Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:12, реферат
Краткое описание
Под научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мероприятий, которые обеспечивают комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составляющей инновационной политики и припускает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства для их развития. Научно-технический прогресс как единое взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники является одной из важнейших сфер деятельности государства, которое сознательно ставит на службу человечеству новейшие научно-технические достижения.
Содержание
Глава 1. Сущность и содержание научно-технической политики государства. Глава 2. Особенности научно-технической политики в РФ. Глава 3.Особенности научно технической политики в США. Глава 4. Вывод.
Кафедра политологии,
социологии и связей с общественностью
Реферат
на тему научно техническая политика
России и США
Студ. гр. БГБ 12-02
Н.В.Гертий
Доцент
П. А . Минаков
Уфа , 2013
Глава 1. Сущность и содержание научно-технической
политики государства.
Глава 2. Особенности научно-технической
политики в РФ.
Глава 3.Особенности научно технической
политики в США.
Глава 4. Вывод.
1) Сущность и содержание научно-технической
политики государства.
Под научно-технической
политикой государства понимается система целенаправленных
мероприятий, которые обеспечивают комплексное
развитие науки и техники, внедрение их
результатов в экономику страны. Научно-техническая
политика является составляющей инновационной
политики и припускает выбор приоритетных
направлений в развитии науки и техники
и всяческую поддержку государства для
их развития.
Научно-технический
прогресс как единое взаимообусловленное,
поступательное развитие науки
и техники является одной из
важнейших сфер деятельности
государства, которое сознательно
ставит на службу человечеству
новейшие научно-технические достижения.
В содержание научно-технического
прогресса входят как теоретические,
в том числе фундаментальные,
поисковые, прикладные исследования,
так и технические, технологические
разработки, а так же их использование
во всех сферах общественной
практики (производственная и непроизводственная,
в том числе военная).
В современных условиях наука, техника
и общественная практика наиболее тесно
связаны экономическими, социальными,
организационными, правовыми и другими
отношениями. Огромная роль в диалектике
этих отношений науке, которая стала исходным
пунктом всех технико-экономических изменений.
Научные знания и уровень развития техники
становятся ценнейшим национальным богатством.
Выбор наиболее перспективных направлений
в развитии науки и техники, крупномасштабное
и эффективное внедрение их достижений,
обеспечивающее ускоренный прогресс общественного
производства, становятся важнейшей функциональной
деятельностью современного государства.
Конкретно эта деятельность выражается
в обосновании разработке и реализации
долговременной научно-технической политике.
2) Особенности научно-технической
политики в РФ.
Авторитет российской науки
общепризнан. Однако также хорошо
известны неспособность отечественной
промышленности к быстрой коммерциализации
достижений науки и техники, слабое
владение приемами маркетинга. Поэтому
наиболее оправданной в нынешних
условиях представляется стратегия
использования нашего пока еще
сохранившегося научно-технического
потенциала для встраивания в
мировой процесс разделения труда,
в рамках которого Россия может
стать генератором научно-технических
идей. Основные усилия, очевидно, должны
быть сосредоточены на тех
областях, где наша страна наиболее
сильна и имеет явные конкурентные
преимущества. Такими сферами сегодня
являются прежде всего использование
мирного атома, создание космических
аппаратов и исследование космоса,
ракетостроение и производство
самолетов и судов на воздушной
подушке, экранопланов. Эти отрасли
никогда не станут отраслями
массового производства и всегда
будут требовать использования
высококвалифицированного труда, наличия
хорошо развитой научной базы.
Прочные позиции у российских
ученых также в медицине, биологии,
металлургии, разработке новых материалов,
геологии, горном деле, нефтедобыче.
Попытаемся выделить основные
проблемы, нерешенность которых усугубляет
отставание России в научно-технической
сфере, а значит, учитывая роль НТП в жизни
современного общества, и в достижении
социально-экономических целей.
Незавершенность
большинства технологий и продуктов, выносимых
на рынок, т.е. их недоведение - в силу
нехватки средств - до состояния, когда
они могут быть востребованы потребителями.
Это резко снижает ценность предлагаемых
технологий (или продуктов) в глазах потенциальных
партнеров.
По-видимому, было бы целесообразно
создать Государственный инновационный
фонд, на возвратной основе финансирующий
завершающие стадии разработки и промышленного
освоения технологий и продуктов. Механизмы
возврата средств могут быть различными.
