе может сохраняться достаточно долго после заявления претензий на этносоциальные изменения, но так продолжаться может только в той социальной структуре, в которой достаточно мощная централизованная власть (в том числе и при тоталитаризме). Но как только власть теряет легитимность, как это случилось в СССР (в конце 80-х – начале 90-х годов XX века), то появляется шанс не только на высказывание претензий, но и реализовать их. Дальнейшее развитие событий – эскалация или свертывание конфликта на прямую зависит от потенции центральной власти.

        В работе А. Г. Здравомыслова “Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве” главной причиной межэтнических конфликтов выступает стремление этноса, вновь вовлекаемых в политический процесс, дать свою интерпретацию национальных интересов сообщества2.  

        Как уже упоминалось выше, с 70-х годов начинается укрепляться этническое самосознание, это должно было стать сигналом для власти, но этого не произошло, власть продолжала насаживать идеологию, которая должна была привести к созданию нового исторической общности людей – советского народа.

        Здоровое функционирование этнической культуры всегда построена на уважении и понимании не только своих культурных ценностей, но и культуры других народов, предпочтение родовых ценностей как главного фактора сохранения ядра культуры. В СССР же целые поколения отчуждались от этих ценностей, выселение целых народов. Они сознательно отчуждались обществом от своих культурных корней (языка, культуры, религии). Затем ошибки в национальной политике, основанные на идеи, что этнические различия должны быть стерты и чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Но все это привило к сплочению не просто отдельных людей, а даже целых народов.  

        Все существующие причины в бывшем СССР и на нынешнем постсоветском пространстве можно свести к нескольким группам:

  1) социально-экономические - неравенство уровней жизни,  различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти;

2) культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни;

3) этнодемографические - быстрое изменение соотношения  численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

4) экологические - ухудшение состояния  окружающей среды и природных  ресурсов в результате их загрязнения  либо истощения вследствие использования  представителями иной этнической  группы или государством, ассоциирующимся  с другим народом;

5) этнотерриториальные - несовпадение государственных или  административных границ с границами расселения народов;

6) исторические - прошлые взаимоотношения  народов (войны,  былое отношение  господства - подчинения и т.д.);

7) конфессиональные - не только  из-за принадлежности к различным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне современной религиозности населения;

8) культурные - от особенностей  бытового поведения до спе цифики политической культуры3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

 

Динамика этнических конфликтов.  
 
        Любой конфликт имеет свои определенные стадии развития, так например американский ученый К. Райт выделил следующие стадии:

1. Осознание различий  в целях

2. Возрастание напряженности

3. Оказание давления без  применения силы для разрешения  конфликта

4. Вооруженное решение  конфликта

         Причем две последние стадии он рассматривал как конфликт в узком смысле этого слова. В свою очередь Д. Прюитт и Дж. Рубин сравнивают “жизненный цикл” конфликта с сюжетом в пьесе, состоящей из трех действий. В первом действии определяется суть конфликта, во втором он достигает своего максимума, а затем и пата. Ну а третьем действии происходит спад конфликтных отношений4.  
        Садохин А. П. и Грушницкая Т. Г. В своём учебном пособии предложили следующую динамику конфликта: 
        В период зарождения конфликта начинает возникать требования по повышению роли языка коренного населения региона, национальные движения начинают делать упор на обычаи, традиции, культуру, на этнонациональную символику, которые в своей совокупности противопоставляются явлениям “чуждой” культуры. Эту стадию можно назвать ценностно-символической. 
        Далее созревание конфликтной ситуации характеризуется стремлением перераспределить властные полномочия в пользу какой-то определенной этнической группы, изменить этническую иерархию, повысить этнический статус коренных жителей  т.д. На этой стадии конфликта этничность находит своё выражение в форме этнонациональных интересов и становится инструментом давления местной элиты на центральные органы власти. 
        И, наконец, заключающая стадия конфликта может дойти до выражения либо территориальных притязаний, либо на создание нового государства, изменение территориальных границ существующего политического пространства. На этой стадии чаще всего используется силовое вмешательство для достижения своих целей5. 
        Этнолог Тавадов в своём учебном пособии выделил наиболее характерные моменты динамики этнических конфликтов:

Информация о работе Межэтнический конфликт : источники возникновения и проблемы разрешения