Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:48, реферат
Российское общество в настоящее время переживает достаточно знаменательный момент: происходит очередная реформа политической системы. Интерпретация этой реформы как представителями политической элиты, так и представителями политологического сообщества вызывает достаточно много контраверз, центральной из которых, на мой взгляд, является понимание взаимоотношения между властью и обществом.
Российское общество в настоящее время переживает достаточно знаменательный момент: происходит очередная реформа политической системы. Интерпретация этой реформы как представителями политической элиты, так и представителями политологического сообщества вызывает достаточно много контраверз, центральной из которых, на мой взгляд, является понимание взаимоотношения между властью и обществом. Чем являются эти отношения сейчас, чем они могут являться, и чем они должны являться? Что представляет из себя в настоящее время политический вектор развития России?
Вопросы чрезвычайно значимы
не только для политической элиты
и для политического
Книга состоит из трёх частей.
В первой части рассматриваются
теоретико-методологические проблемы
исследования образов власти и лидеров,
при этом подробно анализируется
специфика изучения образов власти
применительно к российскому
обществу, В центре внимания авторов
оказывается влияние
В качестве исходного пункта для анализа образов власти авторы выбирают положение, согласно которому результаты выборов в значительной мере определяются образом того политика, за которого голосуют избиратели. Такой подход означает, что в центре внимания исследователей оказываются не политические программы тех или иных партий, не рациональные ожидания, связанные с проблемами
развития страны и её отдельных
областей, а именно психологическое
воздействие (часто бессознательное
или плохо осознаваемое) образа политика
на принимаемые избирателями решения.
Достаточно ясно, что такая точка
зрения на процесс реализации демократии
требует весьма серьёзного обоснования
применительно к конкретному
обществу, в котором исследуется
характер демократического процесса.
Существует весьма значительная литература,
объясняющая воздействие
В какой мере избиратели России
демонстрируют «авторитарный» тип
политического сознания? Смогла ли
в России в условиях почти двадцати
лет реформ сформироваться «демократическая
личность»? Каковы критерии для выявления
существования такой «
Исследование авторами эволюции основных ценностей демократии в российском обществе между 1993 и 2000 гг. достаточно показательно.
Если значимость таких
ценностей как свобода и
Эта точка зрения подкрепляется также приведенным в книге достаточно детальным анализом отличия российской политической культуры от политической культуры западных обществ.
Базисные методологические посылки авторов книги можно вкратце свести к следующему.
1. Образы власти в России
в 90-е гг. имели динамику, тесно
связанную с фундаментальными
поворотами в процессе
2. Значение имеет не
только образы существующей
3. Образ власти является сложно иерархизированным психологическим феноменом.
4. В процессе анализа
образов власти необходимо
5. Особенности процесса
восприятия власти находятся
под сильным влиянием
6. Формирование образов
власти у лиц с авторитарным
типом политических
Исследования проводились
на протяжении семи лет, при этом в
год обрабатывалось в среднем
примерно 250 интервью. Результаты исследования
по отдельным аспектам восприятия образов
власти достаточно хорошо корреспондируют
с основными посылками
армия и политические партии. Этот результат ясно характеризует усреднённый тип российского политического сознания как ориентированный на иррациональное и анти-институциональное восприятие власти. В этом отношении характерны также результаты исследования восприятия «идеальной власти». «Идеальная власть» воспринимается прежде всего как морально-этическая и силовая, а не политическая категория (политической категорией «идеальную власть» согласны признать в среднем 20 с небольшим процентов участников интервью).
К сожалению, объём рецензии не позволяет детально изложить богатую палитру результатов, полученных при изучении визуальных и вербальных характеристик образов власти, психологической структуры образов власти, отношений к власти в контексте исторической памяти. Во всех этих аспектах исследование представляет весьма богатый материал для размышления.
Хотелось бы остановиться
ещё на некоторых аспектах анализа
рациональных и бессознательных
компонентов восприятия образов
российских политиков, составляющих весьма
существенную долю третьей части
книги. Приведенные в книге данные
исследования весьма ясно, на наш взгляд,
ещё раз подтверждают центральную
роль бессознательного восприятия образа
политических лидеров в российском
обществе. Приведенные сопоставления
«рационального» и «
Результаты исследования,
полученные в рецензированной книге,
заставляют весьма серьёзно задуматься
над перспективами эволюции российской
политической системы. То доминирование
«личностных» образов власти в ущерб
программным и
партий через те же электронные СМИ репутации «партии власти». В первом случае активно эксплуатировались методы иррационального воздействия на избирателя через образ лидера, формируемого политтехнологами. Во втором случае эксплуатировалась идея о воздействии на избирателя «образа власти» как такового, в его, так сказать, коллективном варианте. И в том, и в другом случае роль программных установок и конкретного выбора политического курса в процессе формирования электоральной поддержки оказывалась пренебрежимо малой.
Результаты рецензируемого
исследования позволяют предположить,
что такая специфическая
Но одновременно «анти-институциональные» политтехнологические приёмы эффективно разрушали веру электората в функционирование политических партий как инструментов продвижения групповых интересов. Судя по результатам выборов в государственную думу в 2003 г., доверие к политическим партиям как к представителям интересов общественных групп оказалось практически полностью разрушенным. Значительную долю ответственности за такое положение дел несут, по видимому, и сами политические партии, сделавшие ставку на политтехнологическое манипулирование избирателем, пусть и находящее отклик в политической культуре общества, но губительное для перспектив политических организаций как таковых.
Возникает целый ряд серьезных вопросов. Если «образы власти» постсоветской России таковы, как это следует из рецензируемого исследования, то являются ли такие меры, как переход на пропорциональную систему выборов, эффективными средствами для формирования устойчивой многопартийной системы европейского типа? Неясно, что, собственно говоря, может заставить политические партии перейти от политтехнологического манипулирования образами власти к попыткам формирования в обществе политической культуры, основанной на трансляции в структуры власти инте-ресов широких групп населения.
Ключевая проблема политической
эволюции российского общества связана,
по-видимому, с особенностями тех
институциональных изменений в
политической системе, которые окажутся
в состоянии повлиять на политическую
культуру общества в сторону ее рационализации.
На мой взгляд, можно констатировать,
что и методологический подход, и
результаты, полученные в рецензируемом
исследовании, стимулируют постановку
новых исследовательских
в российском обществе, и являющихся ключевыми для будущего демократии в России.
Книга написана ясным языком и читается с большим интересом. Её, безусловно, можно рекомендовать не только профессиональным политологам и студентам, изучающим общественные науки, но и широкому читателю, желающему всерьез подумать о политическом будущем того общества, в котором он живёт.
55
Глава 3. Культурный контекст восприятия власти в России
2.1.Перспективы российской
демократической власти и
В современной России анализ процесса формирования и основных элементов содержания образа власти невозможен без учета того факта, что на протяжении последнего десятилетия Россия развивается в условиях социокультурного кризиса. Основанием для подобного утверждения является целый ряд исследований, авторы которых приходят к выводу, что в указанный период одновременно с процессом глубокой трансформации социальных структур общества происходило разрушение системы культурных символов, поддерживающих его идентичность. (См.: Ядов, Ионин, Следзевский и др.)