Одно из возможных решений - получение
фондом части прав на технологию. При ее
промышленном освоении партнерам предоставлялось
бы право выкупа доли фонда либо по рыночной
цене, либо по формуле: сумма кредита, полученного
от фонда, плюс ожидаемая последним норма
прибыли на инвестиции.
В рыночных условиях механизм
освоения нововведений неразрывно связан
с малым инновационным бизнесом, для которого
характерен высокий риск, но и высокая
отдача в случае успеха. В развитых экономиках
существует особый сектор народного хозяйства,
обеспечивающий необходимые условия (инфраструктуру)
для развития малого инновационного предпринимательства.
Имеются в виду научно-технические инкубаторы,
сеть фондов рискового финансирования
(венчурные фонды), специальные финансовые
механизмы поддержки фирм на этапе их
быстрого роста, сертифицированные оценщики
фирм и др.
У нас подобная инфраструктура
поддержки инновационной деятельности
фирм фактически отсутствует. Радикально
изменить ситуацию можно путем:
разработки специального закона
о поддержке мелких инновационных фирм;
осуществления мер по поддержке
инновационных инкубаторов, в чем наряду
с органами федеральной власти активное
участие должны принять администрации
субъектов Федерации;
внесения изменений в банковское
законодательство, которые бы позволили
банкам формировать фонды рискового финансирования
для поддержки инновационной деятельности
(действующее законодательство и инструкции
ЦБ России запрещают банкам выдавать кредиты,
связанные с высоким риском, без предоставления
гарантированного залога).
Отсутствие на внутреннем
рынке платежеспособного спроса на передовые
технологии и промышленные нововведения. Наука и научно-техническая
деятельность относятся к сфере услуг,
и эти услуги должны быть востребованы
рынком. К сожалению, отечественный рынок
научных услуг и наукоемкой продукции
в настоящее время очень мал. Большинство
предприятий не могут позволить себе "покупать"
услуги науки. Сегодня покупателями услуг науки могли
бы стать ГАЗпром, Лукойл, РАО ЕЭС, Аэрофлот,
ВАЗ, ГАЗ, Минатом и другие лидеры российской
экономики. Однако им нужно создать соответствующие
стимулы, например, в виде освобождения
от налога на прибыль средств, направляемых
на поддержку отечественной науки. Государство
также может сформировать некоторое количество
первоклассных потребителей услуг науки,
помогая фирмам покупать исследования
и разработки за счет целевого финансирования
этой сферы. Представляется полезным создание
системы специализированных фондов, использующих
бюджетные деньги для выдачи целевых кредитов
или безвозмездных субсидий фирмам на
финансирование НИОКР.
Пока российский рынок еще только формируется
и не готов в полной мере оплачивать услуги
отечественных ученых и разработчиков,
государство, на наш взгляд, должно выступить
спонсором и координатором размещения
заказов на выполнение научных работ среди
российских институтов. Попытки подобной
деятельности предпринимались в свое
время Госкомитетом по науке и технологиям.
Было бы полезным обобщить опыт подобной
работы и наметить пути ее совершенствования.
Если сформулировать в наиболее общем
плане актуальность исследования проблем
научно-технической политики российского
государства, то она определяется следующими
обстоятельствами.
Во-первых, резким возрастанием роли
науки и техники в обеспечении более высоких
темпов развития экономики, перевода общественного
производства на путь интенсивного развития.
Только интенсивная высокоразвитая экономика
может обеспечить решение всех внутренних
задач и укрепление позиций страны на
международной арене. Практика подтвердила,
что использование достижений науки и
техники с наибольшей эффективностью
в современном производстве и в оборонной
промышленности обеспечивается выработкой
и проведением государством единой научно-технической
политики.
Во-вторых, государство призвано в полной
мере использовать преимущества рыночных
отношений, сконцентрировать ресурсы
и усилия как на национальной основе, так
и в рамках взаимодействия братских стран,
привести в действие присущие обществу
инструменты и стимулы для эффективного
развертывания научно-технической революции.
Формирование этой новой функции государства
- процесс длительный, происходящий под
влиянием ряда объективных и субъективных
предпосылок.
