Основные субъекты политической жизни современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Политические партии после государства являются одним из основных институциональных субъектов политической жизни общества, наиболее организованной частью гражданского общества. Несмотря на сравнительно недолгую историю своего существования - в современном виде политические партии существуют в мире со второй половины XIX века - они стали, несомненно, одним из важнейших достижений человеческой цивилизации.

Вложенные файлы: 1 файл

кр.docx

— 28.07 Кб (Скачать файл)

Ведение

 

Политические партии после государства  являются одним из основных институциональных  субъектов политической жизни общества, наиболее организованной частью гражданского общества. Несмотря на сравнительно недолгую историю своего существования - в современном виде политические партии существуют в мире со второй половины XIX века - они стали, несомненно, одним из важнейших достижений человеческой цивилизации. Это - «самая политическая» из всех общественных организаций современного общества: ее целью является завоевание, удержание и использование государственной власти, осуществление связей между обществом и государством.

Многопартийная система в странах  Западной Европы и Северной Америки  накопила огромный опыт деятельности политических партий. С недавних пор  политический плюрализм стал реальностью  и в нашей стране. На поверхность  общественной жизни выходят все  новые политические партии со своими программами и уставами. Своей  деятельностью они активно влияют на политику государства и его  органов. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных  семей или популярных лидеров, в  течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые  мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в  начале XIX в. В настоящее время в России действует около пятнадцати партий. Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.

 

Политический  спектр России

 

К декабрю 2002г. в стране насчитывалось  около 40 политических партий, зарегистрированных в Минюсте, и свыше 60 общественно-политических движений, претендующих на получение  статуса “политическая партия”. Таким образом, в России формируется  многопартийная система.

 

Современная политология выделяет множество  взаимо-переплетающихся типов партий по самым различным признакам:

 

а) по характеру функционирования: кадровые и массовые;

 

б) по характеру политического поведения  в обществе: демократические и  тоталитарные;

 

в) по месту в политической системе: правящие и оппозиционные;

 

г) по взглядам на характер развития общества: эволюционные, реформистские, радикалистские;

 

д) по идеологическим направлениям: правые (консерваторы, либералы и др. и левые (социалисты, коммунисты и др.).

Рассматривая политическую реальность в современной России, можно предложить некий интегральный подход к определению места политических партий в политическом спектре России. Суть его заключается в отношении партий к политическому режиму.

Политический  спектр России можно представить  следующим образом.

К центристским партиям относятся:

К правому центру - Всероссийская партия – «Единая Россия». Данная партия была создана (2001г.) в результате объединения “Единства”, “Отечества”, а затем “Вся Россия”, которые принадлежали к одному - центристскому направлению. В ноябре 2002г. председателем Высшего совета партии был избран Б.Грызлов

“Единая Россия” и ее союзники по правоцентристскому блоку - думские  депутатские группы - “Народный  депутат”, “Регионы России (электорат - ок. 50%) проводят линию на поддержку политики Президента и Правительства РФ. Руководство “Единой России ” намерено объявить себя партией власти. Надо сказать, желающих “нести бревно” вместе с В.Путиным становится все больше. К концу года планируется принять миллион. Прием весьма упрощен: чтобы вступить в “ЕР” достаточно заполнить анкету, приложить фотографию и отправить в Москву. Там стоит специальная машина, со скоростью 100 тыс. штук “пекущая” партбилеты нового образца. В ее рядах вынашивается предложение пригласить В.Путина на роль своего лидера. Однако, как заметил сам В.Путин, чтобы объявлять себя партией власти, много ума не нужно. Если “Единая Россия” желает стать действительно цивилизованной правящей партией, то ей еще предстоит уточнять свое место в российском идейно-политическом спектре.

 

К левому центру - партии социалистического, социал-демократического толка. Их лидеров  можно назвать социально-ориентированными умеренными реформаторами. Ряды левоцентристов пополняются, главным образом, за счет “отпочкования” от Национального патриотического фронта, возглавляемого КПРФ, т.е. идет процесс “поправения” некоторых организаций. Левоцентристские партии лояльны к политическому режиму. В силу разобщенности этих партий их влияние на электорат слабое.

Все партии, находящиеся левее и правее центра - это партии в той или  иной степени оппозиционные по отношению  к политическому режиму.

 

К умеренным левым относятся  КПРФ (Г. Зюганов) и ее союзники по национально-патриотическому  фронту. Электоральная база у них  значительная и устойчивая - до 30%. Социальная опора у КПРФ - часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, пенсионеры.

Отношение к существующему режиму в стране выражено в Программе следующими словами: “В стране утвердился режим  национальной измены, который разрушает  отечественную экономику, духовность, государственность, ведет к утрате национальной безопасности России, превращается в национальный придаток мирового капитала”.

 

Правый фланг российского политического  спектра в настоящее время  представлен следующими либеральными политическими силами: Российская демократическая  партия “Яблоко” (РДП “Яблоко”), “Правое дело”, “Справедливая Россия” и др.

Социальную базу России российского  либерализма составляют два различных  слоя: во-первых, “старый” (советский) средний класс - слой научной и  технической интеллигенции: врачи, учителя; во-вторых, “новый” средний  слой, связанный с частным сектором экономики - крупные и средние  бизнесмены, директорский корпус, крупная столичная интеллигенция и творческая элита.

Электоральная база либерального крыла - ок. 15%.

 

Ресурсы политических партий в современной  России

 

Для участия в политическом процессе и достижения своих целей политические партии и общественно-политические движения в современной России должны обладать ресурсами.

