Мировая политика и международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 19:01, лекция

Краткое описание

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Вложенные файлы: 1 файл

13 семинар.docx

— 38.74 Кб (Скачать файл)

1. Субъекты международных отношений.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения  характеризуются рядом черт, которые  отличают их от других типов отношений  в обществе. Такими характерными чертами  можно назвать следующие:

  • Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.
  • Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.
  • Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.
  • Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.

Главное значение для регулирования  международных отношений имеют  не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

В качестве основных субъектов  международных отношений и мировой  политики выступают прежде всего государства и международные организации.

Субъекты международных  отношений характеризуют еще  как типы. Обычно называют четыре типа субъектов международных отношений.

1. Государства — основные субъекты  международной политики. Конечно,  государство является самоценным  образованием, обладающим определенной  самодостаточностью и не зависящим  от других государств. Однако  любое государство имеет интересы, так или иначе затрагивающие  интересы других государств. А следовательно, ему приходится взаимодействовать с другими государствами для решения жизненно важных вопросов.

Впрочем, это не означает, что государство  непременно должно участвовать в  международной политике. Существуют примеры, когда страны полностью (или  практически полностью) изолировались  от международной политики и отказывались от любых сношений с другими государствами. Наиболее ярким примером здесь может  служить Япония, которая примерно два века вообще не принимала участия  в международной политике. На этом же уровне следует рассмотреть и  такие субъекты, как нация и  народ. В обычном случае государство, а точнее, его властные институты, действует от имени народа, нации, чьи интересы оно должно защищать. Это касается не только внутренней, но и внешней политики. В то же время народ и нация воздействуют на внешнюю политику опосредованно, оказывая влияние на внешнеполитические решения, принимаемые институтами.

2. Межгосударственные объединения,  как локальные, так и универсальные.  Локальные объединения создаются  несколькими государствами, имеющими  общие или сходные интересы; универсальные  международные объединения охватывают  все страны мира.

Примером межгосударственных объединений  могут служить такие организации, как Североатлантический блок (НАТО), Европейское сообщество, Организация  африканского единства, Содружество  Независимых Государств (СНГ) и т.д. Универсальным межгосударственным объединением в полном смысле этого  слова является Организация Объединенных Наций. На ее базе были также созданы  универсальные межгосударственные объединения, в компетенции которых  находятся вопросы, связанные с  определенной сферой человеческой деятельности (например, ЮНЕСКО, которая занимается вопросами культуры и образования). Основанием для создания межгосударственных объединений является наличие общих  интересов хотя бы в одной из областей (например, военных, экономических, политических и т.д.). Такие объединения могут  создаваться как для реализации долгосрочных программ, так и для  решения текущих задач. Последние  межгосударственные объединения обычно долго не существуют, хотя и могут  перерастать в более устойчивые союзы.

3. Негосударственные международные организации в последнее время играют все более и более важную роль в международной поли тике. Такие объединения могут иметь как политический (Социалисти ческий Интернационал), так и неполитический характер (разнообразные профессиональные, экологические, научные и спортивные объединения).

Существует мнение, что протекающие  в мире процессы глобализации постепенно сводят на нет роль государств и  международных объединений, выдвигая на первый план именно негосударственные  объединения. Предполагается даже, что  спустя какое-то время более важным для идентичности человека будет  не его гражданство, а членство в  подобных объединениях. Конечно, это  мнение очень спорно, поскольку традиционные субъекты международной политики по-прежнему являются самыми важными силами в данной сфере. Однако это мнение отражает действительно имеющий место факт — постепенный рост влияния негосударственных международных объединений.