В-третьих, возникновением в сфере науки
и техники собственного высокоразвитого
производства, постоянным возрастанием
доли трудовых, материальных и финансовых
ресурсов и необходимостью их рационального
использования для ускорения научно-технического
прогресса. В сфере науки идет активная
разработка более сложных материальных
средств познания, углубляется разделение
научно-исследовательского труда, расширяется
взаимодействие различных областей знания
для решения социально-экономических
и оборонных задач. Разработка долгосрочных
комплексных программ научно-технического
прогресса, планирование и организация
исследовательского труда научных коллективов,
общегосударственное управление развитием
современной науки могут осуществляться
лишь на прочном фундаменте единой научно-технической
политики.
В-четвертых, расширением международных
связей в области науки и техники, перенесением
центра тяжести в межгосударственных
отношениях на важнейшие направления
научно-технического сотрудничества стран.
Ряд государств вырабатывают на коллективной
основе наиболее приемлемые пути решения
крупных экономических, научно-технических
и оборонных проблем, представляющих взаимный
интерес, имеющих важное значение для
укрепления своих позиций в мире. В некоторых
областях ими вырабатывается единая научно
техническая политика, определяющая пути
взаимодействия в сферах науки, техники,
материального производства и капитального
строительства. Она призвана осуществить
глубокие структурные сдвиги во внешнеторговом
обороте, придать экспорту и импорту более
прогрессивный характер.
В-пятых, развертыванием соревнования
и обострением борьбы между развитыми
государствами и мировыми экономическими
центрами в области научно-технического
прогресса. Окончательная победа в этом
соревновании неразрывно связана с обеспечением
и закреплением авангардных позиций в
области науки и техники. Между тем, необходима
настойчивая и постоянная работа всех
государств, научных коллективов по обеспечению
беспрепятственного международного научно-технического
сотрудничества стран с различным уровнем
развития, устранению дискриминации, искусственных
барьеров, автаркии и неравноправного
обмена в области науки, техники и производства.
В-шестых, значительным усложнением задач
по обеспечению национальной безопасности
государства, обеспечению вооруженных
сил страны современными системами военной
техники. Это требует внедрения глубоко
обоснованных методов руководства военно-техническим
прогрессом, вскрытия тенденций и закономерностей
развития оружия и военной техники на
длительный период, правильной оценки
последствий такого развития, активного
влияния на этот процесс в желаемом направлении,
выработки рациональных методов планирования,
программирования и оперативного управления
военно-техническим прогрессом.[1]
3) Особенности научно технической политики
в США.
США вступили в новое столетие,
уверенно сохраняя свое мировое
лидерство в сфере научных
исследований и разработок, а
также научно - технического прогресса,
являющихся основой и залогом
экономического роста и дальнейшего
экономического развития.
Основные принципы государственной научно-технической
политики США были определены в федеральном
законе 1976 года «О научно-технической
политике, организации и приоритетах»,
а также последующими законами, в частности,
законом Стивенсона-Вайдлера «О национальных
технологических нововведениях» 1996 года,
и законодательными актами, регулирующими
проведение НИОКР в конкретных областях
и взаимодействие государства с частным
бизнесом. Среди этих принципов в качестве
главных можно выделить:
- выявление проблем государственного
значения, требующих проводить научные
исследования и разработки;
- мобилизация научно-технических
и финансовых ресурсов для
реализации программ государственного
значения;
- разработка государственной стратегии
по организации и управлению
научно-техническими исследованиями;
- обязательная и систематическая
оценка научной политики и
реализуемых государственных научно-технических
программ.
Эти принципы подтверждены Законом «О
качестве информации» 2000 года, по которому
в результате реализации государственных
программ следует распространять информацию
в интересах общества .
Заметное место в формировании государственной
научной политики занимают неправительственные
организации: Национальная академия наук,
Национальный исследовательский совет,
Американская ассоциация развития науки,
крупные бесприбыльные корпорации (Брукингский
институт, фонд «Наследие») .
Летом 2004 года, накануне президентских
выборов, администрация Буша определилась
с основными приоритетами своей научной
политики, пытаясь заручиться политической
поддержкой американского научного сообщества.
При этом администрация отталкивалась
от тех внешне - и внутриполитических изменений,
которые произошли после событий 11 сентября
2001 года. В качестве основных приоритетов
деятельности республиканцев в сфере
научно-технического развития на ближайшую
перспективу (до конца первого десятилетия
ХХI века) было выдвинуто пять основных
целей: