Мораль и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы дать комплексную углубленную характеристику политики и морали и рассмотреть с точки зрения взаимосвязи между политикой и моралью.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Определить:
понятие морали, её сущность, структуру, функции;
понятие политики, сущностную характеристику,
соотношение морали и политики;
и влияние политики и морали на историю.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Понятие морали
Понятие политики
Соотношение морали и политики
Взаимное влияние политики и морали в истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3
4
8
12
17
24
26

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Контрольная  работа

по дисциплине «Политология»

Тема: «Мораль и политика»

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                               

  1. Понятие морали                                                                                          
  2. Понятие политики                                                                                     
  3. Соотношение морали и политики                                                             
  4. Взаимное влияние политики и морали в истории.                                  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3

4

8

12

17

24

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Являясь сферой социального  выбора групп, индивидов, организаций, политика ограниченно связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

 Мораль и политика  относятся к наиболее ранним  социальным регуляторам общественной  жизни. Сближает их то, что и  та и другая относятся к  сфере социального выбора, поэтому  достаточно подвижны и изменчивы.  Их содержание обусловлено влияниями множества факторов, начиная от исторических и социокультурных и кончая субъективными представлениями и случаями.

Мораль и политика это нормативные регуляторы жизнедеятельности  индивидов. Упорядочение поведения  людей осуществляется при помощи нравственных и политико-правовых норм (общих правил, эталонов, образцов поведения), которые являются общеобязательными для всех людей. Однако нравственные и политические нормы различаются способом формирования и средствами реализации.

Цель исследования состоит  в том, чтобы дать комплексную углубленную характеристику политики и морали и рассмотреть с точки зрения взаимосвязи между политикой и моралью.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Определить:

    • понятие  морали, её сущность, структуру, функции;
    • понятие политики, сущностную характеристику,
    • соотношение морали и политики;
    • и влияние политики и морали на историю.

 

Понятие морали

Мораль (от лат. moralis - нравы, обычаи) - одна из форм общественного  сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.

Мораль, или нравственность, - специфический тип регуляции  отношений людей; совокупность принятых в том или ином социальном организме  норм поведения, общения и взаимоотношений. Источником содержания морали являются потребности людей в совместной жизни, в согласованности форм жизнедеятельности и целей, во взаимной поддержке.1

Мораль – универсальное  явление в жизни общества. Она  проникает всю общественную и  индивидуальную жизнь, подвергая все  ее стороны осмыслением и оценке. Основанием морального подхода к явлениям общественной и личной жизни является самоценность личности, ее права на уважение и достойную жизнь. Как известно из психологии – человек – сложное существо, обладающее разумом эмоциями и свободой воли. Человек ставит частные цели в деятельности, реализует конкретные желания и устремления. Но в общественной жизни свобода воли одного человека неминуемо сталкивается со свободой воли другого человека. Как любые социальные нормы, мораль помогает сдерживать желания и стремления людей, очерчивает границы, за которыми их действия невозможно называть нравственными и гуманными. Мораль побуждает людей совершенствовать гуманизировать общество и индивидов и формулирует эту задачу в качестве всеобщей цели. Моральное развитие людей осуществляется в процессе деятельности, общения, через систему воспитания и самовоспитания. Мораль ориентирует человеческие помыслы на всечеловеческое благо. 2

В отличие от жестко фиксированных и сопряженных в своем функционировании с определенными организационными структурами формами регуляции (правовая, религиозная и др.) мораль выступает, как правило, в качестве «неписанного закона», реализуя  свою регулятивную функцию в первую очередь посредством обыденного сознания. Мораль генетически восходит к феномену обычая; применительно к индивиду основные нравственные ценности усваиваются им в процессе личностной социализации. Все отношения людей проникнуты ею и подвержены моральной оценке.3

Поскольку мораль существует на двух уровнях: общечеловеческом и  личностном, можно утверждать, что  она – один из способов разрешения противоречий между всеобщим и индивидуальным. Она не имеет рекомендательного характера. Мораль – постоянное нормотворчество людей, жизненный процесс, в котором основная фигура – индивид, человек, творец своей жизни. Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве идеально-должного, он самостоятельно делает выбор своего поведения, поступка, намечет цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации. Отсюда ответственность за нравственность выбора в деятельности человека.

