Политика и международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:02, реферат

Краткое описание

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…2
Международные отношения и место в них политических отношений ….…..3
Механизм формирования и функционирования международных политических отношений …………………………………………………….…9
Теоретическое обоснование международных политических отношений …..16
Заключение ………………………………………………………………………22
Литература……………………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 46.30 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

Введение ……………………………………………………………………….…2

Международные отношения и место в них политических отношений ….…..3

Механизм формирования и функционирования международных политических отношений …………………………………………………….…9

Теоретическое обоснование международных политических отношений …..16

Заключение ………………………………………………………………………22

Литература……………………………………………………………………….23

 

ВВЕДЕНИЕ.

Для защиты своих национальных интересов любое государство  проводит определенную (успешную или  безуспешную) внешнюю политику. Это  деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов  и потребностей на международной  арене.

Внешняя политика являет собой  продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с  другими государствами. Как и  внутренняя политика, она теснейшим  образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная  ее цель – обеспечение благоприятных  международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  И МЕСТО В НИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Международные отношения  представляют собой специфический  вид общественных отношений. С последними их связывает не только то, что они есть отношения между социальными общностями, но и то, что в них отчетливо выделяются экономический, социальный, политический и духовно-культурный аспекты. В этом смысле международные отношения являются продолжением и дальнейшим развитием внутриобщественных отношений, которые уже сложились на национальной основе. В свою очередь, отличие международных отношений от отношений, складывающихся внутри отдельных общественных структур, состоит в том, что в своей совокупности они образуют качественно новую систему с присущими преимущественно только ей свойствами и чертами; они имеют более широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризуют взаимодействия по меньшей мере между двумя и более странами; основными деятельными субъектами в них выступают прежде всего сами народы, государства, общественные движения и организации со своими потребностями и интересами; их функционирование связано не с какой-то конкретной формой общественной (или государственной) власти, а с широким спектром международных норм и ценностей,созданных человечеством в ходе его длительного эволюционно- революционного развития.

 В отечественной и  зарубежной литературе дается  неоднозначная типология международных  отношений. Представители марксистской  традиции, кладя в основу формационный  и классовый критерии, выделяют  рабовладельческий, феодальный, капиталистический  и социалистический типы международных  отношений, а также типы переходные, например, от международных отношений  господства и подчинения к  международным отношениям товарищеского  сотрудничества и взаимопомощи. Иначе подходят к этому вопросу  западные ученые. Одни из них  придерживаются типологии, предложенной  еще в конце прошлого века  юристом-международником Ф. Мартенсом, суть которой состоит в хронологическом подразделении международных отношений на три типа: для первого типа, который охватывает античность, средние века до Вестфальского мирного договора 1648 г., характерны «разобщенность народов и господство физической силы»; для второго, который начинается с заключения Вестфальского договора и продолжается до Венского конгресса 1815 г., определяющим является принцип «политического равновесия» и, наконец, для третьего типа международных отношений, который утверждается с 1815 г., руководящей идеей служит «принцип национальности», дополненный впоследствии «принципом господства права .

 Другие западные ученые, также опираясь на принцип  хронологии и исторической аналогии, в основу типологии кладут  доминирующее влияние «мировой  державы» и характер формируемой  ею «глобальной системы». «Если мы представим,— пишут в данной связи американские ученые Дж. Модельский и П. Морган,— каждый период, который ассоциируется с мировой державой, как один цикл, то тогда история системы (международных отношений.— Л.Ф.) может рассматриваться как серия длинных циклов» . По мнению названных авторов, история международных отношений начиная с конца XV в. вплоть до наших дней выглядит в виде пяти последовательно сменявших друг друга этапов господства четырех «великих держав» — Португалии, Нидерландов, Великобритании и США, причем пятый цикл начался в 1914 г., получив наименование «американский век» .

