Национальная политика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:28, реферат

Краткое описание

Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.

Содержание

Введение......................................................................................................................................... 3
1. Национальная политика в современной России: основные аспекты.................................. 4
1.1. Сущность наций как этносов, роль национального фактора в
обществе и государстве. Перспектива формирования России
как нации – государства.............................................................................................................. 7
1.2. О государственной национальной политике ......................................................................8
2. Формы правления .....................................................................................................................9
2.1. Форма правления в России ...................................................................................................12
Заключение.................................................................................................................................... 14
Список использованной литературы ..........................................................................................16

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная работа.docx

— 41.80 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО "Мордовский Государственный Университет им. Н.П. Огарева"

 

Историко-Социологический  институт

 

 

 

 

Научная работа

 

"Национальная политика в современной России"

 

 

Подготовил:

студент-магистрант ИСИ

Кудашкин М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2013

Содержание

 

 

 

Введение......................................................................................................................................... 3

1. Национальная политика  в современной России: основные  аспекты.................................. 4

1.1. Сущность наций как  этносов, роль национального фактора  в

обществе и государстве. Перспектива формирования России

как нации – государства.............................................................................................................. 7

1.2. О государственной национальной  политике ......................................................................8

2. Формы правления .....................................................................................................................9

2.1. Форма правления в  России ...................................................................................................12

Заключение.................................................................................................................................... 14

Список использованной литературы ..........................................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Еще со времен "Повести временных  лет" известно, что Россия страна - многонациональная. Но эта непреложная  истина так и не стала основой  для выработки и проведения соответствующей  государственной политики обустройства народов и культур в многонациональной  России. Ни один разумный политик, управленец в России не может не вникать в  природу национального вопроса, не может не заниматься обустройством  и взаимодействием различных  народов, культур и религий, ибо  от этого во многом зависит жизнеспособность и благополучие всей державы. Пренебрежение, равнодушие к этнонациональным проблемам  и недооценка их накапливают в  России вновь и вновь потенциал  межнациональных конфликтов, который  разрыхляет, а порой и разрушает  сущностные основы российского общества и российского государства.

Состояние этнонационального вопроса  в современных условиях доведено до того, что он чаще всего усиливает  влияние негативных тенденций на состояние государства и общества, ограничивает права и свободы  граждан. Вновь провоцируют политики: с одной стороны, одни, используя  лозунги демократии и прав человека, обосновывают идеи отрицания наций-этносов, отчитываясь о решении национального  вопроса и провозглашая формирование исторической общности - многонационального народа Российской Федерации, с другой стороны, другие подменяют демократические  начала формирования власти этнодиктатурой, отрицая возможность эволюции этнического  сознания на основе принципов демократии, а значит и демократического обустройства российских народов в едином государстве. В этих условиях многонациональность  существенно обостряет, а порой  и доводит до тяжелейших конфликтов социальные и духовные последствия  экономического и политического  кризиса, с которым Россия столкнулась  в нынешний переходный период. Крайняя  взбудораженность наций-этносов существенным образом затрудняет реформирование социально-экономических и духовно-политических сфер многонациональной России. И  наоборот, этнонациональные моменты  начинают играть незаслуженно определяющую роль.

В конечном итоге главным ориентиром национальной политики Российской Федерации  является формирование новой демократической  системы национальных отношений, где  каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь равные права и равные возможности в  своем национальном и личностном самоутверждении в обществе и  в государстве, в своем достоинстве  и самочувствии, увеличивая тем самым  жизненные шансы своего этнонационального  и гражданского самоутверждения, используя  социальное, культурное и политическое пространства.

Теоретическая наука выделяет и  исследует общие закономерности возникновения и развития различных  социальных явлений и процессов  Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более  сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется во времени пространстве. Существенные черты той или иной формы государства  нельзя понять и объяснить, отвлекать от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития.

Однако экономический строй  общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму  государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

1. Национальная политика  в современной России:

основные аспекты.