Мораль - это сложное  явление, включающее в себя три основных элемента:

  • Моральное сознание;
  • Моральную деятельность;
  • Моральные отношения.

Моральное (нравственное) сознание – форма общественного  знания, в которой находят своё отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Моральное сознание бывает двух видов: индивидуальное и общественное – в зависимости от того, кто  является его носителем – индивид или общество. Иногда говорят о так называемом коллективном сознании.

В моральном сознании выделяют два уровня: уровень общественной идеологии (теории моральные нормы, принципы, идеалы, ценности, нормы, кодексы) и уровень общественной психологии (моральные чувства и представления об элементарных правилах человеческого общежития, привычки, обычаи, традиции, моральные качества личности, мотивы повседневного поведения личности). Уровень идеологии включает в себя рациональные элементы морального сознания, уровень общественной психологии – эмоционально-волевые элементы.

Моральная деятельность – это любая деятельность человека, группы, сообщества, рассмотренная с точки зрения нравственных понятий, принципов, норм и идеалов, принятых в обществе. Например, действия между государствами, которые воюют между собой, можно рассматривать как объективно существующие виды – военно-технические операции. Но можно рассматривать их сточки зрения нравственных ценностей. При этом если в качестве ценности выступает целостность и независимость государства то военные действия того государства, которое нападает и ставит себе целью подчинить и расчленить другое государство, осуждаются  и объявляются агрессивными, захватническими, безнравственными. Действия государства отстаивающего свою независимость называют справедливыми, нравственными.

  Моральная деятельность – это виды массового поведения, поступки и поведение людей; деятельность по моральному воспитанию, перевоспитанию, самовоспитанию, усвоению индивидом нравственного опыта общества.4

Моральные отношения  – это определенный, ценностный аспект всех общественных отношений  между людьми, группами, классами, государствами.

Различают два вида нравственных отношений, различающихся по степени устойчивости:

  1. Длительные нравственные отношения складываются в той или иной социальной группе и закрепляются в нравах, обычаях
  2. Кратковременные нравственные отношения или подвижные, которые складываются между людьми в конкретных ситуациях.

Первые отношения объективны по отношению к отдельному человеку, при рождении он застаёт их готовыми, сложившимися и усваивает их в процессе воспитания. Вторые отношения менее устойчивые и зависят от сознания каждого отдельного человека, который участвует в этой ситуации.

 Нравственные отношения,  прежде чем сложиться проходят через сознание людей, существуют эти отношения не сами по себе, а в рамках нравственной деятельности.

Вышеуказанные элементы морали представляют собой не изолированные  области общественной жизни, а лишь особые стороны всех существующих в обществе конкретных форм отношений между людьми. Все они взаимосвязаны, хотя их можно выделит в «чистом» виде только теоретически.

Морали в целом противостоит аморализм в деятельности людей, который достаточно многолик. Аморализм  в политике – достижение намеченной цели любыми средствами.5

Мораль находит выражение в  поступках человека по отношению  к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д. К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как «благое поведение». Мораль - это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.

Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, а мораль - регулировать нравственные нормы поведения.

Понятие политики

В современные языки и культуру термин «политика» вошел как заимствование с древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства и управления людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политес» (гражданин), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).

Индоевропейская (индийская) традиция использует также более  древний, санскритский термин – «артха» (полезное управление, правление с  пользой). Отсюда происходит название и одного из наиболее известных трудов по политологии на индуистском Востоке – «Артхашастра» или Наука о политике, пользе государственного управления6.

Политика – многообразный  мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

Политика включает в  себя отношения между классами и  социальными группами по поводу завоевания и удержания власти; управление общественной жизнью; систему принципов, норм и  традиций по регулированию жизни  общества в целом и его больших  и малых социальных групп. Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью, от понимания и осуществления ее людьми. Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы. В этом смысле мир политики – неизбежен.

Политика выступает  как выдающееся культурно-историческое явление. Ее становление и развитие предстает как всемирно-исторический процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением и трансляцией политических ценностей, с критическим преодолением и становлением новых форм политических отношений, управления и опыта, со сложными системами корреляции многообразных проявлений политической деятельности человека в различных обществах. Она во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры. Политика – это человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого и от имени которого они принимаются. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции – такова и политика в целом.

Информация о работе Мораль и политика