4. Классы, социальные группы, элиты  и контрэлиты, политические партии и движения, то есть субъекты внутренней политической жизни, также оказывают заметное влияние на международную политику. Однако это влияние косвенное. И действительно, подобные общности и объединения не могут принимать решений, значимых с точки зрения международной политики: это прерогатива государства и его институтов. В то же время все политические силы общества в состоянии влиять на внешнюю политику, оказывая давление на государство и таким образом корректируя его действия в этой сфере. В частности, в обществе редко устанавливается абсолютное согласие относительно тех или иных внешнеполитических решений (например, касающихся отношений с другими странами, приоритетов во внешней политике и т.п.). А это означает, что государство должно согласовывать свои действия с мнением общества, поскольку последовательное преследование определенных целей может привести к расколу внутри общества

 

2.Типы  и виды международных отношений.

Уровни международных  отношений

Международные отношения  развертываются и существуют на различных  масштабных уровнях (по вертикали) и  проявляются в различных групповых  уровнях (по горизонтали).

По вертикали  – масштабные уровни:

Глобальные  международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.

По горизонтали  – групповые уровни:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние  отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

Для каждого из этих уровней  в системе международных отношений  характерно наличие общих черт и  специфических различий, которые  подчиняются общим и частным  закономерностям. Здесь целесообразно  выделить отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали, накладывая их друг на друга.

Для уяснения сущности системы  международных отношений огромное значение имеет определение субъектов  международных отношений, к которым  относятся классы и другие социальные группы, государства и государственные  объединения, политические партии, неправительственные  международные организации. Главное  значение имеет государство как  фактор, определяющий все остальные  элементы системы, т.к. оно обладает полнотой и универсальностью политической власти и материальных возможностей, а в его руках сосредоточен экономический и научно-технический  потенциал, военная сила и другие рычаги воздействия.

Другие субъекты системы  международных отношений имеют  меньшую значимость для изменения  сущности этой системы. Они скорее играют второстепенную (вспомогательную) роль. Но при определенных условиях могут  оказывать и решающее значение на всю систему.

Виды международных  отношений

И, наконец, для полного  представления о системе международных  отношений необходимо выделить виды международных отношений. Международные  отношения носят объективный  характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных  отношений, каждый из которых имеет  свою структуру, функции, свой процесс  развития:

Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.

Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Идеологические  отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.

Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

Культурные  отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

Все виды международных отношений  могут существовать в различных  формах, которые весьма разнообразны:

  • политические: правовые, дипломатические, организационные и т.д.;
  • экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.;
  • идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д.;
  • военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.;
  • культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т.д.

Система международных отношений  находится в постоянном развитии и совершенствовании, появляются новые  виды, уровни отношений, их формы наполняются  новым содержанием. Международные  отношения находят свое реальное воплощение во внешнеполитической деятельности государств, партий и т.д.

Типология международных отношений.

C давних времен предпринимались попытки классифицировать международные отношения. Имеются различные подходы к решению этого вопроса. В марксистской литературе типология международных отношений проводится в соответствии с общественно-классовыми критериями, в соответствии с типом общественно-экономической формации. Здесь выделяются рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические международные отношения. Близкая к этой типология опирается на положения, что в каждой исторической эпохе отличной является сущность и специфика международных отношений. Основним критерием данной типологии является способ проявления классовых отношений на две основные группы.

1 группа - классово-однородные отношения,  которые можно назвать классово-гомогенными:  феодальные, капиталистические, социалистические.

2 группа - международные отношения,  неоднородные в классовом отношений - гетерогенные (переходные). Здесь можно выделить типы: феодально-капиталистический, капиталистическо-социалистический и тип международных отношений с антиимпериалистической ориентацией.

Широкое признание получила типология, международных отношений по характерным  типам международных действий. В  соответствии с этим критерием выделяют четыре основные модели доминирования  в мире, и международные отношения  строятся на этих моделях. Во-первых, классический многополюсный мир. Во-вторых, двухполюсный (биполярный) мир — мир с доминированием двух государств или систем государств. В-третьих, однополюсный мир. В-четвертых, надгосударственный мир (бес полюсный).

Информация о работе Мировая политика и международные отношения