 Несомненный интерес  представляет типология международных  отношений, предложенная польским  ученым В. Моравецким. По его мнению, международные отношения подразделяются на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества. Сущность первого типа отношений составляет общность межгосударственных интересов, от объема и степени которой зависит объем и уровень возможного сотрудничества. Сущность второго типа отношений характеризует понятие «совпадение интересов», которое чаще всего отождествляется с конъюнктурным соответствием, являясь чертой, свойственной отношениям между государствами с различным социально-экономическим строем. Подразделяя международные отношения на два указанных типа и подчеркивая, что в результате роста взаимодействия и взаимозависимости государств «сфера соответствия интересов в международных отношениях всецело расширяется»,3 В. Моравецкий делает вывод, согласно которому «из характера современных международных отношений следует, что их доминирующим типом может быть только взаимное приспособление государств друг к другу» .

 Расходясь в особенностях  подразделения международных отношений  на различные типы по хронологическому, содержательному, функциональному  и иному признакам, отечественные  и зарубежные исследователи практически  единодушны в том, что весьма  важную роль в их системе  играют международные политические отношения. В числе многих аргументов, подтверждающих сказанное, чаще всего приводятся следующие. Во-первых, международные политические отношения теснейшим образом связаны, а подчас и переплетены с международными экономическими отношениями. Как свидетельствует не только история, но и современная теория и практика международных отношений, интеграционные и дезинтеграционные процессы, происходящие в системе экономических отношений, неизбежно находят прямое или косвенное отражение в системе международных политических отношений. В свою очередь, стабильность или нестабильность международных политических отношений самым непосредственным образом влияет на стабильность и нестабильность международных экономических отношений. Убедительным примером тому могут служить международные политические и экономические отношения периода «холодной войны», которые приобрели необычайно деформированный, а точнее — сугубо милитаризованный характер. Как свидетельствуют данные Стокгольмского международного института мира, в середине 80-х годов более половины ученых и технической интеллигенции планеты работали над созданием средств и методов разрушения, а не созидания материальных ценностей. Военные расходы составляли 1000 млрд. долл. в год, или свыше 2 млн. в минуту. В то же время около 80 млн. чел. в мире жили в абсолютной нищете, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения .

 Во-вторых, наряду с  экономическими международные политические  отношения включают в себя  наиболее мощные рычаги управления  как собственно политическими,  так и неполитическими международными  процессами. К ним относятся: политически  значимая деятельность ООН и  других легитимных международных  органов, организаций и учреждений; политические акции институтов  межгосударственного, наднационального  характера, а также соответствующих  общественных группировок, объединений  и союзов; внешнеполитическая деятельность  суверенных государств, составляющая  живую ткань мировой политики, международных отношений и связей . Наличие этих рычагов предъявляет повышенные требования: к субъектам и участникам международных политических отношений, в особенности к их поведению в условиях кризисных ситуаций; к нормам международного права, которыми они руководствуются; к силовым структурам, которые приводятся в действие в случае нарушения международной безопасности; к политическим решениям, которые принимаются уполномоченными на то органами; к административно-управленческому аппарату, ответственному за повседневную, текущую чиновничье-бюрократическую работу. Наличие указанных рычагов ставит также перед субъектами и участниками международных политических отношений множество проблем, связанных с поиском источников их финансирования.

 В-третьих, международные  политические отношения имеют  явно выраженную тенденцию к  глобализации, т. е. к расширению  и взаимопроникновению, взаимодополнению и взаимообогащению. Сказанное объясняется прежде всего тем, что с радикальными изменениями, происходящими в Центральной и Восточной Европе, а также в СНГ, все более рушатся барьеры, разделяющие Международные политические отношения по идеологическому признаку; уходит в прошлое раскол мира на два враждебных политических лагеря с их замкнутыми политико-государственными системами, а с ним и конфронтация; теряет смысл модель двухполюсного мира, которую олицетворяли две «сверхдержавы» — США и СССР, равно как и понятие «третий мир», куда зачислялись страны, идущие либо по капиталистическому, либо по некапиталистическому пути. Глобализация международных политических отношений объясняется также повышением роли и значения общечеловеческих (глобальных) проблем в современном мире, причем как социально-экологического, социально-экономического и индивидуально-личностного, так и социальнополитического характера: предотвращения ядерной войны; прекращения гонки вооружений, разоружения; мирного разрешения региональных, межгосударственных и межнациональных вооруженных конфликтов; строительства ненасильственного мира на основе утверждения доверия в отношениях между народами, упрочения системы всеобщей безопасности.

