Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:54, реферат
Краткое описание
Представителями структурного подхода являются С. Липсет, Г. Алмонд и С. Верба, Р. Инглхарт, Л. Пай и др. Они пытаются выявить зависимость между некоторыми социально-экономическими и культурными факторами и вероятностью установления и сохранения демократических режимов в различных странах.
Содержание
&1. Демократизация _______________________________________2 &2 Российская модель демократизации______________________5 &3 Особенности демократического процесса в России_________8 &4 Является ли Россия демократическим государством_______12 &5 Проблемы российской демократии на современном этапе__14 &6 Заключение___________________________________________20 &7 Список использованной литературы_____________________22 Приложение 1_____________________________________________23
&1 Демократизация является одним из видов политического
процесса, который приобрел особую актуальность
в последние десятилетия в связи с падением
авторитарных режимов и попыткой утверждения
демократических институтов во многих
государствах мира. Американский исследователь
С.Хантингтон характеризует этот процесс
как третью волну демократизации.
По мнению С. Хантингтона, начало
первой волны связано с распространением
демократических принципов в США в XIX в.;
она продолжается до окончания первой
мировой войны (1828—1926). За подъемом демократизации,
как правило, следует ее откат. Первый
спад датируется 1922—1942 гг. Вторая волна
демократизации наступает с победой над
национал-социализмом и становлением
демократии, прежде всего, в Западной Германии,
Италии, Японии. Эта волна продолжается
до середины 60-х гг. (1943—1962). Второй спад
захватывает временной интервал между
1958 и 1975 г. 1974 год становится началом третьей
(современной) демократической волны,
с момента падения салазаровской диктатуры.
Она захватила такие государства Южной
Европы, как Испания и Греция, затем распространилась
на Латинскую Америку. К середине 80-х демократизация
распространяется на ряд стран Азии, Центральной
и Восточной Европы, а затем и СССР.
Однако путь, ведущий к построению
демократического государства, долог
и непредсказуем. Демократия сама по себе
не может накормить народ, обеспечить
достойный уровень жизни, решить большинство
социально-экономических проблем, которые
являются наиболее чувствительными для
людей. Она может только создать необходимые
политические институты и практики, при
применении которых возможны наименее
болезненные для общества пути решения
накопившихся задач в интересах широких
социальных слоев.
Опыт политического развития
стран, переживающих третью волну демократизации,
показал всю неоднозначность и противоречивость
этого процесса. Речь, прежде всего, идет
о том, что во многих странах демократизация
привела к установлению отнюдь не демократических
режимов (ярким примером этому может служить
большинство стран бывшего СССР).
Многие ученые признают волновой
характер демократизации и согласны с
предлагаемой С. Хантингтоном периодизацией.
Однако при этом они отмечают, что третья
волна характеризовалась рядом особенностей,
которые явились подтверждением сложности
и многозначности рассматриваемого процесса.
Среди них выделяются следующие:
— специфика итогов: «демократические
транзиты» третьей волны в большинстве
случаев не заканчиваются созданием консолидированных
демократий;
— значительное отличие исходных
характеристик трансформирующихся политических
режимов: от классического авторитаризма
и военных хунт в Латинской Америке до
посттоталитарного режима в странах Восточной
Европы;
— более благоприятный международный
контекст.
Исследователи отмечают, что
современный этап демократизации характеризуется
рядом особенностей, которые явились подтверждением
сложности и многозначности рассматриваемого
процесса.
Среди них выделяются
следующие: «демократические
транзиты» третьей волны в большинстве
случаев не заканчиваются созданием кон-солидированных
(прочных) демократий; значительное отличие
исходных характеристик трансформирующихся
политических режимов - от классического
авторитаризма и военных хунт в Латинской
Америке до посттоталитарного режима
в странах Восточной Европы; более благоприятный
международный контекст.
Среди политологов
нет единства в определении
термина «демократизация».
Исследователи выделяют собственно демократизацию
как процесс появления демократических
институтов и практик и консолидацию демократии
как возможный итог демократизации, предполагающий
переход к современной демократии на основе
укоренения демократических институтов,
практик и ценностей.
В современной политической
науке существуют различные подходы к
изучению и объяснению содержания и факторов
демократизации. А.Ю. Мельвиль предлагает
рассматривать теорию демократизации
в рамках двух подходов: первого — структурного,
опирающегося на анализ структурных факторов,
и второго — процедурного,
ориентированного на факторы процедурные.
Представителями структурного
подхода являются С. Липсет, Г. Алмонд и
С. Верба, Р. Инглхарт, Л. Пай и др. Они пытаются
выявить зависимость между некоторыми
социально-экономическими и культурными
факторами и вероятностью установления
и сохранения демократических режимов
в различных странах.
В качестве основных выделяются три типа структурных
предпосылок демократии:
— обретение национального
единства и соответствующей идентичности;
— достижение достаточно высокого
уровня экономического развития;
— массовое распространение
таких культурных норм и ценностей
Из перечисленных выше условий
демократии у современных исследователей
не вызывает сомнений только одно — национальное
единство и идентичность, предшествующее
демократизации. В отношении других высказываются
критические замечания. В настоящее время
существуют государства с высоким уровнем
экономического развития и имеющие при
этом недемократический режим (например,
Сингапур). Можно выделить также государства
с вполне сформировавшимся демократическим
типом отношений между политическими
институтами и акторами, где при этом отмечается
высокий уровень бедности и существование
традиционных социальных структур и практик
(например, Индия).
По мнению третьей группы исследователей,
между структурным и процедурным подходами
непреодолимого противоречия не существует.
Наоборот, они скорее взаимно дополняют
друг друга, поскольку анализируют различные
аспекты одного и того же явления.
Таким образом, анализ различных
подходов также показывает, что демократизация
представляет собой сложное и многогранное
понятие, которое является предметом спора
исследователей и требует дальнейшей
доработки.
&2 Российская
модель демократизации
Процесс демократизации в России
существенным образом отличается от «классических»
моделей. Как отмечает Г.Дилигенский, своеобразие
российского опыта демократизации состоит
в том, что Россия не относится к категории
традиционных обществ. В советское время
страна превратилась в индустриальную
державу с относительно высоким уровнем
урбанизации и образованности населения.
В российском обществе сформировался
своеобразный средний класс, ядро которого
составляла научно-техническая интеллигенция
и специалисты, заинтересованные в свободной
реализации своего интеллектуального
потенциала. В позднесоветский период
широкие слои населения, в основном, ориентировались
на жизненные стандарты западного «общества
потребления». Все это создавало уникальность
конкретно-исторических сочетаний продвижения
российского общества на пути к демократии.
Следует отметить, что,
если страны Восточной Европы
оцениваются как в целом ориентированные
на формирование элементов консолидированной
демократии, то режим в России
большинством исследователей не
рассматривается как демократический.
Анализ режима в России происходит
в рамках альтернативных и
промежуточных форм политического
развития при постоянном подчеркивании
особого характера российской
трансформации.
Одной из распространенных
моделей российской демократизации является
модель А.Ю.Мельвиля. Она основывается
на ряде условий, влияющих на процесс демократического
транзита.
1. Внешняя международная
среда (геополитические, военно-стратегические,
экономические, политические, культурно-идеологические
факторы). Включает в себя факторы, проявившиеся
в 1980-е гг. и повлиявшие на реформаторские
тенденции в СССР. Они были не решающими,
но благоприятными для будущего развития
демократии.
2. Государство-
и нациеобразующие факторы (единая
территория, единое государство, чувство
национальной идентичности). Для современной
России по-прежнему является трудноразрешимой
задача обеспечения национального единства,
которая (по теории Д.Растоу) должна решаться
до начала демократизации. Следовательно,
данный фактор осложнил процесс демократизации
в России и во многом обусловил его отличие
от переходных процессов в других странах.
3. Общий социально-экономический
уровень развития и модернизации,
степень «современности» общества. Российская
демократизация осуществляется в условиях
невысокого уровня экономического развития,
длительного отсутствия элементов рыночной
экономики, что негативным образом повлияло
на развитие трансформационных процессов.
Поэтому влияние данного фактора является
неблагоприятным.
4. Социально-классовые
процессы и условия (степень социальной
дифференциации и развития, взаимоотношения
между классами и социальными группами).
В России не было необходимой для демократии
социальной базы, т.к. отсутствовал средний
класс, существовала высокая дифференциация
доходов между богатыми и бедными, не было
консенсуса между основными социальными
группами. Поэтому влияние этого фактора
также следует признать неблагоприятным.
5. Социокультурные
и ценностные факторы,
доминирующие в обществе культурно-политические
ценности и ориентации. Для России не было
характерным массовое распространение
ценностей и ориентаций, характерных для
гражданской политической культуры. Демократический
пафос начала 1990-х гг. быстро сменился
апатией. Серьезным препятствием для демократизации
остается пассивность населения, связанная
с разочарованием во власти. В целом действие
данных факторов в большей степени является
отрицательным, чем положительным.
6. Политические
факторы и процессы (взаимодействия партий,
общественно-политических движений и
организованных групп с новыми политическими
институтами и процедурами, выбор ими
политических стратегий и тактик). Данный
уровень факторов предполагает также
взаимообусловленность политических
и экономических преобразований. Административный
способ осуществления политических и
экономических реформ отрицательно повлиял
на процесс демократизации, что привело
к расколу между властью и обществом.
7. Индивидуальные,
личностные политико-психологические
факторы (конкретные решения и действия
ключевых политических акторов. Наряду
с широким распространением авторитарных
тенденций в массовом сознании сохраняются
авторитарные настроения и у важнейших
политических субъектов, что в целом делает
зависимым российское общество от конкретного
политического руководителя.
Совокупное влияние
этих факторов свидетельствует
о возможности реализации авторитарного
варианта в современной России.
В качестве препятствий для
реализации такой альтернативы
автор выделяет рост плюрализма
групповых и корпоративных интересов,
осознание гражданами зависимости
власти от выбора общества, нарастание
процессов формирования политической
идентичности и др.
Модель российской
демократизации, построенная В.Гельманом, основана
на анализе трансформации политического
режима. При этом автор модели опирается
на следующие структурные параметры, определяющие
различие посткоммунистических режимов:
механизм смены политической власти, характеристики
акторов политического режима, соотношение
формальных и неформальных институтов
политического режима, характер проведения
выборов, роль представительных институтов,
роль политических партий, роль средств
массовой информации.
В целом модели российской
демократизации по-разному прогнозируют
дальнейшее развитие событий. Так,
Ю.А.Красин в качестве
одного из вариантов дальнейшего развития
демократизации считает возможным принятие
«мягкого авторитаризма», который в наибольшей
степени отвечает не только отечественным
традициям и историческому опыту, но и
нынешней политической обстановке. Суть
«мягкого авторитаризма»
заключается в независимости и свободе
граждан в неполитической сфере и в авторитарном
формировании внутренней и внешней политики.
Однако путь к демократии от «мягкого
авторитаризма» не гарантирован и может
привести к жесткому авторитаризму.
&2Особенности демократического
процесса в России
Современные исследователи
единодушны в том, что демократия жизненно
необходима России, потому что она в большей
мере, чем какой-либо иной политический
режим, защищает достоинство человека.
Только демократия обеспечивает максимально
возможную свободу обмена идеями и распространения
информации, без которых невозможно осуществить
переход к информационному обществу XXI
века; содействует развитию гражданского
общества и самостоятельных политических
партий, способных контролировать власть,
удерживая ее от изоляции и застоя; может
реализовать принцип разделения и взаимного
контроля властей, который является наиболее
эффективным средством против бюрократической
деградации государства.
Устойчивая демократия
необходима России как обязательное
условие динамичного развития
в XXI веке.
Россия является примером нелинейного
развития демократического процесса.
После появления в политической жизни
новых институтов и практик: представительных
учреждений, парламента, политических
партий, Конституции, Конституционного
суда, свободных выборов и т.п.) произошел
откат первой демократической волны. С
политической арены практически исчезла
политическая партия “Демократическая
Россия”, которая была основой массового
сопротивления ГКЧП в августе 1991 года,
в октябре 1993 года был обстрелян Белый
Дом, в котором работал представительный
орган власти – Верховный Совет, произошло
разграбление государственной собственности
(путем ваучерной приватизации, залоговых
аукционов, намеренного обанкрочивания
предприятий) “новыми русскими”, резко
упал жизненный уровнь трудящихся (особенно
интеллигенции), разрушилась социальная
и экономическая инфраструктуры страны.
И все это происходило на фоне безудержного
обогащения узкого круга лиц, увеличения
их влияния на центральную и региональные
власти, коррупции чиновничьего аппарата,
роста криминала при полной неспособности
государства справиться с ним.