Главными  из них являются:

 

наличие сильной организации, имеющей  отделения в регионах России, обладающие реальным влиянием в них на общественную жизнь и органы государственной  власти и самоуправления;

 

устойчивая связь с обществом (аккумуляция и артикуляция интересов  избирателей, постоянное давление на государственные  структуры с целью их осуществления);

 

наличие политической идеологии, основные положения которой интегрировали  бы в себе предельно широкие общественные интересы, общенациональные приоритеты и с помощью которой можно  было бы мобилизовать избирателей на поддержку политической партии или  движения;

 

сильный политический лидер, способный  вести за собой не только членов собственной организации, но и людей  из различных слоев общества. При  этом лидер должен обладать реальным влиянием на политическую элиту общества (региональную и центральную), уметь  решать сложные политические проблемы;

 

наличие финансовой базы: партии и  движения должны обладать устойчивыми  источниками финансовых средств, поддержкой со стороны крупных финансовых центров (банков, крупных фирм и предприятий) для ведения повседневной политической деятельности, для агитации, содержания центрального руководства;

 

информационная поддержка: политические партии и движения должны иметь не только собственные журналы или  газеты, но и пользоваться поддержкой масс-медиа (в первую очередь, телевидения). Создаваемый партиями и движениями со стороны масс-медиа имидж в немалой степени способствуют их успеху или неудаче;

 

информационно-аналитическая база: политические партии и движения должны иметь связь с ведущими аналитическими центрами страны и свою собственную  команду аналитиков. Аккумулируя  полученную информацию, они могут  прогнозировать дальнейшую ситуацию в стране и в зависимости от этого корректировать свою деятельность.

 

Понятие и структура основных субъектов  политики

 

   В своем реальном, повседневном  выражении политика всегда представляет  собой совокупность различного рода действий и взаимодействий конкретных субъектов в сфере их конкурентной борьбы за государственную власть. Чаще всего в качестве критериев выделения политических субъектов называются либо их конкретные действия в данной сфере, либо степень их реального влияния на принятие политических решений и их реализацию и государственную политику в целом, либо степень их организационной оформлённости. Если же руководствоваться наиболее широким и прагматичным подходом, то под субъектами политики можно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализации государственной политики.

   Каждый из действующих  субъектов способен применять  специфические способы и методы  воздействия на центры принятия  политических решений, а следовательно, обладает и собственными возможностями влияния на власть и относительно самостоятельной ролью в формировании и развитии самых разных политических процессов. Как известно, в политике действует множество всевозможных субъектов. Однако к основным можно отнести лишь субъекты трех типов: индивидуального, группового и институционального.

   Субъекты всех трех типов  внутренне структурированы, их  содержание отличается большим  разнообразием. Так, к группам  относятся различные общности  и коллективы (от неформальных до официальных, от временных до устойчивых, от локальных до транснациональных объединений). Институты также включают в себя целый круг организаций, выполняющих представительские и исполнительские функции в политической системе (партии, движения, лобби, международные организации и т.п.). К числу индивидуальных субъектов некоторые ученые, например, Д. Розенау, причисляют три вида акторов: рядового гражданина, чье участие в политике обусловлено групповыми интересами; профессионального деятеля, выполняющего в государстве функции управления и контроля, а также частного индивида, действующего независимо от групповых целей и не выполняющего при этом каких-либо профессиональных обязанностей.

   Все основные субъекты  политики находятся друг с  другом в определенных иерархических  отношениях. Например, сторонники формально-правовых подходов в качестве основополагающего субъекта рассматривают институт и, соответственно, поддерживаемую им систему нормативного регулирования. В то же время приверженцы бихевиоральной методологии и теории рационального выбора считают, что основополагающим значением обладает все же индивидуальный субъект, из совокупности действий которого строится вся политическая реальность и для формирования которой принадлежность индивида к группе не имеет решающего влияния.

   Поскольку уже говорилось  об основаниях подхода, авторы  которого интерпретируют политику  как сферу межгрупповой конкуренции  за власть (и что, естественно,  заставляет рассматривать в качестве  основополагающего политического  субъекта группу), то в данном  случае мы не будем повторять  критику в адрес противоположных  воззрений. Отметим лишь, что пафос  выдвижения индивида на первый  план при объяснении политики  имеет безусловные основания,  которые свидетельствуют о его  особом статусе в этой сфере  общественной жизни.

 

Особенности индивида как субъекта политики

 

   Роль индивида в политике крайне специфична. Конечно, он не может затмить значение групповых объединений для формирования политического пространства в целом. Однако он может повлиять на характер развития абсолютно любой политической системы. Потому-то и недостаточно рассматривать индивида лишь в качестве одного из специфических субъектов политической сферы.

   Будучи исходными социальными  атомами, из совокупности действий  и отношений которых складывается  самое общество, индивиды способны  выступать особой целью деятельности  любой системы правления и  власти. По сути дела, олицетворяя  статус человека как относительно  самостоятельного и свободного  существа, чьи интересы и возможности так или иначе противостоят обществу и государству, индивид (личность) символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности. В этом плане отношения государства и индивида выражают отношения власти и человека – этих двух противоположных начал социальной жизни и двух самостоятельных источников общественной власти.

   Организуя совместную жизнь  людей, государство тем не менее всегда выступает как начало подавления и принуждения людей к поддержанию определенных политических порядков и форм поведения. Государство – это символ повиновения и принуждения человека к обязательному для него поведению и в этом смысле является агентом неизбежного ограничения его свободы и прав. Со своей стороны, индивид выступает как начало свободного и естественного волеизъявления. Имея определенные притязания к государству, связывая с ним возможности реализации своих интересов и перспективы, человек все же остается тем существом, которое обладает собственной программой жизнеутверждения и самовыражения. И если государство способно избрать любой путь своей эволюции, то человек всегда будет стремиться к защите собственного достоинства и свободы, счастья и жизни.

Информация о работе Основные субъекты политической жизни современной России