 Глобальный характер  современных международных политических  отношений требует и совершенно  нового механизма для их регулирования, в том числе существенной перестройки уже существующих международных организаций и создания новых.

 В-четвертых, международные  политические отношения оказывают  существенное влияние на формирование  международного и мирового порядка.  Если иметь в виду международный  порядок, то речь идет о таком  устройстве международных отношений,  которое призвано обеспечить  нормальное функционирование государств  и других международных институтов, в том числе создавать и  поддерживать соответствующие условия  их существования, безопасности  и развития. Что касается мирового  порядка, то его суть заключается в том, чтобы обеспечивать потребности самого человечества, а именно выживаемость, благосостояние и справедливость в отношении конкретных людей. Разница между рассматриваемыми понятиями выражается в том, что «если международный порядок как более или менее оптимальное устройство международных отношений... существовал практически на всех этапах истории межгосударственных отношений, то мировой порядок еще только предстоит создать» . Свое влияние на международный и мировой порядок современные международные политические отношения оказывают тем, что располагают чрезвычайно большими возможностями — дипломатическими, организационно-правовыми, материально-техническими и информационно-пропагандистскими — для внедрения в практику межгосударственных и международных отношений таких принципов, как сохранение и утверждение общечеловеческих политических и нравственных ценностей; приверженность идее равной для всех международной и национальной безопасности, а также мирного разрешения спорных международных вопросов и конфликтов; уважение территориальной целостности и суверенитета; невмешательство во внутренние дела друг друга; абсолютный приоритет права народов над правами политических и государственных общностей.

 И наконец, в-пятых,  международные политические отношения  на нынешнем этапе их развития  имеют тенденцию к демократизации, демилитаризации и гуманизации. Демократизация при всей несхожести конкретных форм и результатов ее проявления у разных народов и государств находит свое выражение в общечеловеческом стремлении, с одной стороны, упразднить авторитарно-бюрократические и тоталитарные режимы, а с другой — построить современное развитое гражданское общество и правовое государство. Демилитаризация в своей основе имеет, конечно, всеобщее разоружение, однако не сводится только k нему. Она включает в себя также: ликвидацию военнополитических блоков; коренное преобразование промышленности, выполняющей военные заказы; качественное изменение научных, государственных и управленческих структур, общественных институтов, образа жизни и сознания миллионов людей, отягощенных стереотипами времен «холодной войны». Гуманизация международных политических отношений означает, что политика и государство перестают быть самоцелью и самоценностью. Они становятся орудием и средством удовлетворения всевозрастающих потребностей людей, защиты их прав, свобод и интересов Гуманизация международных политических отношений предполагает также повышение роли и значения в системе этих отношений негосударственных субъектов и участников, в том числе и особенно представителей народной дипломатии (деятелей науки, культуры и искусства, общественных, религиозных и иных организаций). Совершенно очевидно, что утверждение в качестве необратимой тенденции к демократизации, демилитаризации и гуманизации международной политической жизни зависит от того, в какой степени она будет поддержана всеми субъектами и участниками международных политических отношений, равно как и от того, как будет совершенствоваться сам механизм формирования и функционирования этих отношений.

 

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

Механизм формирования и  функционирования международных политических отношений включает в себя по меньшей мере три тесно связанных между собой элемента: 1) взаимоотношение субъектов и участников этих отношений; 2) процесс принятия ими внешнеполитических решений; 3) способы разрешения международно-политических конфликтов.

 Международные политические  отношения прежде всего выступают как пространство, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные. В зависимости от той роли, которую они играют в формировании и функционировании международных политических отношений, указанные силы подразделяются на два главных типа: субъекты и участники. Первые, по выражению польского политолога Э. Палыги, имеют инициативный характер и наделены международно-правовым статусом, а втррые имеют исполнительный характер и, как правило, таким статусом не обладают .

Информация о работе Политика и международные отношения