Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:00, реферат
Современное российское общество относится к числу переходных обществ, поэтому политический процесс достаточно противоречив. Отечественные исследователи современного политического процесса (С.Грановский, Е.Мелешкина, Р.Мухаев, В.Никонов, А.Салмин, Г.Сатаров, О.Смолин, М.Урнов и другие) отмечают сложность и неоднозначность его изучения. Так Р.Мухаев выделяет семь основных особенностей1.
IV. Особенности политического процесса в России
Современное
российское общество относится к
числу переходных обществ, поэтому
политический процесс достаточно противоречив.
Отечественные исследователи
Первая
особенность политического
В
условиях перехода России к рыночной
экономике статусная
Отсюда
вытекает вторая особенность политического
процесса в России - отсутствие консенсуса
между участниками
18.
Новые политические силы, представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при переходе к рыночной экономике, чем, например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой экономики». Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).
Третья
особенность политического
Отсутствие дифференциации и специализации политических ролей и функций у субъектов и носителей власти обусловлено российской политической традицией, заключающейся в концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время у монарха, а в советское - у властвующей коммунистической партии. Малейшее ослабление политического господства монопольно властвующего органа приводило к конфликтам, потере управляемости социальными процессами и в конечном счете к революциям.
В современных условиях ситуация концентрации политического господства в России не преодолена, несмотря на формально-юридическую декларацию принципа разделения властей и функций. Только теперь большинство политических функций конституционно сконцентрировано в руках президента страны. Сохранение в подобных объемах власти в президентских структурах во многом является результатом несформированности институтов гражданского общества, недифференцированности групп интересов.
Четвертая
особенность политического
в обществе единой коммуникационной системы. Вертикально организованный политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога. Несформированность институтов гражданского общества, не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. В условиях советского тоталитарного режима единственным легальным каналом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. Такая форма позволяла власти контролировать умонастроения большинства общества, целенаправленно формировать их. В период так называемой хрущевской оттепели система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм коммуникации, которые имели латентный (скрытый) характер. Так появились диссидентские организации, косвенно представлявшие власти требования определенной части интеллигенции. В этот же период достаточно активно шел процесс формирования групп интересов, связанных с «теневой экономикой».
Не
создана разветвленная система
представительства интересов и
в наши дни. А наибольшими возможностями
здесь обладают правящая элита и
бюрократия, контролирующие ресурсы
и политическое влияние. Партийная
система в России еще не в состоянии
выступать эффективным каналом
трансляции требований от широких социальных
общностей к власти. Вероятно, поэтому
доминирующей формой политического
представительства стали
Пятая
особенность политического
государству,
поскольку оно концентрирует
власть и ресурсы в своих руках.
Однако отсутствие дифференциации политических
ролей и функций институтов государственной
власти приводило к тому, что процесс
принятия решений был анонимным.
Принцип «коллективной
Шестой
особенностью российского политического
процесса является высокая концентрация
политической власти и ресурсов в
руках правящей элиты, что заставляет
контрэлиту и оппозицию оформляться
и выступать в качестве радикальных
движений, а не политических оппонентов.
Острое противоборство правящей элиты
и контрэлиты выступает следствием
культурно-политической неоднородности
самой элиты, разные группы которой
ориентируются как на либеральные,
так и на социалистические ценности.
Идеологическое противостояние дополняется
процессом кристаллизации интересов
на основе экономических факторов -
частной собственности, конкуренции,
рынка и т. д. Усиливающееся имущественное
неравенство углубляет
Седьмая
особенность политического
Ельцин,
выступая с доктриной «партнерства
во имя мира» с западными
Однако
уступки во внешней политике в
обмен на финансовую поддержку правящего
режима не продвинули страну по пути реформ,
а лишь усиливали финансово-
I. Понятие политического процесса
Взаимодействие субъектов политики по поводу государственной власти предполагает процессуальный подход, который позволяет исследовать причины возникновения тех или иных политических проблем, процесс выработки и принятия политических решений, создание новых структур управления, т.е. речь идет о политической практике, конкретном управлении, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Все это составляет суть политического процесса, который отражает политическую реальность и является результатом борьбы интересов различных политических сил, социальных групп и граждан, их влияния на властные структуры. Результатом взаимодействия различных субъектов является создание устойчивых связей и взаимоотношений, возникновение новых правил и норм, создание или воспроизводство политических институтов.
Наиболее существенные отличия процессуального от других трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлений. В данном контексте речь идет о динамической характеристике политики, связанной с изменениями в поведении и отношениях субъектов по поводу властных интересов, которая разворачивается во времени и в пространстве.
Под
политическим процессом понимается
динамическое измерение политической
жизни, заключающееся в
Информация о работе Особенности политического процесса в России