Сегодня следует четко обозначить государственное понимание того, чти национальная политика, отвечающая за состояние и самочувствие народов, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина единой страны, вкупе  с соответствующей позицией и  деятельностью органов власти в  центре и на местах затрагивает глубинные  основы состояния и перспектив развития наций и межнациональных отношений. А значит, и всей системы отношений  государственного строительства и  государственной безопасности многонациональной  России, безопасности духовного развития и социально-политического самочувствия народов, права и свободы российских граждан всех национальностей. Дискомфорт в самочувствии гражданина в социальной и экономической сфере легче  преодолеть, если он не ощущает дискомфорта  этнонационального. Соответственно выработка  и осуществление последовательно  демократической национальной политики в Российской Федерации - это одна из коренных задач реформирования российской государственности, неотъемлемая часть  работы по демократическому совершенствованию  всех сфер жизни российского общества. В России еще крайне слабо гражданское  общество.

Возможности и перспективы национальной политики в России всегда зависели и зависят прежде всего от позиции  и понимания сложнейших проблем  обустройства народов и культур  в российском государстве первым руководителем страны. И в нынешних условиях от Президента страны во многом зависит, какой быть национальной политике, какая модель обустройства народов  и культур будет в современной  России.

Учитывая все это, хотелось бы видеть в Президенте страны человека, неравнодушного к судьбам как каждого народа независимо от его численности, так  и всего многонационального народа России, видеть в нем истинного  собирателя всех народов и земель российских. И эти качества В. В. Путин  уже продемонстрировал прежде всего  во время событий в Дагестане. Не война в Чечне, а военные  действия за освобождение Дагестана  от террористов и бандитов стала  основой роста рейтинга будущего Президента Российской Федерации, роста  его популярности и авторитета у  граждан всех национальностей нашей  страны.

Животрепещущие, близкие для многих людей этнонациональные проблемы должны звучать прежде всего из уст руководителей  государства, чтобы они не стали  достоянием толпы и провокаторов. Важно, чтобы глава государства  российского чаще использовал в  своих выступлениях и докладах терминологию "многонациональный народ Российской Федерации", "российский народ" и "россияне", "дружба народов", "единство России". Важно ввести в традицию уважительное отношение  к самобытности истории и традиций народов страны, к равноправию  и равным возможностям народов и  граждан Российской Федерации во всех сферах государственной и общественной жизни. И большая надежда тут на главу государства.

На фоне трагедии в Чечне, роста  межнационального недоверия, враждебности, массового нарушения прав человека (русских и нерусских) по национальному  признаку в различных регионах страны, взбудораженности национального самосознания соотечественников в бывших республиках  Советского Союза люди должны увидеть  в Президенте Российской Федерации  своего заступника, гаранта справедливости и равноправия во всех сферах жизнедеятельности  общества. Руководители государства, руководители субъектов Федерации должны как  можно чаще говорить о дружбе, сотрудничестве, о духовном сотворчестве, общности и близости народов, культур и  религий России, а не науськивать  их друг против друга, как это иногда, к сожалению, происходит. В этом плане  предстоит более убедительно  и более корректно проработать  вопросы исторической значимости процессов  самобытного развития каждого народа, а также формирования многонационального, но единого в своей государственности  и духовности российского народа. Только при обеспечении полной гарантии развития каждого этноса как нации  мы имеем шанс стать нацией - государством.

В Российской Федерации концептуально  и конституционно определены базовые  принципы демократической национальной политики, ее основные цели и задачи на современном этапе, конкретные направления  и механизмы реализации государственной  национальной политики. На смену политике колонизации, ассимиляции, унификации и патронажа должна прийти политика паритета и партнерства как в  отношениях друг с другом, так и  в отношениях с властью. Нет необходимости  вновь писать очередную концепцию  национальной политики. Время концепций  мы уже прошли. Теперь все будет  зависеть от позиции и практических усилий Президента и всех органов  власти в центре и на местах в  сфере федеративных и национальных отношений. Российский гражданин любой  национальности должен быть уверен в  том, что Президент России - это  гарант самобытного и равноправного  развития всех народов страны, гарант единства и общности их духа как  представителей одного народа, одного государства. Повторяю, представитель  любой из 176 национальностей России, каждый гражданин страны имеет право  видеть в Президенте России выразителя интересов и воли как своего народа (национальной воли), так и всего  многонационального (общенациональной, гражданской воли) народа Российской Федерации. Таков статус и каждого  руководителя в краях, областях, автономиях и в республиках. Пока, к сожалению, не все соответствуют этому статусу  даже в своих намерениях.

Президент Российской Федерации, оставаясь  русским, призван быть и первым россиянином. Мозаика российского общества очень  богата в национальном, религиозном, демографическом, социальном, профессиональном и в иных измерениях. И задачи органов власти в центре и на местах: необходимо дойти до каждой национальности, до каждого человека, почувствовать  их боль и надежды, помочь им найти  свое место в многонациональном  российском обществе. Чтобы человек  стал патриотом страны, важно, чтобы  он чувствовал себя ее полноценной  частью, равноправной во всех измерениях, в т.ч. и в национальном, языковом, культурном, религиозном и т.д. Гражданин  не может быть патриотом своей  страны, государства в полном смысле этого слова, если он в осуществлении  своих повседневных гражданских  прав сталкивается с дискриминацией по национальному, культурному, языковому, религиозному и прочим признакам. Гражданин России, являясь представителем той или иной национальности, по сути и по делу - россиянин. Российский поэт, дагестанец Расул Гамзатов сказал мне по этому поводу буквально следующее: "Многонациональность в целом, как и отдельные национальные образования, - это для России вопрос сущности, а не формы". То есть Многонациональность присуща каждой клеточке российского общества. Отсюда комплексный, всеобъемлющий характер самой национальной политики. "политикам, государственным деятелям, законодателю!, чиновникам Российской Федерации важно это: внять, если мы хотим действительно построить в России демократическое, стабильное, благополучное государство. Как говорил в начале века В. Соловьев:

""Национальный вопрос в  России - это вопрос не о существовании,  а о достойном существовании".

•""Именно таким должно быть понимание основ национальной политики в Российской Федерации, ее целей:" и задач. Достойное существование  каждого каждого гражданина России в российском государстве, обществе - это основа и конечный результат  осуществления национальной политики. А насколько мы в своих чувствах, мыслях и в действиях далеки от этого идеала?!

Это вопрос, содержание ответа на который  может во многом определить перспективы  России - и как общества, и как  государства.

С избранием В. В. Путина президентом  патриотизм в нашей стране вновь  имеет шанс стать созидательной  силой для государства, народов  и общества. Нынешнему национальному  патриотизму во многом присуще разобщение народов и отдельных людей  по национальному и религиозному признакам. Истинный национальный и  государственный патриотизм раскрывает творческий потенциал каждого народа и объединяет его в общегосударственном  масштабе. Государство не может и  не должно оставаться посторонним наблюдателем. Россия действительно нуждается  в безопасном и созидающем, способном  собирать многонациональное российское общество и государство патриотизме. Нам нужен просвещенный патриотизм, патриотизм достоинства каждого народа, каждой культуры, каждого гражданина, патриотизм собирания России, ее возвеличивания созидательными делами, достойным существованием и сосуществованием народов, культур и граждан страны. Для обеспечения господства в общественном и индивидуальном сознании ценностей такого патриотизма необходимы: демократизация государственной и общественной жизни страны, внимательный учет и согласование интересов, потребностей и достоинства всех национальностей страны, выявление и объединение их самобытного потенциала, налаживание межнационального сотрудничества и сотворчества, укрепление единства и жизнеспособности всего российского государства и общества. Отсюда роль и значимость последовательной и систематической работы органов власти и гражданского общества в центре и на местах по выработке и реализации национальной политики современной России. Демократическое обустройство в едином государстве всех народов страны - это коренной вопрос российского государства и общества. В связи с этим считаю необходимым обозначить и учесть в современных условиях следующие направления государственной национальной политики.

1.1. Сущность наций как  этносов, роль национального фактора  в обществе и государстве. Перспектива  формирования России как нации-государства

Методологически и политически  важно разобраться в этих вопросах в новых исторических условиях. Пока тут господствуют два подхода: с  одной стороны, нация-этнос преподносится  как субстанция мифологическая, духовная, абстрактная, а значит временная, с  другой - как жесткая реальность с обязательным набором определенных, достаточно догматичных объективных  и субъективных признаков.

Информация о работе Национальная политика в современной России